Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа.

дисциплины Отечественная история
по специальностям 130504 НБ «Бурение нефтяных и газовых скважин» НР «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» 130503 НРК «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» КРС 150200 АТХ «Автомобили и автомобильное хозяйство» 080502 ЭП «Экономика и управление на предприятиях топливно-энергетического комплекса» 130602 МОП «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов», 240403 ХТТ «Химические технологии природных энергоносителей и углеродных материалов»
форма обучения очное / заочное сокр. (3 г. 10 мес.)
кафедра Нефтегазового дела, Естественнонаучных дисциплин
курс 1 / 1, 2  
семестр 1, 2 / 1, 3  
лекции 18, 34 / 4, 6, 10, 16   экзамен 1, 2 / 1, 3 (семестр)  
практические (семинарские) занятия   18, 17 / 4       зачет   - / - (семестр)  
Самостоятельная работа студента:    
с преподавателем 2 / -      
с группой 1, 4 / -      
без преподавателя 18 / -      
             

 

Нижневартовск 2010

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом рекомендаций УМО по образованию в области истории.

 

 

Рабочую программу составилВ.Я. Мауль

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Гуманитарных и экономических дисциплин» протокол № ___ от «___» _________ 2010 г.

 

Зав. кафедрой_______________Т.Г. Сологуб


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1 Цель дисциплины

 

Цель преподавания дисциплины - получение студентами знаний, умений и навыков в различных областях отечественной истории.

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

 

- формирование активного познавательного интереса к истории;

- формирование знаний об основных этапах отечественной истории и их хронологии;

- определение места и роли России в мировой цивилизации;

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к своему прошлому.

 

1.3. Рекомендации по изучению дисциплины

 

Для изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих смежных дисциплин: «Политология», «Правоведение», «История экономических учений», «История экономики».

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

2.1 Содержание дисциплины

 

 

Наименование и содержание темы Кол-во часов
   
Введение в историю или основные проблемы современной науки. Кризис историко-педагогической парадигмы. Место истории в общей системе гуманитарного знания. Современное общественное сознание и развитие исторической амнезии. Предназначение и функции истории в обществе. В.О. Ключевский. Необходимость истории в системе высшего образования. Новая парадигма историко-педагогического процесса, ее направленность и сущностные черты. История как поиск ответа на вопрос о смысле исторического, о природе самого человека, о сущности и смысле его существования. Познавательный дискурс исторического образования и его возможности. Исследовательская «лаборатория» историка, основные теоретико-методологические приемы исторического познания и закономерности исторического процесса. Пути и перспективы поиска историко-педагогической парадигмой своей идентичности.Ведущие тенденции развития исторической науки в XX веке. Кризис исторического сознания на рубеже XIX-XX вв. и его черты. Мнения А.Е. Преснякова, П.Н. Милюкова, С.Ф. Платонова. Э. Трёльч о кризисе исторической науки. Крах позитивистской парадигмы в начале XX в. Рост специализации истории. Развитие неокантианства и его адепты. Основные подходы неокантианского видения истории. Формирование «новой исторической науки» и ее существенные черты. «Смена парадигм» и «историографическая революция». Школа «Анналов», ее вклад в становление нового облика исторической науки. Концепция активной роли историка в научном познании. М. Блок, Л. Февр. Кризис как «болезнь роста». Падение авторитета марксистской эпистемы и формационной теории исторического процесса. Методологический синтез и новая исследовательская азбука как перспектива истории. 4 (2) / 3 (2) (2) (2)
Понятие о предмете и задачах истории. История как действительность и история как наука. Происхождение термина «история». Гомер, Анаксимандр. Первоначальное значение. Логографы. История как искусство. Клио – муза истории. «Открытие» науки истории. Геродот как «отец истории», его аргументы. Понятие «история» по Аристотелю. Марксистское понимание истории. История как наука о прошлом человеческого общества. Понятие «существенные черты» исторического прошлого. Два аспекта современного понимания термина «история» и их соотношение. Историки-марксисты о предмете исторической науки. Достоинства и недостатки марксистского подхода к истории. Идейно-теоретический переворот в советской историографии середины 80-х годов. М.А. Барг, И.Д. Ковальченко, Б.Г. Могильницкий и др. Преодоление отставания от западной историографии. Основные тенденции развития современной исторической науки в России. Тартуская школа и семиотическое направление в историографии (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.). Западная историография о предмете истории. Позиция М. Блока: сильные и слабые стороны. История как наука о людях «во времени». Историк и детектив. Взгляды Р. Дж. Коллингвуда: расширительное толкование предмета истории. История - наука о событиях, попытка ответить на вопрос о человеческих усилиях, совершенных в прошлом. Э. Ле Руа Ладюри и его «Территория историка». Расширение диапазона исторических исследований. Становление и развитие исторических субдисциплин. Поиск междисциплинарных подходов и сциентизация истории. Развитие исторических субдисциплин. Психоистория (Э. Эриксон, Ф. Арьес, З. Фрейд, Э. Фромм, К.-Г. Юнг, Г. Лебон, Г. Тард). История ментальности (школа «Анналов», отечественные медиевисты и востоковеды). Л. Леви-Брюль, Ж. Ле Гофф, Ж. Ревель о категории «ментальность». Историческая антропология (О. Кёлер). Клиометрия (Дж. Холл, Т. Парсонс, И.Д. Ковальченко, Р. Фогель, С. Энгерман). Достоинства и ограниченность исторических субдисциплин. 8 (4) / 4 (4) (2)
Принципы исторического познания. Понятие «методология истории» и ее терминологический аппарат. Значение понятия «метод». Определение методологии. Основные недостатки общепринятого определения. Методология истории как симбиоз природы, принципов и методов исторического познания. Задачи методологии истории. Пренебрежение к методологическим проблемам науки. Б.А. Романов. Историк – дитя своего времени. Истории, методология и историческая ситуация. Категории и принципы исторического познания, их определение и диалектический характер. Проблема объективности исторического познания. Постановка основной методологической проблемы исторического познания. Значение исторических источников, приемы и правила источниковедческой критики. Отношение к историческим источникам в историографии XIX столетия (Н.Д. Фюстель де Куланж). Формирование буржуазного объективизма. Леопольд фон Ранке. История и личность историка. Избирательный характер исторической науки. Интерпретация источников. Вопрос об отношении познающего субъекта к познаваемому объекту. История как диалог двух культур. Специфика исторического познания. Проблема большого и малого «Я» историка. Позиция Т. Моммзена («История Рима»). Необходимые и достаточные условия исторического познания. Относительный характер исторических знаний. Состояние незавершенности исторического познания и предмета познания. Возможность получения объективных знаний о прошлом. Абсолютизация этой возможности и ее недостатки. Понятие исторического факта. Представления об историческом факте в исторической науке. Исторические источники как «кладовая» фактов. Два значения понятия «исторический факт». Исторический и научно-исторический факт. Историческая природа факта. Объективная природа исторического факта и исторический релятивизм. Проблема интерпретации исторического факта. Формирование различных теоретико-познавательных моделей и образов истории. Принцип партийности в историческом познании. Исторический характер принципа партийности, его проявление в трудах античных историков (Геродот, Тацит). Подход Тацита к изучению истории, его практическое воплощение. Принцип партийности в средневековой историографии. Преодоление традиционных подходов к изучению истории (Г. Зибель). Определение принципа партийности, его имманентная связь с историческим познанием. Отношение к принципу партийности в немарксистской историографии XIX-XX вв. (О. Тьерри, Ф. Гизо). Партийность как принцип научного подхода к изучению истории. Достоинства принципа партийности. Связь принципа партийности и профессионализма историка. Партийность и конъюнктура. Партийность как неизбежное зло. Принцип историзма в научном познании. Определение понятия «историзм». Взаимодействие принципа партийности и принципа историзма в процессе исторического познания. Историзм и органическое развитие. История формирования историзма. Историзм - фундаментальный принцип исторического познания. Классификация историзма. Немецкий идеалистический историзм (Л. фон Ранке): главные идеи, характерные черты, обоснование идеи прогресса против идеи революции, обоснование специфики исторического познания. Позитивистский историзм (Г. Спенсер, О. Конт): особенности, сильные и слабые стороны. Отстаивание необходимости многофакторного подхода к истории. Практическое воплощение позитивистского историзма в научных исследованиях (Т. Бокль, А.К. Роджерс, П.Г. Виноградов, Д.М. Петрушевский, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев и др.). Кризис позитивистского историзма, его причины и проявления. Марксистский историзм. Работы В.И. Ленина («О государстве», «Письмо к И. Арманд»). Ленинское понимание историзма. Обоснование классового подхода к истории («Исторический подход - это классовый подход»). Характерные особенности марксистского историзма, его догматизация и вульгаризация в советской историографии. 8 (4) / 4 (2)
Основные категории исторической науки. Социологический закон и историческая закономерность. Отождествление природных и социальных законов в научной литературе. Представление о существовании «железных» законов общественного развития. Типичные примеры подобного отождествления (И. Клямкин). Несостоятельность такой точки зрения. Соотношение понятий «закон» и «закономерность». Социологический закон и исторический закон, основные подходы к проблеме их соотношения. Позиция В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона: их аргументы. Недостатки этой точки зрения. Обоснование специфики исторических законов. Исторический закон и историческая закономерность. Историческая закономерность и субъективный фактор: взаимосвязь и взаимовлияние. Историческая случайность как категория исторической науки. Отличие исторической случайности от исторической закономерности. Проблема случайного и закономерного в истории. Случай как «разменная монета» закономерности. Позиция западной немарксистской историографии (Э. Тэйлор). Теория «носа Клеопатры», ее сущность и значение для науки. Марксистское понимание случайного в истории. Вульгаризация и искажение марксистского подхода к истории в советской историографии. Различное понимание исторической случайности советскими историками. Точка зрения А.Я. Гуревича и ее недостатки. Последствия скептического отношения к исторической случайности. Исторический фатализм и его место в практике конкретно-исторических исследований. Основные типы исторической случайности, их характеристика. Вопрос о роли личности в истории. Концепция Г.В. Плеханова, ее идейные истоки и развитие в советской историографии. «Герои и толпа» Н.К. Михайловского. Критика марксистской трактовки роли личности в истории. Русские дореволюционные историки о значении субъективного фактора в истории (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский). Понятие «харизма», «харизматическая личность», их признаки и механизм воздействия на массы. М. Вебер и его учение. Развитие веберовского подхода к проблеме «личности в истории» в западной науке. Примеры харизматических вождей. Вожди и массы в истории. Суггестор и суггестия. Значение исторической психологии для понимания роли личности в истории. Проблема инвариантности и альтернативности истории. Понятие инвариантности, понятие альтернативности, их соотношение. Христианское видение истории. Представление об абсолютной альтернативности истории (А.Дж. Тойнби). «Если бы Александр не умер». Критика гипертрофии исторической альтернативности. С.М. Каштанов. Объективные основы возникновения исторических альтернатив. Борьба различных альтернатив, примеры этой борьбы. Причины победы той или иной альтернативы. 8 (4) / 3 (2)
Становление исторической науки в России. Донаучный этап развития исторических представлений на Руси. Зарождение исторического сознания. Устное народное творчество как первичная форма сохранения и передачи исторических знаний русского народа. Древнерусские летописи, основные центры, редакции, особенности. «Повесть временных лет». Методологические основы исторических представлений Древней Руси. Библия и библейские мотивы исторических сюжетов. Скандинавия и Византия в исторических концепциях древнерусских книжников. Возникновение прозападной исторической ориентации. Теория «Москва – Третий Рим». «Сказание о князьях владимирских» и другие исторические сочинения. Спиридон-Савва. Идеология московского самодержавия и место в ней истории. Основы московской исторической «картины мира». «История» Ф. Грибоедова и «Синопсис» как первые учебники по русской истории. Основные исторические проблемы и значение «Скифской истории» А.И. Лызлова. Историко-публицистические идеи Ю. Крижанича и особенности русской исторической мысли XVII века. Первый век науки русской истории. Собирание источников русской истории и становление основ отечественной исторической науки. Основные направления и методология отечественной историографии в XVIII столетии. Исторические теории петровского времени. Ф. Прокопович, Г. Бужинский, Д. Кантемир, А.В. Макаров, П.П. Шафиров. Основная проблематика исторических исследований первой четверти XVIII в. Ф. Поликарпов. «Ядро Российской истории» А.И. Манкиева. Рождение норманизма и антинорманизма. Г.-З. Байер и его концепция. Полемика Г.-Ф. Миллера и М.В. Ломоносова. Ф.А. Эмин, В.К. Тредьяковский о «варяжском вопросе». Исторические взгляды В.Н. Татищева. Представления М.М. Щербатова и И.Н. Болтина о русской истории. Исторические труды А.-Л. Шлёцера. «Нестор» и новые методы изучения летописей. Ведущие отечественные историки и исторические школы XIX-начала XX вв. «Скептическая школа» в отечественной историографии. М.Т. Каченовский. Официально-охранительное направление. М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, Д.И. Иловайский, Н.К. Шильдер, Н.Ф. Дубровин. Идеология «официальной народности». «Государственно-юридическая школа» в отечественной исторической науке XIX столетия. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский. «Петербургская школа» в русской историографии на рубеже XIX-XX веков. К.Н. Бестужев-Рюмин, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, А.С. Лаппо-Данилевский, А.Е. Пресняков. «Норманнская теория» и «антинорманизм» в отечественной историографии XIX-начала XX вв. Труды А.А. Шахматова, С.А. Гедеонова, М.П. Погодина, Д.И. Иловайского и др. Народническое направление в науке. А.П. Щапов, В.И. Семевский, И.Г. Прыжов. Демократическая историография Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. Классики отечественной исторической науки. Н.М. Карамзин. «История государства Российского», «Записка о древней и новой России». Движущие силы и факторы российского исторического процесса по Н.М. Карамзину. Полемика вокруг «Истории» Н.М. Карамзина. Историческая концепция С.М. Соловьева. «История России с древнейших времен», «Публичные чтения о Петре Великом» и другие труды. Борьба родового и государственного начал как основа русской истории. В.О Ключевский – основатель «Московской исторической школы». «Курс русской истории». Труды по методологии и историографии. «Древнерусские жития святых» и «Сказания иностранцев» как примеры источниковедческих исследований В.О. Ключевского. Ученики В.О. Ключевского. Исторические труды П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, А.А. Корнилова. Методологические принципы, направления и этапы развития советской исторической науки. Методологические основы советской исторической науки. Формационная теория исторического процесса. Ранняя советская историография. Складывание новой концепции истории. М.Н. Покровский – первый русский историк-марксист. Организационные мероприятия по формированию советской исторической науки. Подготовка кадров историков-марксистов. Коммунистическая академия. Институт красной профессуры. Истпарт. Историческая периодика. Новое предназначение истории. Дискуссии 20-30-х годов как форма развития советской исторической науки на начальном этапе. Историческая наука в сталинский период. Соответствие генеральному курсу партии как критерий объективности научных исследований. «Краткий курс истории ВКП(б)», его влияние на науку. История – это политика, опрокинутая в прошлое. Историческая наука в условиях хрущевской «оттепели», новые направления исследований. Историки-шестидесятники. Закат «оттепели» и застой как детерминанты образа истории на закате советской эпохи. Кризис марксистской парадигмы и пути выхода из методологического тупика. 6 (4) / 2 (2) (2) (2)
Всего часов 34 (18) / 8 (10) (6) (4)

 

2.2 Перечень тем семинарских занятий

Наименование темы Кол-во часов
Основные проблемы истории Древней Руси - Восточные славяне в догосударственный период: происхождение, расселение, общественный строй, хозяйство, быт и верования. - Образование государственности у восточных славян. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Распад Киевской Руси. - Основные политические центры Руси XII-XIII вв. Особенности государственного и экономического развития: 1. Владимиро-Суздальская Русь 2. Галицко-Волынская Русь 3. Новгородская земля - Борьба русских земель с иноземными завоеваниями в XIII в. Установление монгольского ига. Русь и Орда: механизм взаимодействия. 2 / 1
Образование и укрепление единого Московского государства - Укрепление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV - первой половине XV вв. - Московское самодержавство во второй половине XV–первой половине XVI вв.: от Ивана III до Василия III. - Московское государство в эпоху Ивана Грозного: основные этапы и итоги внутренней и внешней политики. - Основные тенденции развития страны в XVII столетии. 3 / -
Российская империя в XVIII веке - Россия в эпоху Петра Великого: основные направления внутренней и внешней политики. - Судьба Петровского наследия в эпоху дворцовых переворотов России: основные события, внутренняя политика российских императоров (1725-1762 гг.). - «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Сущность сословной политики правительства во второй половине XVIII века. - Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. 3 / 1
Российская империя в XIX столетии - Россия в первой четверти XIX в.: внутренняя и внешняя политика. - Россия во второй четверти XIX века: внутренняя и внешняя политика. - Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века. - Революционное движение в России XIX веке: от декабристов до социал-демократов. 4 (3) / -
Модернизация России в начале XX века - Революция 1905-1907 гг. и формирование Думской монархии. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. - Россия в годы Первой мировой войны. Ситуация на фронте и внутри страны. - Назревание общенационального кризиса и падение монархии. Развитие революции от Февраля до Октября. - Приход к власти большевиков и первые мероприятия диктатуры пролетариата (октябрь 1917 – март 1918 гг.). 2 / 1
Формирование режима Советской власти: от Ленина до Сталина - Советская Россия в годы гражданской войны. Становление однопартийного режима: от диктатуры пролетариата к диктатуре партии. - Внутрипартийная борьба 20-х годов. Предпосылки и основные этапы утверждения режима личной власти Сталина. - Великая Отечественная война советского народа: причины, основные этапы, итоги. - Влияние Великой Отечественной войны на социально-политическую и экономическую жизнь страны.   2 / -
СССР в послевоенном мире - Смерть Сталина и борьба за власть. Победа и возвышение Хрущева. - «Оттепель» в жизни страны. Причины кризиса реформаторской альтернативы. - Эпоха застоя: нарастание системного кризиса социализма и распад СССР. - Российская Федерация на современном этапе развития. 2 / 1
Всего часов 18 17) / 4

 

3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

3.1 Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.

3.2 Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.

3.3 Самостоятельная работа студента без преподавателя и календарный график ее выполнения представлены в виде таблицы:

Перечень вопросов Количество часов Срок выполнения, № недели   Вид контроля
       
Тема 1. Основные проблемы истории Древней Руси   Тема 2. Образование и укрепление единого Московского государства   Тема 3. Российская империя в XVIII-XIX веках   Тема 4. Модернизация России в начале XX века     Тема 5. Россия в XX столетии       6, 2 2, 3, 4   6, 7, 8   11, 12   14, 15   Вопросы для семестрового контроля   Вопросы для семестрового контроля   Вопросы для семестрового контроля   Вопросы для семестрового контроля
Всего часов: 34, 2    

 

3.4 Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине

  Неделя     Тема для самостоятельного изучения   Количество часов Самостоятельная работа   Форма контроля   Литература (номера источников указаны в библиографии рабочих программ)
без преподава теля   с препода-вателем   с группой
               
1-17 Лекции Практические занятия 34 (18) 17 (18)   34, 2   1, 5   2, 3    
        1, 5 час. Индивидуальные консультации студентов в течение семестра
          2, 3 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
2, 3, 4 Тема 1. Основные проблемы истории Древней Руси         Вопросы для семестрового контроля   1 – с.34-59 2 – с.10-15
6, 7, 8 Тема 2. Образование и укрепление единого Московского государства         Вопросы для семестрового контроля   2 – с.67-90 5 – с.56-79
11, 12 Тема 3. Российская империя в XVIII-XIX веках         Вопросы для семестрового контроля   3 – с.156-200
14, 15 Тема 4. Россия в XX столетии     6, 2     Вопросы для семестрового контроля 3 – с.360-410
Всего: 34, 2        

 

3.5 Рейтинговая оценка знаний студентов должна оформляться в виде примерной шкалы:

  Виды занятий (примерный расчет баллов за вид работы) 1 аттестация   2 аттестация   3 аттестация  
Практические занятия (ответы на занятиях – 18 баллов)      
Конспектирование учебников, монографий и статей (наличие конспектов – 18 баллов)            
Контрольные работы (решение тестовых заданий – 60 баллов)      
Написание лекционного материала (наличие конспекта лекций – 4 балла)   -   -  
Итого за аттестацию      
Всего  

 

4 ЛИТЕРАТУРА

 

4.1 Основная литература

 

1. История России: учебник для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 2006.

2. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов, Б. Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л. Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

3. История России (IX-начало XXI вв.): учебник / С.Н. Полторак, А.Ю. Дворниченко, 3.О. Джалиашвили и др.; под ред. А.Ю. Дворниченко, B.C. Измозика. - 3-е изд., испр. и доп. - М: Гардарики, 2006.

4. Мауль В.Я. Основы исторических знаний: учебное пособие / В.Я. Мауль. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2010.

5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 4-е изд. - М: Высшая школа, 2006, 2007.

 

4.2 Дополнительная литература

 

6. История России: С древнейших времен до конца ХХ века: [В 3 кн.]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. " История" / Ин-т рос. истории РАН; Редкол.: А.Н. Сахаров (Отв. ред.) и др. - М.: АСТ, 2005. Кн. 1: История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред.: А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев.

7. История России: С древнейших времен до конца ХХ века: [В 3 кн.]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. " История" / Ин-т рос. истории РАН; Редкол.: А.Н. Сахаров (Отв. ред.) и др. - М.: АСТ, 2005. Кн. 2: История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров.

8. История России: С древнейших времен до конца ХХ века: [В 3 кн.]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. " История" / Ин-т рос. истории РАН; Редкол.: А.Н. Сахаров (Отв. ред.) и др. - М.: АСТ, 2005. Кн. 3: История России. XX век / Отв. ред.: А.Н. Сахаров.

9. Мауль В.Я. Историография отечественной истории до XX века: курс лекций для студентов исторического факультета / В.Я. Мауль. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ, 1999.

10. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - М.: Вече, 2006.

 

5 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ

 

11. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Отечественная история» для студентов I курса всех специальностей очной и заочной форм обучения / В.Я. Мауль, В.П. Ульянов. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2003.

12. Программа курса и методические указания по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / В.Я. Мауль. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2003.

13.Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Отечественная история» на тему «Основные проблемы истории Древней Руси» для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / В.Я. Мауль. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011.

14.Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Отечественная история» на тему «Образование и укрепление единого Московского государства» для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / В.Я. Мауль. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2011.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольная работа. Целью контрольной работы является проверка усвоения студентами | Методические указания. В курсе теоретической механики студенты изучают три ее раздела: статику, кинематику и динамику.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал