Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первобытное (догосударственное) обществоСтр 1 из 14Следующая ⇒
Методология тгп. Методы теории государства и права — это система, совокупность особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Всеобщий философский метод – метод материалистической диалектики. Общие методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного. Специальные методы – статистический, психологический, математический, социологический. Частные методы – формально-юридический, сравнительный, технико-юридический. Методы теории государства и права тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции. Подходы общетеоретического исследования права и государства – исторический подход, принцип объективности, принцип конкретности, принцип плюрализма. Первобытное (догосударственное) общество Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат). Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т. е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Решения собрания были обязательными для всех. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет), обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки.
|