Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 2 страница






А. Марков

(Славянский перевод делался, по-видимому, с рукописи, начало которой (первые 36 вопросов и ответов) утрачены)

 

Святого Сильвестра и преподобного Анто­ния объяснение о Святой Троице и о всем тво­рении. Разумное изложение о Небесной стихии и земной, и о Пресвятой Богородице, и Ангелах, и святых. Переводное душеполезное сказание и святое поучение для верных людей на сие жи­тие, и бесконечную жизнь в Царствии вечном, со Святою Троицею и Ангелами: являет тем, кто с прилежанием читает эти письмена, спо­добиться великой премудрости, и разумения духовного, и страха Божия. Ибо Дух Святой оби­тает в страхе Божием, в смирении, в чистоте сердца, в любви и в вере, в соблюдении запове­дей Божиих. Бог дарует все благое верующему и исполняющему Господни заповеди. Господи Отче, благослови.

 

 

(37) Вопрос. Как это, что Сам Сын объявляет Себя созданием, когда говорит: " Я — дверь овцам" и " Я — путь"? И пророки говорят [так же], объявляя Его созданием: Исайя называет Его " камнем преткновения" и " камнем соблазна". Моисей называет Его столпом [огненным]. А божественный певец Давид сравнивает Его с червем.

Ответ. Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согла­совываться тому, что сказано возвышенным апос­толом: «...буква убивает, а дух животворит». А го­воря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написан­ному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, что­бы разуметь написанное. Сын назван дверью, путем и камнем по Своей внутренней сути; и к Нему прилагаются и другие образные выражения. " Путь" подразумевает, что ведет к разумению Отца и знанию Божественных вещей. " Дверь" — что открывается, и добрым делам удается войти внутрь, когда они ударяют рукой по створке. " Столп" подразумевает, сколь сильна наша вера, ибо столп укрепляет и держит все. " Камень пре­ткновения" — для неверных; " камень соблазна" — для иудеев; для нас же — камень основания Цер­кви, который, лежащий в основе, удерживает весь верх здания. Камень — твердость и непреклон­ность исповедания, о который разбиваются волны ересей, распадаясь в пену. " Червь", как сказал бо­жественный певец Давид, это для нас — по при­знаку целостности червя (т.е.будучи разрублен, он не погибает), без всякого сопретерпевания и сближения от Приснодевы Марии без­брачно рождаемый, а для противников - - червь мучений, грызущий и поглощающий их не пе­реставая.

(38) Вопрос. Но если ты не называешь Его со­зданием, то унижаешь Отца, приписывая Ему пре­терпевание. Ибо всякий рождающий претерпева­ет от рождения: он обязательно или худеет, или полнеет, или переносит разрезание или утрату, или увеличивается, или унижается, или что иное. Все это претерпевает родивший.

Ответ. Прочь от этой болтовни, преподобный отче! Божество — не плоть, чтобы подвергаться увеличению или исхуданию. Разве она была под властью хоть какого-то претерпевания, когда Отец, будучи Духом, Сына-Слово родил безвременно и неизреченно? Многим вид кажется вернее услы­шанного. Но испытание слов более надежно. Хо­рошо было бы хотя вкратце обрести необходимое учение о бесстрастном рождении Бога, в котором не было получено ни убытка, ни разделения. Со­здание Божие — Сын. Как если у неких людей в необитаемой стороне не было огня, чтобы испечь хлеб: они налили чистой воды в стеклянный со­суд, и поставили жариться на солнце. И обожжен­ный результат соединили с ведрами, так что они взяли огонь с высоты. Солнце не получило ни пре­кращения, ни убывания, ни увеличения, ни умень­шения. И оно сияет в храме сквозь чистое стекло; и как рождает свет заря, так по всему залу непрес­танно и беспрерывно все делает видным. И свеча, зажигая тысячи свеч, не получает ни истощения, ни пресечения: все эти вещи остаются без повреж­дений. То же самое, мы веруем, и у Божества, Которое намного более велико, чем эти вещи: ибо все по отношению к Нему — пыль. Ведь Отец родил Сына, не имеющего различий [в сравнении с Ним] не имеющего недостатков, ни в увеличении, ни уменьшении, но бесплотен Он, как Единосущное бесплотное Слово. Об этом все слышали, об этом всем возвестили. И те, кто без чести почитают Отца, они безумно или в пустоту мыслят создания, да не дерзают говорить о Сыне. Ибо так же как они говорят, что Рождающий страдает, так же мож­но сказать, что создающий трудится и изнемогает. Да не похулим Отца, что Он мол страждет или из­немогает, и прекратите сами без чести прославлять Божество. Тот, кто пренебрегает Сыном, тот бро­сает камни и в Отца. Ибо Сам Сын говорит о Боге в Евангелиях, что кто не чтит Сына, тот не чтит Отца.

(39) Вопрос. Почему говорят, что Христос был Сыном Божиим по выбору и благодати, ибо Отец не говорит: " Это Сын Мой, Кого Я родил", но " Кого Я захотел"? Исайя от лица Бога и Отца говорит о Христе: «Вот Отрок Мой, Которого Я» выбрал, лю­бимый «Мой», Кого захотела «душа Моя». Так и Соло­мон говорит: " Выбран из тех".

Ответ. Это кажется принадлежащим безумию Ария, кому так было любо спорить с истиной. Ука­жи точно, где Отец, испытывая, выбрал одного Христа. Поскольку Он —- единственный Сын, то у Него нет брата, нет равного, нет преемника. Ибо предвозвестил о Нем богомудрый Давид: " Кто упо­добится Господу среди сынов Божиих? " и затем: " Велик и страшен Он над всеми, кто кругом (окрест) Него". Ни одному сыну по благодати или выбору невозможно стать подобным Сыну Божию, воплотившемуся ради людей; и в приличии избран­ную (хотя было много тысяч женщин) почтил Бог без нетления одну из всех Марию. В Ней неизре­ченно Он Сам соединился с нами и приобщился нам, как сказал божественный Певец: " Выбрал из нас наследством Своим Красоту Иаковлю, Кото­рую полюбил" — явно [имея в виду] Приснодеву Марию. Отец, восхваляя Ее, восклицает к вопло­щению свыше: " Это Сын Мой, Кого Я поже­лал, " — одного — от Него, и от Приснодевы. Яв­ляя нам Сына Бога, Единосущного Ему и нам: в первом случае — Божеством, а во втором — плотью. Ибо по собственной воле Бессмертный стал одного вида со смертными: и, продолжая так пребывать, был Он виден, как Он есть.

(40) Вопрос. Разве Апостол не указывает, что Он — по выбору и любви, когда говорит об Отце, что Он избавил нас от власти тьмы и переселил в Царствие Сына Его любви.

Ответ. Но этим никак не показано, что Сын Божий — по выбору. В другом месте тот же свя­той апостол сказал, что Бог возлюбил нас о Хри­сте: обозначив, что любовь, принадлежащая Богу и Отцу, принадлежит и Христу, как и " премудрость и сила". Ибо любовь Отчая — Единосущный Сын: как Свет от Света, так Бог от Бога и любовь от любви. «Бог есть любовь», как сказал Иоанн. Отойдя подальше от бешенства Ария, которое считает Творца тварью. Но у нас нет никакого другого Завета кроме четырех Евангелий, в которых 1162 зачала (чтения). Они сначала и до конца богословствуют Сына о Отце. И нигде в них не сказано, что Он создал у Себя Сына, или же что " Создал Меня Отец».

(41) Вопрос. Чем ты считаешь Деву Марию? Созданием или не созданием? И произошедшее от Нее тело Христа? И как ты поклоняешься Христу? Если ты Ее называешь созданием, то необходимо назвать созданием и Его. Ибо ты явно исповедуешь, что Он создан от Нее. И если поклоня­ешься, и если не поклоняешься тому, что от Нее, - то явно что ты поклоняешься созданию, а если не поклоняешься, то отвергаешься Сына Божия.

Ответ. Здраво мысля, я не поклоняюсь Христу как созданию, но как Творцу и Богу созданий. Как и Царем в Багрянице Его чтут в едином поклонении, не отделяя Его от Нее. Кто сказал? бы царю: " Сойди с престола, чтобы я тебе поклонился", или: " Выйди из палаты, чтобы я тебя вос­хвалил", — отдельно от неодушевленной вещи. И если и совокупно с неодушевленными вещами, то с одушевленными людьми тем скорее воспевается везде Владыка всех: Сын с Храмом Пло­ти, который я назвал и Багряницей, и Престолом. Поклоняемо в едином поклонении.

(42) Вопрос. Если Бог во плоти, то почему Он Сам говорит: " Бога никто никогда не видел"? Раз Он был Богом, то все в те времена видели Его.

Ответ. Сын сказал об Отце, что Бога никто никогда не видел. Он не сказал, что Сына Бога — Слово - человека — никто никогда не видел. Ви­дели ибо Бога пророки и апостолы, и каждый пра­ведник. Но никто не смог бы видеть Его, как Он, реально. Ибо реальность нашего существа не мо­жет вместить Его облика. А если кому Он видим из достойных, то не без некоей завесы, служащей по мере очищения. Ведь видел Иов, но сквозь тучу и облако. И прежде него Авраам видел Ангела, который говорил. Иаков — как человека, с ним борющегося. Моисей — окруженный мраком. Так и другие видели богоприятное Лицо в снах и до­гадках (завесах). И апостолы видели вочеловечившегося плотью Бога Слово: Сына Божия и Чело­века — каждый по мере своего делания добра и здравия душевного. Так, у кого взор плоти здоров, тот вполне может смотреть на солнце, а у кого по­врежден, тот едва переносит сияние светильника или взгляд на луч. Если мы видим море с горы или с некоего холма, то мы сообщаем, что видели яв­ление одной только широты, и море видели толь­ко отчасти, потому что с этого берега гору или сушу на противоположном берегу увидеть глаза­ми нельзя, ибо на пути стоит воздух. Также ум не может узнать, что на глубине моря и на самом дне [его]. Ибо всегда пониманию этого умом мешает другое, внешнее, так что мы не можем ни угадать, ни увидеть, что на дне, и мысль наша при этом по­истине впадает в недоумение. Мы все видим небо, но не все одинаково, но каждый соответственно здравию очей. И мысль не может видеть его до конца, и дойти до верховного образа, что только мысленно и может быть, ибо, как известно, мы видим рабское, [а то что на небесах] не таково. Но если бы мы смогли увидеть, то перед нами было бы видимое и невидимое, и не только частью, но и совершенно все. Так и Божество видимо и невидимо людям: оно не только прикрыто плотной завесой, но и реально недоведомо (неосмысляемо) Так и сено и солома не переносят поднесения огня, но вспыхивают и тлеют в пепел. Когда Христос обнажил немного Своего Божества на горе Преображения, то поверг в ужас столпов Церкви. Они тотчас пали: Петр, Иаков и Иоанн, — охваченные страхом, едва не сгорев от Божественного огня. До того же дошедший святой апостол явно восклицает об этом. От великого установления доброты Творец появляется без промедления, но небеса, земля и моря не могут смотреть на Совершенной го, ибо: как мы реально вместим видением Творца реальности?

(43) Вопрос. Ты хорошо научил нас о Христе. Мы просим, чтобы услышать немного о Святом Духе, равен ли Он Отцу и Сыну по власти, если Он творит и повелевает, как хочет? И почему Он в книгах сопоставляется с водой и огнем?

Ответ. Послушай достойное твоему удивле­нию. Дух повелевает свободно, как Господин, — точно как Отец и Сын: " Выделите Мне Варнаву и Савла на дело, которое Я им прикажу", — сказал Он апостолам. И вслед за Ним Сын сказал Павлу: " Войди в город, и там тебе будет сказано, что тебе нужно сделать". В другом месте " Деяния апосто­лов" говорят: " Ибо те, посланные Духом, пришли в Селевкию", — так и Сын сказал: " Идите, научи­те все народы". То же сказали и апостолы: " Же­ланно Духу Святому и нам ничего другого не воз­лагать на вас, только необходимое". Так и Павел сказал: " Говорю не я, но Господь: жены от мужа не отделять". Речь прошла через Фругию и Галатскую страну, но Дух возбранил говорить слово в Азии — так и Сын сказал апостолам: " В чужую сторону не ходите". Но и божественный Давид, по­казывая, что все [стало] действием Святой Трои­цы, поет в песнопениях: " Словом Господним небе­са утверждены. И Духом уст Его вся сила Его", — Господом означив Отца, Словом — Сына, Духом — Духа Святого. Следуя им, наставник поднебесной божественный Павел сказал: " Есть различение даров, но Дух Тот же, и есть различение служе­ний, но Господь Тот же, и есть различение дей­ствий, но Бог Тот же" — Кто, действуя все во всех, ставит вперед три Лица, но Единое Божество, Гос­подство и Царство.

(44) Вопрос. Мы просим, чтобы было добав­лено к сказанному, почему Святой Дух в Писании приравнивается к воде и огню.

Ответ. Не безрассудно и не просто так к ним приравнен Дух Святой. Ибо вода, когда она с неба идет дождем, растит траву и дает жизнь, и кормит. И все она напояет, и для всего достаточна. Она все­гда одного вида, но действует многоразлично, ибо от одного потока различно пьют растения. Также и дождь: одного вида по существу и внешности, но благотворен для многоразличного. В цветке, который называется лилией, он белый, а в розе - красный по виду. В сосне — багров, а в шафране - охрист. Смокву одинаковым видом орошая, он различно получается: он сладок в плоде, источая молоко сока. Так и в винограде: имея один вид, он различен в чешуе и отростке, в грозди, в изюме и в вине. И, говоря просто, он, во всем всегда оставаясь одного вида, с тем, что его воспринимает, соединяется и каждому дарует необходимое. Огонь опять же один по виду, но многообразно действу­ет: он греет, очищает, варит, закаляет, освещает, жжет. Так и Святой Дух: будучи один, одного вида, сущности, внутренней сути, без разделений и по­вреждений, каждому наделяет благодать как желает. Как это происходит в растениях: пока не прекращается зимнее время, они остаются бесплодными, а когда дождь их поит и солнце греет, то они пускают листья и растут. Так и человеческая душа: пока она охвачена зимой зла, она являет бесплодность и невозможность сравнения с другими, ос­тается мертвой и бесплодной. Но когда она полу­чает Божественный и в духовном смысле пони­маемый дождь словесного учения, то кончается стужа зла: она отбрасывает скверную одежду мно­гих страстей, согреваясь словом, и когда оживает от Божественной влаги и духовного тепла, прино­сит плод, по Божьему слову: кто в тридцать, кто в шестьдесят, кто в сто крат. Одному Дух претворяет язык к мудрости, другому — к пророчествам, другому — к изгнанию бесов, другому — к истол­кованию Божественных слов; одного учит мудро­сти, другого — милости, другого делает крепким для воздержания, другого зовет и помазует к му­ченичеству, другого поднимает на иное. Он Тот же, а не другой, как пишет возвышенный и обильный разумом Апостол: " Каждому речь даруется явле­нием Духа в пользу. Одному от Духа даруется сло­во (суть) мудрости, другому — слово понимания, Тем же Духом. Другому вера в Этом Духе, друго­му дар исцелений Тем же Духом. Другому — со­здание в силе, другому — пророчество, другому — различение духов, другому — роды языков, дру­гому — толкование языков. Все это, сказано, де­лает один и Тот же Дух, каждому наделяя Свое, как Он хочет. Как сущность воды — творить траву и растить, огня — жечь и светить, так и Духа Свя­того — делать добро и свидетельствовать.

(45) Вопрос. В тебе я нашел врача души. Для поучения, целящего наши души и избавляющего от заблуждения, мы просим тебя достаточно при­бавить к сказанному об Ангелах. Чины ли они, и сколько их, и что они реально? И знают ли они будущее?

Ответ. Ангелы — создания, Ангелы совратимы. Они — словесные духи, посылаемые слу­жить. Как сказал божественный певец и с ним в один голос Павел: " Делающий Ангелами Своими Духов, и слугами Своими — пламенные языки огня, — явив одновременно сущность и сан. Есть девять чинов, как написал апостол Иуда — их перечисляет возвышенный Апостол, а за Апостолом— жертвователи Божественной жертвы, когда воздавая, возглашают Богу: " Тебя хвалят Ангелы и Архангелы, Престолы и Господства, Начала! Власти, Силы, Херувимы и Серафимы". А на то, что Ангелы совратимы, явным образом указывает совратившийся к худшему начинатель зла диавол, отделивший за собой многих Ангелов. Не от сущ­ности, но от воли они совратились, наученные сво­им старейшиной. Он по облику своих дел получил и имя, из-за клеветы единоплеменникам справед­ливо назван диаволом (" клеветником"). А сата­ной — из-за того, что он противится Богу и лю­дям, почему он и был сброшен с небес. И боже­ственный возвеститель херувимов Иезекииль об­личает, что спал с небес Денница (" Утренняя звезда"), всходящая до рассвета. Этим он сооб­щает, что сущность Ангелов — огненная и свето­вая, и властна по чину, сопоставимая с образом звезды. В согласии с этим и Даниил говорит о его неведении в следующих словах: И люди, и Анге­лы — и те и другие не знают будущего, а одной толь­ко Божественной Троице принадлежит знание бу­дущего, и предосмысления будущего. Ангелы служат и нам: для одного они богоприлично рабо­тают; а другим устраивают то, что для спасения, что велит само спасение; а других они убивают за неправедное зло, чтобы не было погибельно для близких к ним — как по мудрости врачебного искусства: прежде разлития по всему телу болезнен­ной беды они преграждают спуск прижиганием или разрезанием; так и пахарь, подобно нам, вы­дирает сорняки, пока они еще не выросли, чтобы они не подавляли хлеб, растя с ним совокупно; и виноградари так поступают с растущей зеленью, перерезая ее серпом, чтобы она не обвила вино­град и не задавила ягоды, то есть чтобы не погиб­ли грозди. То же и работники, и устроители Цер­кви привыкли делать: они, еще в семени зная поги­бельное растение, искореняют и вырывают его прежде его прозябения, иначе бы оно растерзало другие [растения] погибельными делами и учени­ями. Тогда даже убиваемому будет легче, ибо здесь они имеют свободу и не ожидают готовящейся им казни. Думается, что они не разумеют того, что де­лают хульно, но губят различными погибелями, за что приводимы на смерть. Око за око, зуб за зуб: и проливающего кровь велит убить Божественный Закон, чтобы там они не были мучимы опять. Ради людей посылается Архангел Гавриил к пророку Даниилу объяснить ему сон. И к Захарии — сооб­щить благую весть о рождении Иоанна (Предте­чи). К Матери и Приснодеве Марии — о зачатии Божия Слова. К Товии — Архангел Рафаил, нести тяжесть, и идти с ним по пути четырнадцать дней, и сочетать по закону с женою, и отделить беса от убийцы, и очи открыть помазанием желчи рыбы. Много можно найти других случаев служения Ангелов: у Авраама, Моисея, Маноя, и в Вифлееме у пастухов, и при Божественном Гробе, и при Вознесении.

(46) Вопрос. Если Ангелы не знают будущего то как его смог узнать Даниил? В Вавилоне Дани­ил сказал, что Христос родится через четыреста восемьдесят три года, назвав шестьдесят девять седмериц, будучи толкователем этих седмериц.

Ответ. Но Даниил сказал о Нем не от своего знания наперед. Но что узнают из вышней премуд­рости, то они и говорят. Ведь Ангелов учит Свя­тая Троица, людей — Ангелы, а мы — тех, кто за нами.

(47) Вопрос. Если Ангелы учатся, то им необходимо, чтобы у них были книги и бумага. Ибо и мы. как говорится, что не запишем, то скоро предадим забвению. Если бы преподаваемое оставалось в памяти, то Моисей бы не получил на горе каменных скрижалей с письмом; и когда те были разбиты, не испросил бы вторых, ибо помнил бы написанное.

Ответ. Моисей получил десять слов Божиих заповедей, изваянных Божиим перстом, не ваяя сам и не записывая. Зачем самому писать тому, у кого в памяти было все, что Бог сказал о Бытии мира сего? Он запечатлел образно в памяти показанное на вершине горы, так что наставил Веселеила сло­вами сделать божественную скинию, подражая нетленному в тленном. Так и все божественные пророки и апостолы — не от обучения, но как им было возвещено слово, они, вняв памятью, проповедали вселенной. Римские учители Галилеи, ходя в каждый народ, преображались языком — ибо парфяне, мидийцы, аламитяне и другие слышали на своем наречии каждый слова о величии Божием Это они проповедовали не от писаного, не от обучения, но от действия Духа, Который явился и разделился в языках словно огненных, на пятиде­сятый день от Воскресения и на десятый от Вос­шествия, и сел каждый на одном, как говорит бо­жественный Лука, когда рассказывает о них.

(48) Вопрос. Если Ангелы бесплотны, то как они соединились с женщинами? — от них про­изошли гиганты. И как они являются святым как люди, если они бестелесны? Ибо говорит Боже­ственное Писание: " Вошли сыны Божии к доче­рям человеческим", — и от них некоторым обра­зом родились гиганты.

Ответ. Бестелесны Ангелы по сравнению с нашим телом. Ибо тело у них — как ветер, или огонь, или дым, или воздух: тела их тонкие и не­тленные, они лишены только нашей плотности. Тела небесные и тела земные" — сказал святой апостол. Нелепо и принадлежит несомненному бе­зумию считать, что они могут лечь с женщинами, как и думают, что бесы лежат с женщинами. Они лишились не природы, а чина, они лишились не почтенности, а дерзновения к Богу, будучи отверг­нуты блаженства и положения. Мы хотим думать, что это Ангелы. Не о Ангелах говорит здесь Боже­ственное Писание. Сказано: " Вошли сыны Божий Дочерям человеческим", — а Ангелы нигде не называются сынами Божиими. Но с этими до­черями человеческими осквернились сыновья Сифа и Еноха. Ибо и в те времена стали называть Сифа и Еноха богами. " Ибо тот начал впервые звать Бога", — говорит Писание. И Моисею Бог сказал: " Я дал тебя богом Фараону". И о божест­венных судиях сказал: " Не говори злого ни богам, ни правителю народов твоих". К лучшему сыны Сифа и Еноха разумеются сынами Божиими. Они прельстились на невоздержание, вошли к дочерям Каина, и от них в общем скверном смешении ро­дились гиганты — крепкие благодаря праведному началу, а порочные из-за Каина. И как женщины могут ложиться с Ангелами, когда мужи не вы­держивают и вида Ангелов, и мужи не из малых, но преуспевающих в подвижнической жизни? Пророк Даниил, не выдержав лица Архангела Гав­риила, тотчас пал на землю и страдал, желая скон­чаться от страха. И Захария, испугавшись Архан­гела, с этим знамением онемел, трепеща от страха, и был у него язык связан до рождения Иоанна: изъяснялся он только царапаньем на восковой дощечке. Это, мне думается, [должно считать оз­начает, что] умолкнул Закон и жертвы Ветхой Церкви — мы немного ниже более отчетливо по­кажем, что здесь подразумевается. И когда жен­щины быстро пришли к гробу Спасения, то они увидели там облик Ангелов и, охваченные стра­хом, не поведали апостолам то, что им было веле­но, ибо их охватил страх и ужас — и они никому ничего не сказали, как рассказал божественный Евангелист. И если явления Ангелов не выдержи­вали великие, то как могли вынести слабые жен­щины их прикосновение или сожительство? Трость никак не перенесет поднесения огня.

(49) Вопрос. Если диавол, совратившись, пал с неба к худшему, то оно у него над головою безвоз­вратно. Но как он смеет приблизиться к небесам, и предстоять вместе с Ангелами Богу, и просить Иова? — так говорится о нем в Писании: " Пришли Ангелы Божий, и диавол пришел среди них..."

Ответ. Не нужно полагать, что диавол взо­шел на небеса, туда, откуда он пал, что он с Анге­лами вошел к Богу и был не иначе как выше небесного свода. Но Божество, непостижимое, ве­личайшее и необъятное, везде существует и все наполняет. Ибо Бог наш на небе и на земле, в море и во всех безднах, как сказал божественный Пес­нопевец. Из этого мы научены, что пред Ним сто­ят и видят Его не только Ангелы, но и диавол, и бесы, и люди, и скоты, и все. Ибо, существуя на земле, мы предстоим Богу, по слову божественно­го Илии: " Жив Бог, перед Которым стою сегодня". Если воздух все объемлет, то много более под вла­стью Творца весь строй из четырех элементов: и бесплотные умные силы, и словесные, и скоты, и бессловесные, и лишенные души, и лишенные чувств. Ибо все обнажено и открыто пред очами Его, и нет творения, которое осталось бы пред Ним невидимым — сказал святой Апостол.

(50) Вопрос. Почему Моисей начал писать не об Ангелах и горнем, но миновав множество Ан­гелов и то, что небесное вышнее, начал повество­вание о небе и земле?

Ответ. Как у времен и людей, в начале напи­санного то, что постоянно, и является основой. Ибо это было ново для евреев, восставших из Египта, у которых уши были полны заблуждения: ибо одни безбожные делали богом небо; другие — землю; иные — ветры и облака, изменчивые в превраще­ниях; иные воздавали честь солнцу и луне; иные почитали ночь; иные день — чтобы по заходе све­тил остаться безбожниками; иные делали богами ночь, туман и пыль; иные поклонялись вскоре гиб­нущему и оканчивающемуся; другие говорили, что боги — источники и реки, которые истощаются к жатве, а зимой наполняются водой и много изоби­луют, и это были их боги; иные ужасались огня как бога, который угасает от воды или от скудос­ти подкармливающего его хвороста. О безумцы, что обожествили то, что хуже их самих, пустомысленные и бездумные, отойдя от Сущего Бога, по­корились заблуждению. Из-за них Моисей, описы­вая Божественное, пропустил то, что выше мира, и начал повествование с дольнего, с помощью сравнения направляя их от наличествующего и ви­димого к мысленному, невидимому и истинному Богу. Божественные отроки, те, что с Ананией, [не поклонившись] вавилонским богам, ходили по огню как по земле, хотя пламя разгоралось от серы, от смолы, и говорили: " Благословите, все созда­ния Господни, Господа", — к не знающему сквер­ны и нерукотворному Богу. Так они направляли безбожных халдеев, объясняя, что все эллинские (языческие) боги — это творения и создания пре­бывающего воистину Творца Бога. Они говорили: «Благословите, Ангелы Господни, Господа... Благо­словите Господа», небеса, воды, солнце, луна, звез­ды, огонь, земля, горы, холмы, скоты, звери, гады, птицы... — все, что эллины (язычники) сделали богами.

(51) Вопрос. Как Бог сотворил все? Необходи­мо ли Ему было тленное, бывшее перед этим, или Он Сам вывел тленное?

Ответ. В первый день Он вывел вещи из не­бытия, одновременно обдумав, какая чему будет не­обходима, так вскоре Он установил, как Сам ведал. И не впадай в помыслы, исследуя, как это было. Он захотел и смог — властительная сила всего су­щего претворила первое на созидание прочих дел (вещей). Первым Он сотворил небо, но не это ви­димое, а лежащее выше, о котором и Давид поет: " Небо небесное Господа подобно комнате с двумя крышами". Он перегородил и отделил от земного то, что выше мира, и перегородил, как палату.

(52) Вопрос. Почему Моисей не написал, как о небе и о земле, что Бог сотворил воду, или огонь, или воздух? И не написал о деревьях и о прочем?

Ответ. Так же он пишет, что Бог взял грязь земную и создал человека, не прибавляя, что сотворил ему уши, или что сотворил ему глаза, сто­пы или мышцы. Из этого должно разуметь, что не Бог сотворил все органы и сосуды, внутренние и внешние, но они издавна (изначально) составные и гибнущие. Божественное Писание всегда пока­зывает дело по достойнейшему [в нем]. Так, бо­жественный Певец сказал: " Блажен муж, который не идет по совету нечестивых", — никак не отде­ляя от блаженства женщин: но когда сущность одна, то песнь начинается о имеющем старшин­ство, чтобы от большего созданного разумели по­следующее. В сотворение неба и земли включены во всем воздух, тьма и глубина.

(53) Вопрос. Что же Моисей не смог добавить и написать: " Бытие тьмы и глубины"?

Ответ. Но то, что Моисей миновал, то он не мог написать. Но указание нам оставил Соломон, когда написал от лица Сына, говорящего к Отцу: " Прежде сотворения глубины Я был у Него, устра­ивая", — сила и премудрость Бог Христос.

(54) Вопрос. Когда возник воздух? Ты можешь сказать, что и об этом написал Соломон?

Ответ. Послушай, как Моисей говорит: " Дух Божий носился над водами". И в согласии с ним Амос: " Господь делает твердыми громы и созида­ет духов".

(55) Вопрос. Но не о воздухе говорит, но ско­рее о Святом Духе было сказано это слово. Ибо ничто другое не называется Духом без дополни­тельных слов, кроме как Святой Дух.

Ответ. Нелепо причислять Несозданного к созданию. Но это вправду может быть понято богоприлично: Он носился по водам, согревая [этим самым воды] для творения жизни: как птица, ког­да высиживает, влагая некую жизненную силу ра­зогреванием воды. Так что " вскипел" бесчисленный род рыб.

(56) Вопрос. Мы просим, чтобы нам узнать к этому о геенне огненной. Ибо нигде в писании не говорится, что сказал Бог: " Да будет огонь".

Ответ. Сущность огня более всего деятель­ная, она сложна и появляется в сухом, гнездясь в творениях. Когда ударяешь по камню, то рожда­ется огонь. И когда железо поражается, то проис­ходит то же. И когда трут дерево, то является по­добным образом. Ибо от давления того, что обвивает, полотно разгорается скрытым огнем. И не только, но и когда вертится пустой жернов, видно, как сыплется огонь. Таким же образом и когда сталкиваются облака, гонимые ветром, то всегда исходит молния. Все смежно огню, как ска­зал святой Петр, ключарь Царствия Небесного, что теперешние небо и земля скрыты огнем, сохраня­емые на судный день — [огнем] в погибель нечес­тивых людей.

(57) Вопрос. Как же зимой, когда те же самые облака и ветры, не бывает ни молнии, ни грома?

Ответ. О громе, как я помню, сказано выше. А зимой молнии не появляются, я думаю, из-за плотности воздуха, и влаги, залегшей в облаке. [Летом] небо, подобающим [огню] образом — без влаги и сухо. А здесь видимым образом сталкива­ется мокрое и плотное. И в первом случае [огонь] разгорается, а во втором гаснет.

(58) Вопрос. Хорошо сказано, но у нас не о молнии спор, но о геенне огненной, где, сказал Бог: " Будь огонь"?

Ответ. Моисей пишет: " Сказал Бог: Будь свет — и стал свет", — являя природу огня. Ибо огонь — это не только огонь, который у нас, но и горние силы — огонь, как я думаю. А ему сроден огонь, который у нас.

(59) Вопрос. Как горний огонь сродни сущест­вующему у нас? Первый неугасим, а второй гаснет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал