Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 1. Теоретические аспекты региональной экономики и районирования территории.Стр 1 из 2Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИСГТ ____ Д.В.Чайковский «___21_»__сентября____________ 2015 г.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Рабочая программа Специальность 080103 – национальная экономика Статус дисциплины: Федеральный компонент специальности Томск
ОДОБРЕНО кафедрой экономики
Протокол № 7 от 15 сентября_2015г.
Зав. кафедрой, профессор, д.э.н. Г.А.Барыщева
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией ИСГТ.
Председатель комиссии Д.В.Чайковский «___20___»__сентября_2015г. Рабочая программа по курсу «Региональная экономика» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080103 Национальная экономика, утвержденного 17 марта 2000 года Общий объем курса ________часов. Из них: лекции – ______.часов, семинарские занятия …часа, самостоятельная работа студентов … часа. Экзамен в _____ семестре. Общая трудоемкость курса ________________________________
Составитель: д.э.н., профессор кафедры экономики ИСГТ Гасанов Магеррам Али оглы
Рецензент: Зав. кафедрой экономики, д.э.н., профессор Г.А.Барышева Выписка из государственного образовательного стандарта: Регион как объект хозяйствования и управления. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства; основные задачи региональной экономики и управления; территориальная организация общества; региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи; закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; сущность специализации и комплексного развития; природно-ресурсный потенциал России; отраслевая структура размещения экономики; методы определения отраслей рыночной специализации регионов; экономическая эффективность производства; свободные экономические зоны; региональная политика государства; региональная бюджетно-налоговая система; региональная структура управления. Целью курса является получение целостного представления о регионах Российской федерации, их развитии, объектах и методах региональной экономики, об экономической политике государства проводимой на современном этапе её инструментах и методах, региональных особенностях развития отдельных территорий страны. Особое внимание в курсе уделено развитию Сибирского федерального округа, его воздействию на экономику страны, проблемам межрегионального взаимодействия. Задачей курса является систематизация теоретических знаний студентов, формирование профессионального мировоззрения на комплексное развитие территории, приобретение практические навыков, позволяющих исследовать и анализировать изменения в экономике региона, а так же получить представление о специфики управления экономикой региона. Требования к уровню освоения курса: в результате изучения студент должен знать: · Методологические основы региональной экономики, · Территориальную организацию общества · Классификацию проблемных регионов; · Преимущества специализации и комплексного развития региона; · Региональные рынки · Тенденции развития мировых хозяйственных связей · Характеристику природных ресурсов. · Проблемы управления экономикой региона и государственное регулирование территориального развития Российской Федерации. Студент должен уметь: · Анализировать экономическую ситуацию; · Собирать и анализировать статистический материал; · Выделять конкурентные преимущества и проблемы исследуемой территории
Содержание курса
Распределение часов курса по темам и видам работ.
Во время обучения студенты выполняют 2 контрольные работы. Контрольная работа №1- тестовая форма контроля знаний, контрольная работа №2 - написание и защита реферата. Форма итогового контроля: экзамен в …. семестре. Экзамен оценивается на основе рейтинговой оценки. Баллы складываются из 2 составляющих: Работа в семестре при изучении курса даёт возможность набрать максимальное количество баллов - 60. · Работа на семинаре 4 балла, 5 занятий, итого 20 баллов. · Контрольные работы, баллы умножаются на 3, максимальный балл за контрольную работу - 15, минимальный - 3.Контольных работ в курсе 2, итого максимум за контрольные работы 30 баллов, минимум - 6 баллов. · Самостоятельная работа - это обязательная часть курса, которую студенты должны проработать к указанному семинару, либо предоставить конспект по просьбе преподавателя. За выполненную работу 2 балла. Всего на самостоятельное изучение отводится 5 тем, максимум 10 баллов. Итоговый контроль - тестирование. Итоговый тест включает двадцать тестовых вопросов. В зависимости от набранных баллов преподаватель оставляет за собой право дифференцированного подхода к студентам, пришедшим на итоговое тестирование при условии регулярного посещения занятий. Студенты, не посещавшие занятия и не набравшие баллы должны дать 14 верных ответов (70 %). Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
Планы семинаров. Семинар 1. Теоретические аспекты региональной экономики и районирования территории. План семинара: 1. Предмет и объект учебной дисциплины «Региональная экономика и управление. 2. Методологические основы и задачи региональной экономики и управления. 3. Теоретические трактовки понятия «регион». 4. Современная типологизация регионов. 5. Экономическое пространство России сегодня. Контрольные вопросы по изученным темам: 1. Что является предметом и объектом изучения? 2. Перечислите задачи региональной экономики. 3. Методы, применяемые в региональной экономике: · Виды балансового метода и их содержание; · Что включает в себя нормативный метод · Особенности метода математического моделирования. 4. Объясните сходства и различия следующих понятий: территория, район, регион. 5. Какие принципы районирования Вам известны? Какие факторы учитываются при делении территории государства на районы? 6. Какие макро регионы выделены на территории Российской Федерации? Какие еще крупные территориальные деления Вы можете назвать? 7. Дайте определение экономическому пространству. Когда экономическое пространство считается единым? 8. Можно сегодня сказать, что Российская федерация – это однородное экономическое пространство? 9. Что означает понятие территория донор и реципиент? 10. Проблемный регион. Какие регионы считаются проблемными? 11. Классификация проблемных регионов и их характеристики. 12. Особенности хозяйственной деятельности приграничных регионов. 13. Почему зоны Севера относят к проблемным регионам? Дополнительные материалы: 1. Чкаников М. Минрегион ищет баланс. Пока же доходы населения в регионах-лидерах почти в 4, 5 раза выше, чем у аутсайдеров / М. Чкаников //" Российская газета". 2009. №4932 (108) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2009/06/17/basargin.html- свободный. 2. Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2009 году. Аналитические материалы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minregion.ru/WorkItems/ListNews.aspx? PageID=- свободный.
|