Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и сетка часов по курсуСтр 1 из 4Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА» Для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (заочная форма обучения)
ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Рекомендовано научно-методическим советом университета
Методические указания по изучению курса «Институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент» (заочная форма обучения).– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.– с.
Авторы-составители: д.э.н., профессор Н.Г. Привалов канд. экон. наук, доцент Е.И. Марковская
Рецензент канд. экон. наук, доцент А.В. Луссе
Содержание
Общие положения. Курс «Институциональная экономика» органически связан с теоретическими курсами «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Методика научного исследования», «Философия», «Политология», «Социология», «История науки». Данная тема актуальна в свете формирования в России гражданского общества, социального государства и реформирования экономики. Тяжелейшие последствия реформ объективно провоцируют нарастание социальных и политических противоречий, а обострение в мире эколого-сырьевых проблем и нарастание общецивилизационного кризиса порождают необходимость поиска новых путей научного исследования в соединении с другими традиционными способами освоения мира – прежде всего с традиционными религиями и нравственностью. Институционализм в этом плане дает ценнейшую методологическую основу для реального выявления коренных социально-экономических проблем в России. Целью учебного курса является изучение методологических основ институциональной экономической теории. Задачи курса: -уяснение комплексного характера взаимосвязи экономических, политических, социальных и духовных факторов развития современного общества; -уяснение сущности, основных принципов и содержания важнейших концепций институционального направления; -изучение категориального аппарата и методологии институциональной экономической теории; -уяснение закономерностей формирования, функционирования и развития институтов; -анализ институтов как факторов экономического равновесия и его динамики на микро- и макроуровнях. Курс рассчитан на 6 аудиторных часов. Изучение курса включает в себя виды учебного процесса: лекции и самостоятельную работу. Роль и место в учебном процессе. Данный курс введён в рамках специальности «Менеджмент» для студентов заочного отделения. Он необходим для более глубокого изучения современной смешанной экономики, и прежде всего, для проведения самостоятельных научных исследований в социально-экономической сфере. Структура курса. Логически курс «Институциональная экономика» можно разбить на четыре раздела. В первом разделе «Теоретическая основа и история институционализма» (темы 1 – 3) дается изложение истории и логики развития институциональной науки. Исследование ее гносеологических корней свидетельствует о зарождении институциональной науки в форме «старого институционализма», как альтернативы неоклассической экономической науке. «Старые» институционалисты (Т. Веблен, Дж. Коммон, У. Митчелл и др.) двигались от права и политики к экономики; они использовали индукцию; изучали коллективное поведение, свойства индивидов выводили из свойств институтов (принцип холизма). В институтах они видели стабилизирующий фактор, который препятствует спонтанности, хаотичности, случайности развития. «Неоинституционалисты» (Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, Д. Норт и др.), наоборот, изучают политические, правовые и другие вопросы при помощи методов неоклассической экономической теории; они использовали дедукцию, принцип «методологического индивидуализма». Неоинституционализм расширил сферу исследования неоклассики, включив в нее семейные отношения, этику, политику, межрасовые отношения, преступность, историческое развитие общества, мотивацию человека, процесс принятия решений, внутреннюю структуру экономических агентов (домохозяйств, фирм, государства) и др. Раздел завершается изучением нормы как базового элемента институтов. Во втором разделе «Новейшие направления институционализма» (темы 4-8) изучаются «Постиндустриальная теория» Д. Белла, «Теория общественного выбора» Дж. Бьюкенена, «Теория игр», «Теория прав собственности», «Теория трансакционных издержек». Все они, за исключением «Постиндустриальной теории», относятся к неоинституционализму и рассматривают свои специфические проблемы с применением оригинальных методологий, заслуживших название «экономического империализма». Третий раздел «Институционализм о формировании корпоративных структур» рассматривает «Теорию фирмы» Р. Коуза, «Институциональную теорию государства» и теорию «Экономики некоммерческого сектора» (темы 9-11). Он посвящен анализу институционально-экономических корней возникновения корпораций в трех секторах современной смешанной экономики – соответственно коммерческих негосударственных нефинансовых организаций (фирм), бюджетных учреждений и небюджетных некоммерческих организаций. Четвертый раздел «Роль религиозных и этнических институтов в формировании экономики» (темы 12-13)изучает религию и национальные традиции как институциональный фактор. В качестве примера неоконсервативной экономики предлагается ознакомиться с методологией «Нравственно-религиозного неоинституционализма». В приложении приведен список рекомендуемой литературы. В процессе самостоятельной работы студенты должны овладеть знаниями и навыками, включающими в себя: - анализ существующей литературы по методологии институциональной экономической теории; - понимание терминологии по теме; - сбор необходимой информации институционального характера, проверка её достоверности и использование при принятии экономических прогнозов и планов; - использование результатов анализа при разработке и принятии решений в области экономических и социальных отношений; - оценка общих проблем современного развития институциональной науки. Виды контроля студентов и отчётность. Студенты пишут контрольную работу и по окончании курса сдают зачет. СТРУКТУРА И СЕТКА ЧАСОВ ПО КУРСУ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Методические указания по самостоятельному изучению курса «Институциональная экономика» ЧАСТЬ 1. Теоретические основы научного знания
|