Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к уровню усвоения дисциплиныСтр 1 из 3Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА» (университет «Дубна») Филиал Факультет, ИСАУ Кафедра УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебной работе ____________С.В. Моржухина «_____»_______________20 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(наименование дисциплины)
По направлению (специальности) (№, наименование, направление, специальности)
Форма обучения: Уровень подготовки: специалист, бакалавр, магистр (выбрать нужное) Курс (семестр):
г. Дубна, 20 г. Автор программы: ФИО, ученое звание, кафедра_________________________ (подпись) Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовке (специальности)
(код и наименование направления подготовки (специальности)) Программа рассмотрена на заседании кафедры__________________________ (название кафедры)
Протокол заседания № от Заведующий кафедрой (подпись, ФИО)
СОГЛАСОВАНО
Заведующий выпускающей кафедрой (подпись, ФИО)____________________
Дата______________________________
Рецензент (ученая степень, ученое звание, ФИО, место работы, должность)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель библиотечной системы (подпись, ФИО)_____________________________________________________________ Требования к уровню усвоения дисциплины Для того чтобы сегодня объяснить сущность и назначение профессии экономиста, рассказать о целях и возможностях науки «экономика», трудно найти лучшее определение чем то, которое много лет назад дал выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс «Экономическая теория, — писал он, — не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Этой формулой мы еще не раз воспользуемся на страницах пособия и не только для того, чтобы выразительно обозначить важную истину, но и для того, чтобы постоянно ориентировать начинающего экономиста на истины и ценности экономистов-корифеев. А теперь немного истории. Экономическая теория как наука прошла длительный путь развития от папирусов Древнего Египта, экономических законов царя Хаммурапи и древнеиндийского трактата «Артхашастра» до современных экономических энциклопедий, содержащих развитый экономический инструментарий фундаментального и прикладного характера. Сам термин «экономика» происходит от греческого слова «экономия», которое в более точном смысле означает то, чем в настоящее время является «экономика домашнего хозяйства» Впервые греческое слово «экономия» было использовано Ксенофонтом в заглавии его сочинения И в таком виде оно просуществовало в течение веков, обозначая науку о домашнем хозяйстве, домоводство. Ксенофонт впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности современного ему общества и стал, по существу, первым экономистом. Аристотель употреблял термин «экономия» и производный от него «экономика» в этом же смысле. Различные варианты решения вопросов о том, как покупать и продавать, производить и обменивать, всегда являлись составной частью экономики. Образование человека начинается с раннего возраста и продолжается в течение всей жизни. Для того чтобы обеспечить процесс получения знаний и повышения их качества, необходимо изучить и проанализировать системы образования, национальные и мировые тенденции и переложить их на российскую почву. Общее понятие, статус, функции и назначение экономистов вообще, без подразделения по отдельным специальностям дает российский Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Современная профессия экономиста предполагает выполнение разнообразных функций, начиная от инженерно-экономической, планово-экономической, бухгалтерского учета, анализа, аудита, финансов и кредита и заканчивая исследованиями в области экономической теории. Бесспорно, что настоящий профессионал должен мыслить особым образом — с высоты тех знаний, которые дает ему экономическое образование. Ведь это ни что иное, как знания о многих процессах современной жизни. Периодически проводимые социологические опросы обнаруживают весьма высокую популярность профессии экономиста среди молодежи Профессия экономиста в этом списке оказалась на третьем месте после профессий юрист (адвокат, нотариус), банкир (финансист). Высокую значимость по мнению респондентов имеют специалисты экономического профиля: экономика и управление на предприятии, менеджмент на предприятии, финансы и кредит. Начинающим студентам необходимо знание по структуре профессиональной подготовке и его будущей деятельности. Предметом курса «Введение в специальность экономиста» является система знаний, которая объясняет понятия, категории и инструментарий экономической науки; содержание экономической теории и того, в изучении каких экономических отношений профессионально участвует своими знаниями-умениями экономист; с помощью каких функций экономист описывает, анализирует, регулирует хозяйственные явления, процессы и системы, чтобы решать основные проблемы любой экономической системы: как, что и для кого производить в условиях ограниченных ресурсов, как из безграничных потребностей человека и общества выбрать те, без которых в данный момент времени они не могут решить самые жизненно важные проблемы. Система курса «Введение в специальность экономиста» представляет собой определенный набор знаний, специальным образом выстроенных в логическую последовательную цепочку учебных тем. Основные функции курса: • познавательная — познакомить с избранной профессией, показать цель, задачи и особенности работы экономиста-студента и экономиста-практика; • методологическая — помочь с первых дней обучения экономической профессии настроиться на усвоение множества экономических методов, принципов, моделей и другого инструментария этой науки, на решение в новых условиях с учетом новых целей и ограничений уже известных и поиск инструментальных средств решения качественно новых экономических проблем, на усвоение и эффективное применение традиционных и новейших технологий решения экономических задач; • практическая — научить формулировать проблемы и уметь выбрать эффективные пути их решения. Задачи курса. Вчерашний школьник превращается в студента не после того счастливого дня, когда он увидел свою фамилию в списках принятых в вуз и не в день вручения ему студенческого билета и зачетной книжки, и даже не после торжественных мероприятий посвящения в студенты. Это происходит по мере изучения курса «Введения в специальность экономиста». Задачи курса — объяснить начинающему студенту содержание экономической профессии; связи экономической жизни человека, семьи, общества и экономической работы каждого отдельного экономиста и всего их сообщества. Этот курс научит учиться, как бы странно это ни звучало. В курсе объясняется; чему будут учить — какой набор учебных дисциплин и в какой последовательности должен быть изучен за все годы учебы; как учиться — рационально организовать самостоятельную работу вне стен вуза, эффективно и грамотно искать, легко и осмысленно находить необходимую литературу в библиотеке или на сайтах Интернет, какие применять приемы конспектирования лекций, как писать рефераты, курсовые работы с учетом требований государственных стандартов на их оформление, как готовиться к экзаменам и другое, без чего сложно достичь учебной цели — приобрести систему прочных профессиональных знаний. Одним словом, курс «Введение в специальность экономиста» — это краткий путеводитель по учебной жизни студента. Задачи курса определены с учетом новых требований к студенту и вузу, изложенных в государственном стандарте высшего профессионального образования экономиста. По окончании курса студент должен знать: - область своей профессиональной деятельности — обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; - объекты профессиональной деятельности экономиста — различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства; - особенности основных видов профессиональной деятельности экономиста — управленческой, организационной, научно-исследовательской, инновационной, методической, консультационной, образовательной; - основные понятия, определяющие образовательные программы подготовки экономиста; - образовательные заведения обучающие экономистов; - организацию образовательного процесса; - основную экономическую терминологию; - общие требования к профессиональной подготовленности экономиста после его обучения в вузе; И уметь: - определять особенности конкретных объектов профессиональной деятельности экономиста; - различать основные виды профессиональной деятельности экономиста и определять ее структуру на конкретном направлении или участке деятельности; - критически осмысливать и использовать отечественный и зарубежный опыт в сфере экономики организаций; - пользоваться основными нормативными документами, нормативно-правовыми актами, регламентирующими профессиональные требования к экономисту.
|