Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема образования Древнерусского государства в отечественной историографии.






Нет в истории России вопросов, которые бы вызывали столько споров, чем вопрос «откуда пошла земля русская», кто такой Рюрик и варяги отождествляемые с Русью. Еще Байер считал, что варяги – это название скандинавов, давших государственность Руси. – Норманнская теория (Байер, Шлецер, Миллер). Точка зрения антинорманнистов (М.В. Ломоносов) - отрицали какую-либо созидательную роль варягов и всячески подчеркивали славянское происхождение Древнерусского государства. Попов: утверждал, что варяги явились на Русь из северогерманских земель и исполняли здесь роль наемников. Рыбаков считает, что в русской исторической литературе 11 в. существовали и боролись между собой 2 взгляда на происхождение Русского гос-ва. Согласно одному, центром Руси и собирателем славянских земель являлся Киев, согласно другому – Новгород.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Политический строй Древне Руси характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе гос-ва стоял великий князь. Он имел при себе сове (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а т.ж. аппарата управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др. Для эпохи предшествовавшей Русской Правде характерным объединением сельского населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения семейной общины.

Важное значение для Руси имело принятие христианства. По истории христианства, различным аспектам его вероучения написано не мало работ среди них труды Бахрушина, Грекова, Веселовского. Крещение Владимира – поворотный момент христианизации Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась, как отмечал Бахрушин на ряд десятилетий. Крещение оказало влияние и на культурное развитие Руси. Заметное влияние крещения проявилось в художественной области. Принятие христианства из Византии на Русь. Тихомиров книжное просвещение на Руси связывает с распространением христианства.

Князья: 882 – 912 гг. Олег. Объединил под властью значительную часть восточнославянских земель, образование Древнерусского гос-во - Киевской Руси; поход на Константинополь в 907 г. 912 – 945 гг. Игорь. 941 и 944 (совместно с печенегами) гг. походы на Византию; 945 г. при сборе полюдья с древлян был убит. 945 – 964 гг. Ольга. Отомстила древлянам за смерть мужа, учредила уроки(размер дани) погосты(пункты, куда свозилась дань), в 957 г. поездка в Византию и принятие христианства. 964 – 972 гг. Святослав. В 964 – 966 гг. покорил вятичей, разбил волжских булгар; 965 г. падение Хазарского каганата; 980 – 1015 гг. Владимир. 988 г. принятие христианства, крещение Руси. 1036 – 1054 гг. Ярослав Мудрый. 1036 г. поражение печенегов под Киевом; создатель «Русской Правды».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал