Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В г. Нижнем Тагиле
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
для специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог
Базовая подготовка среднего профессионального образования
Нижний Тагил
ОДОБРЕНА
предметной
(цикловой)
комиссией
| Составлена в соответствии с Государственными требованиями
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника
по специальности.
| Председатель_____________
| Заместитель директора Заяц М.Л.
по учебной работе_______________
|
Автор: Туркин А.К. преподаватель филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле
Рецензенты:
Бердышева Н.П. старший преподаватель кафедры ОПД филиала УрГУПС в г. Нижнем Тагиле
Белинович В.Г., ведущий инженер-конструктор УКБВ, ОАО «НПК»Уралвагонзавод»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................. 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................... 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ............................................................................................................... 15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих по профессиям:
15859 Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;
16269 Осмотрщик вагонов;
16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов;
16783 Поездной электромеханик;
16856 Помощник машиниста дизель-поезда;
16878 Помощник машиниста тепловоза;
16885 Помощник машиниста электровоза;
16887 Помощник машиниста электропоезда;
17334 Проводник пассажирского вагона;
18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания;
18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения;
- выбирать способ передачи вращательного момента.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики, детали машин.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 212 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 142 часа; самостоятельной работы обучающегося — 70 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
практические занятия
|
| лабораторные занятия
|
| контрольная работа
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| в том числе:
выполнение домашних заданий
|
| подготовка к лабораторным и практическим занятиям
|
| подготовка к контрольной работе
|
| написание реферата или подготовка презентации по заданной теме
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем
часов
| Уровень
освоения
|
|
|
|
| Раздел 1. Статика
|
|
|
| Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики
| Содержание учебного материала
Материальная точка. Сила. Система сил. Равнодействующая сила. Аксиома статики
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала. Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания
|
|
| Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил
| Содержание учебного материала
Система сходящихся сил. Геометрический и аналитический способы определения равнодействующей силы. Условие и уравнение равновесия. Метод проекций. Связи и реакции
|
|
|
| Практическое занятие
Решение задач на равновесие сил в аналитической форме
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, выполнение домашнего задания (решение задач на равновесие сил геометрическим способом), подготовка к практическому занятию
|
|
| Тема 1.3. Плоская система произвольно расположенных сил
| Содержание учебного материала
Пара сил, момент пары сил. Момент силы относительно точки. Момент силы относительно оси. Приведение к точке системы сил. Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. Понятие о силе трения
|
|
|
| Практические занятия
Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил. Определение реакции в опорах балочных систем с проверкой правильности решения
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, подготовка к лабораторному занятию
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.4. Центр тяжести
| Содержание учебного материала
Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести стандартных прокатных профилей
|
|
| Лабораторное занятие
Определение центра тяжести плоских фигур
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчета по лабораторному занятию
|
| Раздел 2. Кинематика
|
|
|
| Тема 2.1. Основные понятия кинематики, кинематика точки
| Содержание учебного материала
Основные понятия кинематики. Способы задания движения. Виды движения точки. Средняя скорость, ускорение
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания
|
|
| Тема 2.2. Кинематика тела
| Содержание учебного материала
Различные виды движений твердого тела. Мгновенный центр скоростей. Абсолютная скорость
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач с помощью метода кинематики)
|
|
| Раздел 3. Динамика
|
|
|
| Тема 3.1. Основные понятия и аксиомы динамики
| Содержание учебного материала
Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по основному закону динамики для вращательного движения тел)
|
|
|
|
|
|
| Тема 3.2. Работа и мощность
| Содержание учебного материала
Работа постоянной и переменной сил. Работа и мощность при вращательном движении, КПД. Общие теоремы динамики
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания (решение задач по теме: «Работа и мощность при поступательном и вращательном движении»)
|
|
| Раздел 4. Сопротивление материалов
|
|
|
| Тема 4.1. Основные понятия, гипотезы и допущения сопротивления материалов
| Содержание учебного материала
Основные задачи сопротивления материалов. Методы расчета наиболее распространенных элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности и экономичности. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние. Метод сечений: напряжение полное, нормальное, касательное
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию
|
|
| Тема 4.2. Растяжение и сжатие
| Содержание учебного материала
Характеристика деформации. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Условие прочности
|
|
|
| Практическое занятие
Выполнение расчетов на прочность при растяжении и сжатии
|
|
|
| Лабораторное занятие
Проведение испытаний на растяжение образца из низкоуглеродистой стали
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, подготовка к практическому занятию и защите отчета по лабораторному занятию
|
|
|
|
|
|
| Тема 4.3. Срез и смятие
| Содержание учебного материала
Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Условие прочности, расчетные формулы
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому и лабораторному занятиям
|
|
| Тема 4.4. Кручение
| Содержание учебного материала
Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Условие прочности
|
|
|
| Практическое занятие
Определение диаметра вала из условия прочности при кручении
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию, защите отчета по лабораторному занятию, подготовка к контрольной работе
|
|
| Тема 4.5. Изгиб
| Содержание учебного материала
Изгиб, основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы, правила построения эпюр. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Условие прочности. Рациональная форма поперечных сечений балок. Понятие изгиба в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта.
Линейные и угловые перемещения при изгибе. Расчет на жесткость
|
|
|
|
|
|
|
| Практическое занятие
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Выполнение расчетов на жесткость при изгибе
|
|
| Контрольная работа по теме: «Расчет на прочность при изгибе»
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому занятию, контрольной работе
|
|
| Тема 4.6. Сопротивление усталости
| Содержание учебного материала
Циклы напряжений. Усталостное разрушение, его причины и характер. Кривая усталости, предел выносливости. Факторы, влияющие на величину предела выносливости. Коэффициент запаса
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания
|
|
| Тема 4.7. Прочность при динамических нагрузках
| Содержание учебного материала
Понятие о динамических нагрузках в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта. Силы инерции при расчете на прочность. Динамическое напряжение, динамический коэффициент
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания
|
|
| Тема 4.8. Устойчивость сжатых стержней
| Содержание учебного материала
Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. Формула Ясинского. Категории стержней в зависимости от гибкости
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания
|
|
|
|
|
|
| Раздел 5. Детали машин
|
|
|
| Тема 5.1. Основные понятия и определения
| Содержание учебного материала
Машина и механизм. Современные направления в развитии машиностроения. Основные задачи научно-технического прогресса в машиностроении. Требования, предъявляемые к машинам и их деталям
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, подготовка рефератов или презентаций по тематике: Современные направления в развитии машиностроения.
Основные задачи научно-технического прогресса для железнодорожного транспорта с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы
|
|
| Тема 5.2. Соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения
| Содержание учебного материала
Общие сведения о соединениях, достоинства, недостатки, область применения. Неразъемные и разъемные соединения, их достоинства и недостатки. Сварные, заклепочные и клеевые соединения. Соединения с натягом. Резьбовые соединения. Классификация резьбы, основные геометрические параметры резьбы. Основные типы резьбы, их сравнительная характеристика и область применения. Шпоночные и шлицевые соединения. Назначение, достоинства и недостатки, область применения. Классификация, сравнительная оценка. Соединения в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспекта занятий, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания; подготовка к практическому и лабораторному занятию
|
|
| Тема 5.3. Передачи вращательного движения
| Содержание учебного материала
Классификация передач. Фрикционные передачи. Ременные и цепные передачи. Достоинства и недостатки, область применения. Расчет. Зубчатые передачи. Прямозубые и косозубые цилиндрические передачи. Червячные передачи. Редукторы. Вращающие моменты и мощности на валах. Передачи и приводы подвижного состава железнодорожного транспорта
|
|
|
| Лабораторное занятие
Определение максимального вращающего момента по мощности на валу
|
|
|
|
|
|
|
| Практическое занятие
Выполнение расчета прямозубых передач и определение параметров зубчатых колес
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, подготовка к практическому занятию
|
|
| Тема 5.4. Валы и оси, опоры
| Содержание учебного материала
Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал.
Опоры, классификация, конструкции, область применения в деталях и узлах подвижного состава железнодорожного транспорта, условные обозначения, достоинства и недостатки
|
|
| Практическое занятие
Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, основных учебных изданий и дополнительной литературы, информационных ресурсов Интернета
|
|
| Тема 5.5. Муфты
| Содержание учебного материала
Муфты, их назначение и классификация. Устройство и принцип действия основных типов муфт. Методика подбора муфт и их расчет. Муфты, применяемые на подвижном составе железнодорожного транспорта
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Повторение изученного материала, подготовка к экзамену
|
|
|
| Всего
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
— продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация примерной программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Техническая механика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
- макеты, модели.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22 и 23. 07; 26 и 30.12.2008 г.).
2. Аркуша А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов: Учебник для средних учебных заведений. 6-е изд. М.: Высшая школа, 2005.
3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин. М.: Высшая школа, 2007.
4. Мархель И.И. Детали машин. М.: Инфра-М, 2010.
Дополнительные источники:
1. Брюховецкая Т.М. Методическое пособие. Техническая механика. Расчет механических передач: М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2006.
2. Лукьянов А.М. Сопротивление материалов. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008.
3. Олофинская В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие / В.П. Олофинская. 3-е изд., испр. М.: Форум, 2010.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Детали машин: КОП. М.: УМК МПС России, 2003.
2. Сопротивление материалов: КОП. М.: УМК МПС России, 2002.
3. Электронный ресурс «Техническая механика». Форма доступа: technical- mechanics.narod.ru
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины для базовой подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (защиты рефератов или презентаций), экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| умения:
использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения
| экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях
| выбирать способ передачи вращательного момента
| экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях
| знания:
основных положений и аксиом статики, кинематики, динамики и деталей машин
| экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, контрольной работе, оценка защиты рефератов или презентаций
|
|