Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспорт
Экспорт – таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Допускается применение таможенной процедуры экспорта в целях завершения (изменения) таможенных процедур: – переработки вне таможенной территории; – временного вывоза. При завершении (изменении) любой из указанных выше таможенных процедур не требуется фактического предъявления товаров таможенным органам. То есть решение о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта принимается по результатам документального контроля (проверки документов и сведений). Таможенная процедура экспорта предполагает уплату: – таможенного сбора за таможенные операции (см. постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863); – экспортной таможенной пошлины (для отдельных видов товаров) (см., например, постановления Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 16.11.2006 № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Порядок определения таможенной стоимости товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500. Таможенной процедуре экспорта посвящена гл. 31 ТК ТС. Особенности таможенного декларирования и выпуска при экспорте товаров определены: а) ТК ТС, например: – при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, достаточно представления семи документов (ч. 3 ст. 183 ТК ТС) (К таким документам относятся: – документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; – внешнеторговые договоры, коммерческие документы либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки; – документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; – документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС; – документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей (таможенного сбора за таможенные операции); – документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля (например, паспорт сделки); – транспортные (перевозочные) документы, если такие документы имеются у декларанта на момент подачи таможенной декларации), – выпуск экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, должен быть завершен таможенным органом не позднее четырех часов с момента регистрации декларации на товары (В случае регистрации декларации на товары менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа – выпуск товаров осуществляется не позднее четырех часов с момента начала времени работы этого таможенного органа); б) ТК, например: – ст. 137 ТК «Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации», – ст. 135 ТК «Неполная таможенная декларация», – ст. 136 ТК «Периодическая таможенная декларация», – ст. 138 ТК «Периодическое временное декларирование российских товаров»; в) приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 «об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме». При экспорте предоставляется освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Например, на основании ст. 164, 165 и183 НК допускается применение налоговой ставки 0% по НДС и акцизам в отношении товаров, экспортированных за пределы Российской Федерации. Вывоз товаров из Российской Федерации в государство, являющееся членом таможенного союза, рассматривается как взаимная торговля и не отвечает признакам таможенной процедуры экспорта (так как товар не покидает пределы таможенной территории таможенного союза). Тем не менее, налоговые льготы распространяются и на такие случаи. Так, на основании п. 1 ст. 1 Протокола от 11.1.2.2009 о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе при экспорте товаров с территории одного государства – члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов. Налогоплательщик также имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства – члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза. Для некоторых видов товаров, таких, например, как сырье, материалы и технологии, используемые для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, особенностью экспорта является наличие экспортного контроля (В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов). Данные товары имеют общее название товаров двойного назначения. Правового определения товаров двойного назначения законодательство РФ не содержит. В отдельных документах встречается упоминание о товарах, которые могут иметь двойное назначение. Например, согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» под авиационной техникой двойного назначения понимается авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности России. Ha основании ст. 6 Федерального закона «Об экспортном контроле» списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время такие списки (перечни) утверждены Указами Президента РФ: – от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; – от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»; – от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; – от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»: – от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»; – от 05.05.2004 № 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль». Внешнеэкономические операции с товарами двойного назначения, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых ФСТЭК России (см. постановление Правительства РФ от 07.06.2001 № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники»). Правила выдачи лицензий на право осуществления внешнеэкономических операций с товарами двойного назначения установлены постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 691. Разовая лицензия выдается ФСТЭК России на основании полученных результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке ФСТЭК России совместно с Минобороны России, МИД России. Разовая лицензия выдается на осуществление; внешнеэкономических операций с конкретной контролируемой продукцией по одному договору с указанием ее количества, страны конечного использования, продавца (отправителя) и покупателя (получателя). Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства РФ. Генеральные лицензии выдаются юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу экспортного контроля (Внутрифирменная программа экспортного контроля – мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Под перечисленными мероприятиями понимается следующее: – организационные мероприятия – установленное на уровне организации регламентирование действий сотрудников при проведении переговоров, заключении и реализации внешнеэкономических сделок, обеспечивающее соблюдение законодательства в области экспортного контроля (приказ, стандарт предприятия, инструкция и т.п.); – административные мероприятия – установление в соответствии с трудовым, административным, гражданским, уголовным законодательствами Российской Федерации наказаний за нарушение порядка деятельности организации при осуществлении внешнеэкономических операции; – информационные мероприятия – определение правил, обеспечивающих информационный обмен с государственными органами по вопросам экспортного контроля, а также установление обязанностей сотрудников по поддержанию актуальности имеющейся в организации информации о действующих правилах и требованиях экспортного контроля, обучение и повышение квалификации персонала, ответственного за вопросы экспортного контроля. Юридически перечисленные мероприятия закрепляются в форме нормативных актов организации (по материалам ФСТЭК России (www. fslec.ru))) и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации. Подготовка проектов решений Правительства РФ по вопросам выдачи генеральных лицензий и их внесение в установленном порядке осуществляются ФСТЭК России (Генеральные лицензии выдаются па вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и государства – участники Вассенаарских договоренностей. Российская Федерация как участница Вассенаарских договоренностей обязана придерживаться международных обязательств по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения). Таким образом, таможенное декларирование и последующий выпуск товаров двойного назначения производятся при условии представления в таможенный орган лицензии. Оформления лицензии на товары двойного назначения не требуется в случае: а) вывоза из Российской Федерации товаров, ранее экспортированных российским участником ВЭД и специально ввезенных в Российскую Федерацию с целью ремонта или замены на идентичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами по договору; б) вывоза из Российской Федерации товаров, ранее импортированных российским участником ВЭД с целью ремонта или замены на аналогичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами но договору; в) вывоза из Российской Федерации иностранных товаров, ранее ввезенных в Россию в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), при условии возврата указанных товаров их собственнику (владельцу) в государство, из которого они были ввезены в Российскую Федерацию; г) вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров, предназначенных для технического обслуживания или ремонта морских и воздушных судов, государством регистрации которых является Российская Федерация. Правомерность осуществления безлицензионного вывоза товаров двойного применения должна быть письменно подтверждена ФСТЭК России. В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, участвующих в работах но экспортному контролю в Российской Федерации, и организационно-методического руководства этими работами создана Комиссия по экспортному контролю, представляющая одновременно межведомственный координационный орган (см. Указ Президента РФ от 29.01.2001 № 96 «О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации»). Одной из функций Комиссии является выдача разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий (товаров двойного назначения). В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517 утверждены Правила получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки. Российские участники ВЭД обязаны получить разрешение Комиссии на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в тех случаях, когда они: 1) были информированы ФСТЭК России или иными компетентными государственными органами о том, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (Под созданием оружия массового поражения и средств его доставки понимаются научные исследования, разработка, изготовление, испытание, эксплуатация и техническое обслуживание ядерного, химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять такое оружие, подсистем и компонентов указанных видов оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, а также связанных с ними технологий, материалов, оборудования и программного обеспечения); 2) имеют основания полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть полностью или частично применена в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (Такими основаниями, в частности, могут быть: – предполагаемая поставка научно-технической продукции в иностранное государство, в отношении которого имеется официальная информация о нарушении им обязательств но международным договорам в области нераспространения оружия массового поражения; – наличие у российского участника ВЭД информации о причастности иностранного лица, являющегося стороной по контракту, грузополучателем либо конечным пользователем (потребителем) приобретаемой научно-технической продукции, к военным программам в ядерной, химической, биологической или ракетной областях; – нежелание иностранного покупателя (получателя) предоставить информацию о конечном назначении и конечных пользователях (потребителях) приобретаемой научно-технической продукции, месте ее использования; – несоответствие функционального назначения и технических характеристик приобретаемой иностранным покупателем (получателем) научно-технической продукции заявленным целям ее использования или сфере деятельности конечных пользователей (потребителей); – несоответствие объема (количества) и номенклатуры приобретаемой научно-технической продукции характеру и техническому уровню производственных мощностей, которыми располагает конечный пользователь (потребитель); – предъявление иностранным покупателем (получателем) повышенных требований к конфиденциальности информации в отношении конечного назначения, конечных пользователей (потребителей) приобретаемой научно-технической продукции; – использование иностранным покупателем (получателем) не соответствующих обычной торговой практике условий финансовых расчетов за приобретаемую научно-техническую продукцию, стремление произвести оплату наличными средствами; – размещение заказа на поставку научно-технической продукции организацией (физическим лицом), находящейся (имеющим постоянное место жительства) на территории государства, отличного от государства назначения; – необоснованный отказ иностранного покупателя (получателя) и (или) конечного пользователя (потребителя) научно-технической продукции от услуг поставщика но ее сборке, монтажу и техническому обслуживанию; – предъявление иностранным покупателем (получателем) нехарактерных для обычной торговой практики требований к упаковке и маркировке приобретаемой научно-технической продукции, препятствующих или затрудняющих ее проверку при проведении таможенного оформления и таможенного контроля, и другие основания.). Для получения разрешения российский участник ВЭД представляет в ФСТЭК России, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, заявление с приложением необходимых документов (копия контракта, техническое описание экспортируемой продукции и другие документы). Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке ФСТЭК России совместно с Минобороны России, МИД России и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти. Применительно к таможенному режиму экспорта существует еще такое неофициальное понятие, как «спецэкспортеры», т.е. лица (организации), обладающие правом экспорта отдельных видов товаров. Еще одна особенность экспорта заключается в существовании участников, получивших исключительное право на экспорт отдельных товаров. Например, на основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт газа предоставляется организации – собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации – собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. Право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения имеют организации – разработчики и производители продукции военного назначения при условии закрепления не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»).
|