Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения.






Процесс рыночного товарообмена необходимо рассматривать не только с позиции покупателя, но и с позиции продавцов, то есть людей, предлагающих товар, или, как принято говорить, со стороны предложения.

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Предложение — отражает желание производителей представить на рынок определённое количество товаров по данной цене.

Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене.

Следует различать индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное предложение - это предложение всех продавцов данного товара.

Зависимость величины предложения от цены выражается функцией предложения от цены: Qs = f(P).

Чем выше цена, тем большее количество товаров будет поставлено на рынок. Это закон предложения.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Графически закон предложения выражается в кривой предложения.

Положение и наклон кривой определяются издержками производства товаров, точнее предельными издержками, то есть теми дополнительными затратами, которые произведет продавец для увеличения поставок и которые уравновесят спрос и предложение товара.

От изменения величины предложения следует отличать изменение в предложении. Изменение в предложении происходит под воздействием неценовых факторов предложения.

Неценовые факторы изменения предложения:

1. изменение в себестоимости сырья или производства (повышение себестоимости приводит к снижению предложения)

2. изменение цен на другие, в том числе и на взаимозаменяемые товары

3. перспективы ожидания производителей (ожидание повышения цен — предложение снижается; ожидание снижения цен — предложение увеличивается)

4. количество товаропроизводителей

5. Наличие товаров заменителей.

6. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

7. Уровень технологий.

8. Объём и доступность ресурсов.

9. Налоги и дотации.

10. Природные условия

11. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

12. Размеры рынка

3. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.

Спрос, предложение, количество товара и его цена на рынке взаимосвязаны. Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

При прочих равных условиях, закон спроса и предложения звучит так: чем цена на товар ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.

 

 

Рис. Закон спроса и предложения

 

Так как кривые спроса и предложения имеют противоположные углы наклона к горизонтальной оси (кривая спроса - отрицательный, кривая предложения - положительный), то на графике они Пересекутся в точке Е - точке равновесия. Это означает, что в точке Е при равновесной цене (РЕ) спрос и предложение взаимоуравновешиваются (Qs= QD). В состоянии равновесия рынок сбалансирован.

Равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

· цена, при которой спрос и предложение равны;

· цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

· цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Слишком высокая цена (выше цены равновесия Р) препятствует формированию спроса, так как поставщики захотят продать больше товара (QSI), чем смогут купить потребители (QDI). В результате возникает излишек, избыточное предложение. При затоваривании продавцы вынуждены будут снижать цену, чтобы рассосались излишки. А слишком низкая цена исключает получение прибыли, так как при цене Р2 ниже цены равновесия, покупатели могли бы приобрести товара (QD2) больше, чем продавцы могли бы поставить (QS2). Следствием назначения низкой цены является дефицит товара. В случае дефицита всегда найдется покупатель, способный заплатить большую цену за необходимую вещь. Эти колебания цены будут приводить к рыночному равновесию. Таким образом, дефицит или излишек в рыночной экономике - явление кратковременное. Устойчивыми они могут быть лишь в том случае, если в рыночный процесс вмешивается государство или другая нерыночная сила. Могут быть случаи и установления потолков цен (максимальной цены) или минимальной цены (цена пола).

Рынку свойственно устойчивое равновесие, когда параметры функций спроса и предложения не меняются. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, а также не означает, что товары всегда продаются по одним и тем же ценам. Это означает, что всякое изменение ситуации на рынке, нарушающее равновесия приводит к установлению новой равновесной ситуации. Устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер. Механизм рыночного равновесия цен это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.

Рынок обладает способностью устанавливать не только новое равновесие, но и возвращаться к прежнему состоянию.

Можно установить четыре правила спроса и предложения, с помощью которых можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения.

1. Рост спроса вызовет рост как равновесной цены, так и равновесного количества товаров.

2. Снижение спроса вызовет снижение равновесной цены и равновесного количества товаров.

3. Рост предложения товаров ведет к снижению равновесной цены и росту равновесного количества товаров.

4. Снижение предложения товаров ведет к росту равновесной цены и снижению равновесного количества товаров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал