Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные методы возрастной психологии
Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям. 1.организационные. 1.1. лонгитюдиальный - метод продольных срезов; 1.2.метод поперечных возрастных срезов; 1.3.комплексный. 1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института. Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода " высшим пилотажем" экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно - со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему " Когнитивное развитие психических функций"). Метод позволяет: · проследить развитие отдельных психических функций; · дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности); Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев). Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз. 1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1, 2,..., 10 класс) по единой методике. Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых - методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте). Метод позволяет: · выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); · провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных - неделя, у взрослых - 5 лет, в старости - меньше). 1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке. 2. эмпирические. 2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже. 2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; 2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.; 2.4.психодиагностический; 2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); 2.6.тесты.
|