Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоторговый устав 1667 г.






Главным препятствием на пути развития внешней торговли были определенные привилегии иностранцев. Необходимо было разработать и принять к руководству новый документ, который бы закрепил некоторые положения Именных указов и обеспечил правовое закрепление выработанных ранее правил таможенных обрядностей и защитил русских купцов от засилья иностранцев. С этой целью был разработан Новоторговый устав (принят 22 апреля 1667 г.). В его подготовке принимали широкое участие представители боярства, купечества, посадского люда и других сословий. Основу этого документа составили положения Именного указа от 25 октября 1653 г., практически полностью вошедшие в Новоторговый устав.

Согласно Уставу внешние таможенные пошлины делились на ввозные и отпускные, внутренние — на рублевую, перекупную и различные сборы. Цель внешних торговых пошлин — сбор с товаров, перемещаемых в Россию из-за границы. В Уставе рублевая пошлина в отличие от внешних таможенных сборов была не только проезжей, но и торговой. Ею облагались товары, предназначенные для продажи, при перемещении в город или селение, где находилась таможня. Не подвергались оплате рублевой пошлиной лица, независимо от сословного положения перевозящие товары для внутреннего пользования. В местах, где не было таможен, товары местного производства продавались совершенно свободно. В Москве ремесленники продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения. Но как только крестьяне привозили свои продукты в город для продажи или же продавали купцу, который вез их в город, то эти продукты облагались пошлиной. Изделия, вывозимые из города, также подлежали представлению в таможню и оплачивались пошлиной. Товары внутреннего производства подлежали оплате рублевой пошлиной один раз, когда впервые представляли товар в таможню: на них выдавалась выписка, и с таким «ярлыком» товар мог свободно перемещаться по всей России и при перепродаже его в другие руки уплачивалась только сравнительно незначительная перекупная пошлина.

Пошлина взималась в виде определенного процента с продажной стоимости товара, или нескольких денег с рубля — отсюда и само ее название. Ее размер составил 10% (гривна с рубля) с соли, 2, 5% (5 денег с рубля) — с сибирских соболей, привозимых в Москву, и 5% (10 денег с рубля) — со всех прочих товаров Согласно общему правилу, пошлина взималась с продавца при самой продаже. Перекупщик мог внести в таможню деньги, предназначенные для покупки товаров, и получив выписку, при представлении которой при покупке товаров продавец освобождался от уплаты той части сбора, которая была уплачена при внесении денег. Если же покупатель продавал свои товары и на вырученные деньги тут же покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за проданные товары, а за купленные взималась пошлина при вторичной перепродаже. Перекупная пошлина взималась при перепродаже в другие руки товаров, уже оплаченных рублевою пошлиной. Из сборов частноправового характера, действовавших в прежнее время, оставлены были в силе сборы за помещение (амбарное, аршинное и т.п.) и перевозное. Отпускные товары, продаваемые на вес, облагались 4%-ной пошлиной (8 денег с рубля), продаваемые не на вес, — 5%-ной (10 денег с рубля) ^ Существовали исключения, например, рыба, с которой взимались специальные более высокие сборы. Многие товары, составляющие предмет заповедной царской торговли, были запрещены к вывозу частными людьми (по беломорской торговле — хлеб, пенька, шелк-сырец и др.). Если заграничные товары покупались русскими торговцами на деньги, вырученные от продажи русских продуктов, или же выменивались на последние, то пошлина при такой сделке не взыскивалась совсем при условии, что русские товары уже были оплачены пошлинами при покупке на внутреннем рынке. С подобных заграничных товаров взималась только 5%-ная рублевая пошлина во внутренних городах, где они шли в продажу. Соответственно если иностранец покупал в порту или пограничном городе русские товары на наличные деньги, то согласно уставу, правильность оценки, сообразно которой устанавливалась пошлина, контролировалась таможенным головой или помощниками, которые должны были лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок между русскими и иностранными торговцами. За каждое нарушение таможенного порядка купец (отсутствие или нехватка грузовых документов, занижение стоимости товара) наказывался конфискацией товаров в пользу Великого Государя.

Таможенный голова обязан был отслеживать качество заграничных товаров, наличие на них фабричного клейма на тот случай, если товар окажется некачественным, «огласить приговор воровскому мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки». На таможенного голову возлагалась обязанность обращать особое внимание на привоз ювелирных изделий (жемчуга, драгоценных камней), которые могли быть скрыты от досмотра, остерегать торговых людей от покупки таких товаров. С вывозных товаров не взималась отпускная пошлина. А так как русских товаров всегда вывозилось более, чем ввозилось иностранных, то понятно, что на границе с привозных товаров не взималось никакой пошлины, а на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5% цены при продаже.

В Новоторговом уставе довольно подробно изложены правила таможенного контроля. Товары, привозимые на продажу, подвергались подробному и тщательному досмотру. Товары, прибываемые через Архангельск, подвергались досмотру два раза: те, которые шли из России, — в Вологде и других городах, где они грузились на суда, и в Архангельске. Следует отметить, что вмешательство государства во внешнюю торговлю ограничивалось запрещением вывозить золото в Кизылбаш (Астрахань), внушением купечеству остерегаться покупать предметы роскоши. Первое из этих решений имело, конечно, чрезвычайно важное значение, так как, в сущности, было почти равносильно запрещению вывозить драгоценные металлы из России, т.е. осуществлялась политика меркантилизма. Через территорию России в Западную Европу шли многие азиатские товары, провозимые транзитом. Ценность всех товаров, вывозимых из России в западные страны, превышала стоимость привоза. Поэтому торговый баланс России по торговле с Западом был выгодным для нее. Это прекрасно сознавало русское правительство и считало излишним налагать ограничения на ввоз монет в Россию через Архангельск и западные таможни. В то же время правительство ограничивало вывоз драгоценных металлов в другие страны и, в первую очередь, в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась главным образом в золоте и серебре. Запрещение вывозить драгоценные металлы в Персию определялось необходимостью поддерживать на должном уровне денежный баланс. Запрет вывоза жемчуга, драгоценных камней, серебра (ст. 94 Новоторгового устава) был и в других государствах. Правительство намерено было установить впоследствии по примеру других государств высокие пошлины на предметы роскоши. Таким образом, Новоторговый устав не во всем был либерален по отношению к внешней торговле. Табак был запрещен к ввозу из нравственно-религиозных побуждений, вино и сахар были обложены высокими пошлинами по фискальным соображениям, прочие же привозные товары оплачивались 5% рублевой пошлиной. В то же время правительство еще не увидело истинное назначение таможенных пошлин, считая его средством поощрения и развития внутреннего производства путем наложения высоких пошлин на ввозимые товары или запрещение их ввоза.

 


Тема 8. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
в первой половине XVIII в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал