Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоции и чувства
Задача 1. Напишите список известных вам эмоционально - волевых состояний и классифицируйте их.
Задача 2. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность.
Задача 3. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях. а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание. б) Опытная массажистка делает пациенту массаж спины. в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка. г) Девушка получила от любимого письмо из армии. д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке. е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице. ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него. з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой. и) Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».
Задача 4. Опишите ситуации, в которых проявляются основные функции эмоций.
Задача 5. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях: а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется. б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте. в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь. г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук. д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь. е) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его. ж) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец. з) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл. и) Посмотрев фильм о «красивой» любви, девушка представила себя на месте героини. к) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.
Задача 6. Перечислите известные вам чувства и классифицируйте их по группам (интеллектуальные, моральные и эстетические).
Задача 7. Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?
Задача 8. Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации. Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
А. Прямое выражение гнева: __________________ Б. Косвенное выражение гнева: ________________ В. Сдерживание гнева: ________________________
Задача 9. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею). а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу. в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант. г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.
Задача 10. Опишите ситуации, в которых проявляются различные виды стресса. Разработайте рекомендации о том, как можно оптимизировать влияние стресса на человека в данных ситуациях.
Задача 11. Определите, какие из нижеперечисленных эмоций встречаются у вас чаще всего, оцените их частоту и интенсивность по десятибалльной шкале: 1. Гнев 2.Тревога 3. Уныние, депрессия 4. Отчаяние 5. Разочарование 6. Чувство вины 7. Ощущение беспомощности 8. Раздражение 9. Чувство одиночества 10. Ярость 11. Беспокойство, нетерпеливость 12. Застенчивость 13. Ощущение, что вас не любят. Если эмоция оценивается выше, чем 5 баллов, она должна рассматриваться как показатель высокого уровня стресса. Опишите типичные ситуации, в которых возникают данные эмоции и предложите способы регуляции стресса в данных ситуациях.
Воля Задача 1. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие — нет? 1. Единственный критерий проявления воли в поведении — волевые качества личности. 2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его. 3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия. 4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные. 5. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению. Задача 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. Критерием проявления воли является... а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности; г) все ответы верны; д) вес ответы неверны. 2. Волевое поведение выполняет функцию... а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранения внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. Задача 3. Определите, что в приведенном списке может быть отнесено к произвольной саморегуляции, а что — к волевому поведению. Сдерживание эмоций, управление запоминанием текста, аутогенная тренировка, постановка целей, самовнушение, изменение цели, преодоление внутренних препятствий, ритуальные действия перед экзаменом, самоконтроль, планирование возможностей достижения, борьба мотивов, принятие решения, выбор между двумя равнозначными возможностями, снятие внутреннего напряжения, самоубеждение, релаксация, рефлексия, внутренний диалог с самим собой, смысловое связывание, создание новых мотивов-стимулов, самоподкрепление, формирование длительного намерения, построение жизненной стратегии, волевое усилие. Задача 4. Проанализируйте отрывки. О каких волевых качествах в них идет речь? 1. А. де Сент-Экзюпери писал о своем товарище Гийоме: «Его величие — в чувстве ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда... Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». 2....Каждый имел или искал (и находил) точку опоры не только в самом себе, но и еще в каком-то деле или интересе. Главным делом для большинства была борьба с фашистами, защита Ленинграда — это держало прежде всего. (А. М. Адамович, Д. А. Гранин) 3. Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю. (Ален Боске) 4. Ничто не делает жизнь так легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели. (Шиллер) Задача 5. Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения. Мотив, саморегуляция, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, ценность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплинированность, ответственность, волюнтаризм. Задача 6. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли. 1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть по видику фильм с Клодом Ван Даммом, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра. 2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз недобирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз. 3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию. 4. Официант ресторана «Модерн-на-Упе» Жорж Березкин был оскорблен словесно подвыпившим Пьером Афонькиным, облит им водкой «Жириновский», получил в лицо порцию салата «Цезарь», а о его смокинг Пьер вытер руки. Тем не менее, официант Березкин стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые. 5. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 кг, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем. 6. Тринадцатилетний Боб у светофора на Варшавке моет стекла в проезжающих иномарках. Заработанные собственным трудом деньги он бережет от случайных соблазнов, чтобы к весне купить себе кожаную «косуху», как у его кумира Вилли. Задача 7. Разным возрастам свойственна разная степень сформированности волевой регуляции и волевых качеств. Определите, что из приведенного списка свойственно детям младшего школьного возраста, подросткам и старшеклассникам. Дифференциация мотивов волевой регуляции; смелость; организованность; гибкость волевой регуляции; исполнительность; целенаправленность; использование физических действий в волевой регуляции (зажмуривание глаз, сжимание кулаков, напряжение мышц и т.д.); настойчивость; введение ограничений в распорядок собственной жизни; включение в волевую регуляцию познавательных мотивов; самоконтроль; включение в волевую регуляцию мотивов самоизменения; использование психических действий в волевой регуляции (выдержка, упорство, самовнушение, самоприказ и т.д.); самостоятельность в постановке целей волевой регуляции; умение ставить отдаленные цели; центрация на оценке результатов деятельности; увеличение осознанности в постановке целей волевой регуляции; волевое усилие в интеллектуальной деятельности; стремление к воспитанию у себя определенных качеств; выдержка; решительность; инициативность. Задача 8. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей. Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.
Задача 9. Определите, какие волевые качества (возбудимость волевого усилия, длительность волевого усилия, энергичность, подавление действия или способность к задержке) проявились в каждой из описанных ситуаций. 1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав более 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади. 2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку занятия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5-6 раз. Через два года занятий учитель черчения назвал его чертежи лучшими в школе. 3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду. 4. Шестиклассник В., чтобы развить свою волю, часто прибегал к такому приему: прерывал чтение интересной книги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней 2-3 дня. 5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть свою робость, застенчивость и слабоволие, писала себе жестокие приказы и развешивала их на стенах своей комнаты, снимая только тогда, когда приказ был выполнен. Задача 10. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы. 1. Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. (Бальзак) 2. В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. (Бэбкок) 3. Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын) 4. Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям. (Ирвинг) 5. У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Леопарди) 6. Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший) 7. Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их. (Цицерон) 8. Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. (Эбнер-Эшенбах) 9. Серьезное стремление к какой-либо цели — поистине половина успеха в ее достижении. (В. Гумбольдт) 10.Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. (Ф. Рузвельт)
|