Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Amp;8.Абсолютная и относительная высота местности. Рельеф. Изображение рельефа горизонталями
Вспоминаем: Какие формы неровностей поверхности Земли вы знаете? Какие предметы в классе имеют горизонтальную поверхность? Где в природе вы видели горизонтальную поверхность? Что такое горизонт? Какие линии в вашем классе вертикальные?
1. Относительная высота. Как вы знаете, земная поверхность весьма неровная. На ней встречаются равнинные участки, возвышенности, овраги, горы. Чтобы на плане изобразить поверхность местности, необходимо измерить высоту холмов, глубину оврагов. Различают относительную и абсолютную высоту местности (рис. 29)
Рис 29. Абсолютная (1) и относительная (2) высота местности.
Относительная высота показывает, на сколько одна точка земной поверхности выше другой. Для определения относительной высоты используют нивелир. Простой нивелир легко изготовить самому (рис. 30).
Рис 29. Самодельный нивелир.
На его вертикальной планке укрепляется отвес. По нему можно проверить, правильно ли установлен нивелир. Чтобы с помощью нивелира определить, например, насколько вершина холма превышает его подошву, поступают так. Устанавливают инструмент у подошвы холма. Один из учащихся, удерживая нивелир в вертикальном положении, визирует (" прицеливается") в сторону холма. Затем мысленно проводит горизонтальную линию от нивелира до склона холма и замечает то место, куда он " прицелился". Другой учащийся вбивает в эту точку колышек. Теперь нивелир нужно перенести на то место, где был вбит колышек. Если высота нивелира равна 1 м, то точка, куда вбит колышек, будет на 1 м выше того места, где стоит нивелир (рис. 31). Так, пройдя весь склон, нетрудно рассчитать относительную высоту холма.
Рис 31. Определение относительной высоты холма.
2. Абсолютная высота. Поверхность Земли в разных частях поднимается на разную высоту над уровнем океана. Высота точки над уровнем океана (или моря) называется а б с о л ю т н о й в ы с о т о й. Абсолютную высоту в Беларуси исчисляют от уровня Балтийского моря, который принят за 0 м высоты.
*На территории Беларуси есть точки, абсолютная высота которых уже определена. В этих точках находятся специальные знаки, где записана абсолютная высота. Если необходимо найти абсолютную высоту другой точки, которая близка к этому знаку, то измерение ее проводят, используя эти данные.
· 1. Для чего используется нивелир? 2. Чем отличается относительная высота от абсолютной? 3* Что показывает отметка высоты? 1. Определите абсолютную высоту холма на рис. 32. Расскажите, как высчитать относительные высоты холма, зная его абсолютную высоту.
Рис 32. Относительная высота холма (светлые стрелки) и его абсолютная высота (чернач стрелка); определите их величины.
2. Проведите измерение относительной высоты холма во время экскурсии в природу 3. Изображение рельефа горизонталями. Кроме местных предметов, на планах и топографических картах изображают неровности любого участка местности. Совокупность неровностей земной поверхности называют р е л ь е ф ом.. Рельеф на планах и физических картах изображаются горизонталями. Г о р и з о н т а л и – это линии на плане или карте, которые соединяют точки местности, имеющие одинаковую высоту над уровнем моря (Как называется эта высота?)Для того чтобы изобразить холм на плане или топографической карте с помощью горизонталей, нужно с нивелиром пройти с запада на восток через вершину холма и, начиная от уровня воды в море, вбить колышки в точки, которые выше уровня воды в море на 1м, 2 м и т.д. Затем то же самое проделать с севера на юг. Положение вбитых колышков наносят на план и затем плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие абсолютную высоту 1м, затем 2м и т.д. Получаем изображение на плане холма горизонталями.
Рис. 33. Изображение холма горизонталями. Какой склон холма более пологий - западный или восточный?
Высоты горизонталей обозначают цифрами. Горизонтали проводят через равное количество метров. Форма и расположение горизонталей позволяют представить и читать рельеф местности. Например, если горизонтали расположены близко друг к другу, значит, склон крутой; если же на большом расстоянии друг от друга - склон пологий. (рис. 33). Направление, в котором склон понижается, изображается маленькими черточками (бергштрихами), проведенными перпендикулярно к горизонталям. Горизонталями изображаются и впадины (рис.34) (куда направлены бергштрихи на горизонталях, изображающих впадины?). Отвесные уступы, обрывы изображаются на плане мелкими штрихами.
Рис. 34. Изображение котловины на плане местности. Чем это изображение отличается от изображения холма?
4. Решение некоторых практических задач по планам местности. По планам местности можно решать практические задачи. Представьте, что вы проектировщик. Вам необходимо выбрать место для постройки плотины гидроэлектростанции. На квадратике бумаги начертите условный знак " плотина". Расположите его в наиболее пригодном, по вашему мнению, месте на реке (см. рис.19) Выберите место для поселка строителей этой плотины. Проведите дорогу. Что необходимо строить прежде всего? При выборе места расположения будущей плотины учтите важные условия: а) площадь залитых земель перед плотиной электростанции должна быть как можно меньше; б) длина плотины должна быть как можно короче.
· 1. Что изображают при помощи горизонталей на планах? 2. Какова зависимость между крутизной склонов на местности и расстоянием между горизонталями на плане? 3. Приведите примеры, где могут использоваться планы в практической деятельности человека. · По плану (см. рис. 19) определите абсолютную высоту холма. Какой склон более пологий. Почему? Увидите ли вы от ветряной мельницы металлический мост через реку?
Программные практические работы: 1. Ученик из пункта А до пункта Б прошел по азимуту 360 градусов 100 м (условно отразите в тетради это расстояние в масштабе 1: 1000). От пункта Б до пункта В он прошел еще такое же расстояние по азимуту 90 градусов. От пункта В такое же расстояние он прошел по азимуту 180 градусов. Начертите путь ученика в тетради и определите, какое расстояние и по какому азимуту ему осталось пройти до пункта А. 2. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). 3. *Чтение план местности (определение направлений, расстояний, объектов местности, особенностей рельефа).
|