Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дисциплины






Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 акад. часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        лек. практич. сам.    
  1. 1
Предмет истории             Контроль за посещением лекции
  1. 2
История как наука             Контроль за посещением лекции
  1. 3
Исторические дисциплины и междисциплинарность             Контроль за посещением лекции
  1. 4
Общественная роль и значение истории. Функции истории.             Контроль за посещением лекции
  1. 5
История и политика             Контроль за посещением лекции
  1. 6
Исторические источники, их роль, классификация и основные этапы работы с ними             Контроль за посещением лекции
  1. 8
Исторический факт             Контроль за посещением лекции
  1. 9
Историческое сознание и социальная память             Контроль за посещением лекции Сдача контрольного задания № 1
  1. 10
Возникновение исторического сознания и его специфические черты             Контроль за посещением лекции
  1. 11
Основные этапы развития исторического сознания: античный историзм             Контроль за посещением лекции
  1. 12
Основные этапы развития исторического сознания: средневековый историзм и историзм эпохи Возрождения             Контроль за посещением лекции
  1. 14
Основные этапы развития исторического сознания: историзм ХVII-XVIII вв. и историзм к. ХVIII- н. ХIХ вв.             Контроль за посещением лекции
История и время.             Контроль за посещением лекции
  1. 15
Детерминистическая концепция истории: предпосылки, причины и законы в истории. Исторические альтернативы и историческая наука.             Контроль за посещением лекции
Роль личности в истории             Контроль за посещением лекции
  Язык истории: Источники             Контроль за посещением лекции
  Язык истории: Историки.             Контроль за посещением лекции Сдача контрольного задания № 2
  Формационный и цивилизационный подходы к истории.             Контроль за посещением лекции
  Итого:             Зачет

 

Содержание дисциплины

Предмет истории

Предмет, цели и задачи курса. Основные пособия по проблематике спецдисциплины, литература о научном познании. Понятие истории. История как действительность и история как наука.

Предмет истории. Споры о том, что является предметом истории и есть ли он вообще. Расширительное толкование предмета истории. «Люди в прошлом». Предметное поле истории в контексте социально-гуманитарного знания. История как одна из ведущих форм самопознания человечества. Объект исторического исследования. Крайности постановки исследовательской проблемы.

 

История как наука

История как наука. Критерии научности, их относительность. Изменения образа исторической науки. Представления о связи «объективности» и «научности» истории. Понимание «объективности» и трудности в поисках истины в истории. Проблема объективности исторического познания в философско-исторической литературе XIX-XX вв. Споры «сциентистов» и «антисциентистов». Логические истоки сомнений в «научности» истории. Сравнение истории и естественно-научного знания. Агностицизм. Борьба за научный имидж и нападки на историков. Так ли уж плоха субъективность в истории? Современные подходы к пониманию «научности», «объективности», «истинности» (в том числе и исторической). Исторический релятивизм Множественность образов истории как науки.

 

Исторические дисциплины и междисциплинарность

Учебная работа студента-историка. Виды учебных работ (лекция, семинар, коллоквиум, практика, тестирование, контрольная и т.п.). Учебная и методическая литература, принципы работы с ней. Научная работа студента-историка. Виды научных работ (реферат, доклад, курсовая работа, тезисы доклада на научной конференции, рецензирование, дипломная работа). Общая логика и основные этапы работы над темой исследования.

Система исторических дисциплин. Пространственно-географическая и тематическая специализации историков. Основные направления тематической специализации: политическая история, социально-экономическая история, интеллектуальная история. Влияние других дисциплин на историю, историографические повороты. Диалектическая связь всех этих историй и «тотальная история».

Вопрос об «иерархии» дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины, их теоретические и прикладные задачи. Условность терминологического определения «вспомогательные».

Новые исторические субдисциплины. Клиометрия. Психоистория. История ментальностей. Гендерная история. Опасность фрагментаризации исторической науки и пути ее преодоления. Субдисциплинарная пестрота и представление о целостности профессии. Эго-история.

 

Общественная роль и значение истории

Нужна ли история: убеждения и сомнения. Изменение с течением времени понимания общественной роли и функций истории. Понятие " социальные функции исторической науки". Социальные функции историописания в античности и средние века. История в идейно-политической борьбе нового времени. Социальные функции современной историографии. Научно-познавательная функция. Прогностическая функция, функция социальной памяти. Воспитательная функция. История в современном мире.

«Преходящие» и «вечные» функции истории. История как методологическая модель науки. Эстетическая функция истории. Имеет ли историк право на удовольствие: точки зрения позитивистов и постмодернистов. Научно-популярная история: достоинства и недостатки. Воспитательная функция истории. История в школе. Познавательная ценность истории: не только узнать, но и понять.

Представление о связи прошлого, настоящего, будущего.

Социальная функция истории. Можно ли научиться на опыте истории. Роль истории в прогнозировании будущего: между Л. Февром и К. Поппером. Метаистория и идеография. Историческая наука как одна из составляющих процесса изменения действительности.

Роль истории в генезисе самосознания общества, группы, личности. История как лекарство от «ментальных разрывов». Роль истории в подготовке специалистов-управленцев и государственных служащих.

 

История и политика

История и политика. Характер связи политики (в более широком плане – идеология) и истории. Зачем политикам история. Политическая функция исторической аргументации. Практика опоры на исторический прецедент. Историки-профессионалы в политике: момент Ф. Гизо. Концепция презентизма Ф. Тёрнера и Б. Кроче: прошлое не может быть объективно «реконструировано» раз и навсегда, оно каждый раз конструируется заново. Принцип партийности исторического познания. Его обоснование в малогерманской историографии. Понятие партийности в историческом исследовании, ценностный подход в истории. Вульгаризация и догматизация принципа партийности в советской историографии. Партийность и беспристрастность. История – служанка политики. Концепция М.Н. Покровского и «переписывание» истории. Как пытались совместить партийность и беспристрастность. Политические заказы и рождение новых направлений в историографии.

 

Исторические источники, их роль, классификация и основные этапы работы с ними

Варианты отношения исследователей к источникам. Приоритет источника (позитивисты), приоритет историка (неокантианцы) и проблемы их взаимодействия (феноменология). Два способа написания истории (источниковедческий и проблемный). Понятие «исторический источник». Историческое знание, как «дважды субъективизированное отражение». Виды классификаций источников. Типы источников с точки зрения форм фиксирования информации.

Письменные источники. Их классификация, особенности и этапы работы с ними. Выработка принципов научного исследования источников. Фальсификации в истории. Что такое «критическое отношение к источнику». Внешняя критика источника. Критика искренности (выявление лживых утверждений) и критика достоверности (выявление заблуждений). Функции текста, свидетельства намеренные и ненамеренные. Создание психологически достоверного образа автора источника. Внутренняя критика источника. Анализ языка источника, деконструкция текста. Источник как историческое явление культуры своего времени.

 

Исторический факт

Исторический источник и исторический факт. О роли фактов в истории. Абсолютизация фактов. Фактомания. Означает ли знание «фактов» знание истории. Факты как основа исследования. Совокупность фактов, их отбор и проблема репрезентативности. Понятие «исторического факта». Факт как «вещь в себе» и как ее отражение в нашем сознании. Факт как " фрагмент действительности" и научно-исторический факт. Их соотношение. Роль воображения и интуиции в историческом исследовании. Факты создаются или обнаруживаются. Проблема общих стандартов рациональной приемлемости для описания и мира «эмпирических фактов», и мира «ценностных фактов». Варианты классификации исторических фактов.

 

Историческое сознание и социальная память.

Специфика различных уровней мышления: от научного до обыденного. Понятие " историческое сознание". Его соотношение с общественным сознанием. Степень изученности, с одной стороны, исторического сознания, его структуры, форм и функций, а, с другой – социальной памяти в исторической науке. Историческая память. История и миф. Историческое сознание и ментальность общества. Типы исторического сознания. Трактовка понятий «историческое сознание» и «социальная память». Современные изменения взаимоотношений профессионального научного знания и массового исторического сознания и кризис идентичности.

Социальная память как основа для формирования социально-групповой идентичности (история и политика). Значение анализа памяти как основы исторического мышления для осмысления и обоснования принципов исторической науки. Традиционализм, ностальгия и оптимизм как компоненты социальной памяти. Социальные группы и множественность памяти. Закономерности эволюции социальной памяти.

Современные трактовки принципа историзма.

Возникновение исторического сознания и его специфические черты

Определение «исторического сознания». Структура исторического сознания. Его уровни. Особенности «мифологического сознания». Синкретизм. «Осевое время» в истории человечества. Преодоление синкретизма. Возникновение религий спасения. Осознание «исторического времени». Оформление исторического сознания в Греции. Отличие исторического сознания от архаического и мифологического сознания. Основные этапы его развития.

 

Основные этапы развития исторического сознания: античный историзм

Точки зрения относительно существования «античного историзма». Место, отводимое истории во времена античности. Геродот как «отец истории». Предметное поле историка. Фукидид как основатель политической истории. Принципы доказательности и причинности. «Прагматическая история» Полибия. Рационализация Фукидидом и Полибием исторического метода. Первые римские историки. «Малые историки»: Диодор Сицилийский и Дионисий Галикарнасский. Компилятивная история. Цезарь, Саллюстий и проблема «объективности» истории. История морализирующая: Тит Ливий и Тацит. Плутарх и «история великих деятелей и деяний». Характерные черты античного историзма: дидактичность, событийность, риторичность, драматизация повествования (мимесис), легендарно-мифологическая традиция, авторское начало.

 

Основные этапы развития исторического сознания: средневековый историзм

«Теология истории» и «христианская историография». Августин Блаженный. Циклическое и линейное понимание исторического времени. Агиографии, хроники, анналы. Монастыри как центры историописания. Беда Достопочтенный. История как поставщик аргументов для теологического дискурса. Григорий Турский. Развитие светской истории. Виллардуэн и Жуанвиль. История прославляющая. Филипп де Комин и утверждение политической функции истории. Характерные черты средневекового историзма. Провиденциализм, наставительность, событийность, полярность пространства, двухуровневое познание мира человека (священная и светская истории), акцентирование на «актуальном прошлом», идея единородности человечества, понимание истории как духовной драмы, символизм и аллегористичность, пророческий пафос и «историческое всеведение», представления об изменчивости.

Основные этапы развития исторического сознания: историзм эпохи Возрождения

Гуманистическая философия и секуляризация сознания. Рационалистическая интерпретация человеческого общества. «Хвала истории». Риторическое направление в историографии: Леонардо Бруни и его работа «О Флорентийском государстве». Разработка принципов источниковедения. Лоренцо Валла.

Исторические взгляды Н. Макиавелли в трактатах «Государь» и «История Флоренции». Ж. Боден и его трактат «Метод легкого познания истории». Исторический релятивизм. Универсальное видение истории. Ла Попелиньер.

Характерные черты историзма эпохи Возрождения. Открытие исторического времени, представления об «исторической эпохе», выработка новых подходов к периодизации истории, идея «нового века». Ф. Петрарка. Переход от «божественного промысла» к выяснению первопричин эмпирической истории, попытки поиска исторических закономерностей, переход от описательно-дидактической традиции к попыткам теоретически осмыслить «искусство истории». Изменение отношения к времени, идея изменчивости мира истории. Появление «эрудитской истории».

Основные этапы развития исторического сознания: историзм ХVII-XVIII вв.

ХVII век как эпоха скептицизма. Кризис историографии. «История Франции» Франсуа Мезерея. Провиденциализм Боссюэ. Достижения в источниковедении. Ж. Мобийон и рождение критики архивных документов. Ришар Симон и его «Критическая история Ветхого Завета».

Влияние Английской буржуазной революции XVII в. на историческую мысль. Концепция исторического развития в трудах Дж. Уинстенли. Генезис и развитие государственности в сочинении Т. Гоббса «Левиафан».

Появление «философии истории» как самостоятельной области знания. Представления о смысле изучения истории. Болингброк. Поиски закономерностей исторического процесса. Исторические взгляды Дж.Вико и циклическая концепция времени. Э. Гиббон. Линейная концепция времени и теория прогресса. Ж.А. Кондорсэ и Й.Г. Гердер. Английское просвещение и историческая мысль. Д. Юм. У. Робертсон.

Исторические и социологические взгляды Ш. Монтескье. Развитие концепции всемирной истории и определение роли географической среды в труде «О духе законов». Вольтер как историк.

Характерные черты исторического сознания эпохи Просвещения. История «понимающая и объясняющая», всемирная история, механицизм и натуралистический историзм, идея прогресса, расцвет прагматической историографии.

Основные этапы развития исторического сознания: историзм конца ХVIII- начала ХIХ вв.

Влияние Французской революции конца XVIII в. на развитие исторического сознания. Утрата мемориальной традиции социальных групп и подъем исторической науки в н. ХIХ в.

Гегель и его «Разум в истории». История и диалектика.

Идейные начала историографии романтизма. Историзм Ж. де Местра. О. Тьерри и Ф. Гизо. Нарративная школа. П. де Барант. Характерные черты романтической историографии. Представление об органическом, независимом от сознательной воли людей развитии исторического процесса, акцентирование специфических черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности, формирование новой методологической версии принципа историзма, эмпиризм исторического исследования, преобладание нарратива над анализом, политизации истории. Теория классовой борьбы. Профессионализация истории. Точки зрения на превращение истории в «науку».

 

История и время.

Историческое время. Его отличие от астрономического. Разные скорости течения социально-исторического времени. Интерпретации «времени истории» и «времени историка»: категории «история» и «время» в культурно-историческом контексте. Формы осмысления исторического (социального) Времени в истории.

Проблема точных методов датировки событий и временных интервалов соответствующих исторических событий, обоснование таких абстракций, как «историческая эпоха», «стадия», «период», «век», «цикл», «фаза», «этап» и т.д. Вопросы периодизации всемирной истории. Концепция неделимости истории. Относительность и искусственность любой периодизации. Практические соображения и задачи периодизации. Критерии периодизации. Попытки периодизации всемирной истории в прошлом. Современные варианты периодизации. Зависимость периодизации от понимания основного содержания исторического процесса. Разложение истории на множественность времен: каждому историческому объекту - свою собственную периодизацию! Концепция трех времен Ф. Броделя. Метафоричность «исторического времени».

Вопрос о границе между прошлым и современностью, «историческим» и «неисторическим». Критерии границы. Аристотелевское понимание современности. Разночтения в определении «новой истории». Что такое «история современности» или «история настоящего». П. Нора. Трудности при изучении истории современности. Фукуяма и концепция «конца истории».

 

Детерминистическая концепция истории: предпосылки, причины и законы в истории.

Детерминистическая концепция истории. Историческая закономерность. Предпосылки, причины и законы в истории. Идея бесконечности причин, иерархия причин. Мультикаузальность исторического процесса. Вопросы индивидуального вклада то или иной причины и разграничения причин и следствий. Различные точки зрения на законы в истории. Понятие «закона». Особенности действия исторических законов. Реализация законов истории как вероятностей. Исторические законы и прогностическая функция истории. Варианты предсказаний в области социальных явлений.

 

Исторические альтернативы и историческая наука

Историческая необходимость и случайность в истории. Инвариантность и альтернативность в истории. Альтернативная ситуация и пути ее разрешения. Как писать историю в сослагательном наклонении. Теория вероятностей в гуманитарных науках. Исторические альтернативы, нереализованные исторические возможности, соотношение в истории вероятности и случайности, случайности и детерминизма. Что такое «случайность» в истории. Историческая альтернатива и историческая наука: контрфактное моделирование. Роль личности в истории, история «коллективистская» или «индивидуалистическая».

Роль личности в истории

Точки зрения на роль личности в истории. Личностное начало у гуманистов и просветителей. Вера в преобразующую силу человеческого творчества и Французская революция. «Провиденциальные люди» Гегеля. «Культ героев» Карлейля. История как жизнеописание «великих» и «достойных». Ральф Эмерсон и его работа «Избранники человечества».Я. Буркхардт о «переломных» моментах в истории.

Неприятие индивидуализма и учение о безличном процессе социальной эволюции. «Народ» (масса) как движущая сила истории. Теория саморазвития общества. Бурдо и его «История и историки». Детерминистический взгляд на историю. Марксизм о роли личности в истории. Г. Плеханов.

Современные представления о роли личности в истории (обществе). Теория активности личности (по идейным или материальным мотивам) и пассивности среды (культурной или экономической) и теория активности среды и пассивности личности. Факторы, определяющие историческую роль личности. Роль личности в динамике изменений общественного устройства.

Биографический жанр в практике историописания.

Язык истории: Историки

Язык науки. Чем слово отличается от «понятия». Страсть историков к заимствованию понятий. Терминология отечественной и зарубежной исторической науки. Условный (мифологический) характер понятий. Терминологические заимствования историков. Научная дискуссия – как проявление семантически неадекватного употребления терминов. Основные требования к понятийному аппарату. Понятие «хорошего» определения. Требование учета исторического смысла слова. Точки зрения на роль языка в практике историописания.

Язык истории. Источники

Язык источника. Р. Козеллек. Слова и вещи. Семантические мутации. Калькирование терминологии прошлого. Многовариантность обозначения одних и тех же исторических явлений. История объясняющая и языковое «осовременивание» прошлого. Проблема адекватного перевода исторических терминов и понятий. Перевод как истолкование. Практика адаптаций. Следование историческому (и социальному) смыслу слова.

Метод деконструкции текста: поиски скрытых («спящих») смыслов.

 

Формационный и цивилизационный подходы к истории.

Принцип системности в изучении истории. Социальная система и исторические структуры. " Глобальная история". Концептуальные модели исторического развития. Однолинейный и многолинейный взгляды на историю. Формационные теории. Теория К. Маркса, Ф. Энгельса. Исторический материализм. Достоинства и недостатки формационного подхода.

Теория «вызова – ответа». Дж. Тойнби. Понятие «менталитета». Трактовки термина «цивилизация». Цивилизационные теории. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.

Соотношение формационного и цивилизационного подходов к осмыслению прошлого в современном историческом знании.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал