Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научное описание данных, составление отчета.
Цель: раскрыть особенности процесса обработки и анализа информации в эмпирическом социологическом исследовании. Основные понятия. Методы обработки и анализа информации. Анализ и обобщение информации с применением технических средств обработки. Научное описание данных, составление отчета с выводами, рекомендациями, предложениями. Репрезентативность полученных данных. Этические принципы исследовательской работы. Анонимность исследований. Особенности социологического исследования экономических, политических, социальных процессов. ТЕЗИСЫ 1. Обработка и анализ социологической информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку и анализ данных, полученных в ходе исследования. Что же такое данные в социологии? Данные - это собранная, формализованная и структурированная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация. Формализация - это совокупность процедур формирования выборки (об этом говорится в главе 37), доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка). Обработка данных включает в себя следующие действия: Редактирование и кодирование информации. Цель – проверка и формализация информации: методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то опросник исключается как некачественный. Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных. Статистический анализ – выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения. Простой формой обобщения данных является их группировка – объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедура требует расчленения разнородных явлений в однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определения признаков разграничения типов, интервала перехода одного типа к другому. Различают такие виды группировок: 1. суммирование однородных признаков для определения абсолютного числа их проявлений в изучаемой совокупности. 2. ранжирование – группировка единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака. 3. шкалирование – на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы (трехмерной; многомерной; двухсторонней (интересуется/ не интересуется)). Каждому пункту шкалы дается определенное числовое обозначение. 4. табулирование – построение статистических таблиц (сводка данных по годам относительно ситуации и т.д.). 2. Первый из таких принципов - согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического исследования. Второй важный принцип - принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации полученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социальном объекте, а само исследование утрачивает смысл. Третий принцип — глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения «содержательных последствий» его взаимодействия с другими- явными и латентными — его признаками и факторами. Четвертый принцип - проверка на основе качественного анализа исходных гипотез путем их соотнесения с полученными выводами, на предмет их подтверждения или не подтверждения (опровержения). Результаты исследования отражаются в отчете – итоговом документе. Полученные в процессе прикладного социологического исследования данные в процессе анализа, обобщения и осмысления включаются в определенный социальный контекст, детерминируемый существенными особенностями и тенденциями исследуемого социального явления или процесса. Такое «включение» составляет тот социальный фон, на котором из интерпретации, типологизации и сопоставления полученных эмпирических данных строятся теоретические обобщения и выводы, формулируются рекомендации для совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные объекты. В этом и состоит заключительный этап социологического исследования - подготовка итогвого отчета и последующее предоставление его заказчику. Отчет должен содержать: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Анализ и обобщение результатов социологических исследований создают возможность осуществления социологического предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариантов развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкретизации предвидения является социальное прогнозирование. Прогнозирование — это научное исследование перспектив развития или возможного состояния исследуемого объекта и составление на этой основе прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем. Вывод: Практическая реализация результатов социологического исследования осуществляется совместными, желательно хорошо согласованными и скоординированными действиями, производимыми как специалистами, разработавшими программу и инструментарий, а также осуществившими само исследование, так и заказчиками — управленческим аппаратом государственных органов, учреждений, руководителями частных фирм, банков, общественных организаций и т.п. Только в таком случае они принесут ожидаемый и серьезный практический эффект. В этом состоит основной канал практического внедрения результатов социологического исследования. 4.Список обязательной и дополнительной литературы и источников к курсу и теме 4.1.Обязательная литература: Учебники. Учебные пособия 1) Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы, 2011. 2) Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2010 3) Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2012 4) Смелзер Н. Социология. М., 2010 5) Радугин А.А. Социология: курс лекций. М., 2011. 6) Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2011. 7) Экономическая социология. Курс лекций / Л.Я. Гуревич и др. Алматы, 2010 8) Фролов С.С. Социология. М., 2012 9) Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. - М., 2011.
4.2. Дополнительная литература: 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
Тема 1 Список литературы Основная литература:
Дополнительная литература: Качанов Ю. Л. Что такое социологическая теория // СОЦИС. – 2002.- № 12. Кюэн Ш.-А. В каком состоянии находится социология // СОЦИС. – 2006. - № 8
Тема 2
1. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. Т 30 д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994 - 383 с Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994.—496 с. Дополнительная литература 1. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. 2.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СП-Б., 1997 3.Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2000 Тема 3 Основная литература: 1. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. – 432с. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. 3. Есим Г., Биекенов К. Социологическая наука и образование в Казахстане // Саясат, 2003.- №4 4. Кравченко А.И. Социологическая теория: дискурс будущего. // СОЦИС. – 2007. - №3. 5.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СП-Б., 1997 Дополнительная литература: 1.Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997. 2. Култыгин В.И. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // СОЦИС. – 2000. - № 8 3.Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции // СОЦИС. - 2003. - № 9 4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
Тема 4 Основная литература: 1. Смелзер Н. Социология. М., 2010 2. Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2012 3. Фролов С.С. Социология. М., 2012 Дополнительная литература: 1Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. 2.Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. Тема 5 Основная литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011 Морено Дж. Социометрия. М., 2010 Морено Дж. Социометрия // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 2010. Дополнительная литература: Миллз Т.М. О социологии малых групп//Американская социология. М., 2011 Тема 6 Основная литература: Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996. Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2003 Смелзер Н. Социология. М., 1994 Дополнительная литература: Модели человека в зарубежной социологии. М., 1985. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М, 1998. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. Кн. 1, 2. – М., 1994. Буравой М. Что делать? Тезисы о деградации социального бытия в глобализирующимся мире. // СОЦИС. – 2009. - №4.
Тема 7 Основная литература: Вебер М. Основные понятия стратификации.//СОЦИС, 1994. - №5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура. //СОЦИС, 1992. - №9. Радаев В.В., Шкаратан Ю. Социальная стратификация. М., 1996. Дополнительная литература: Ионин Л.Г. Культура и социальная структура. // «СОЦИС», 1996, №3. Мертон Р. Социальная структура и аномия. //СОЦИС.- 1992.- №2. Цзин Чже. Социальное расслоение в Китае. //СОЦИС.- 2008.- №11. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация. //СОЦИС.- 2008.- №11 Тема 8 Основная литература: Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1997. – 591с. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М..2004. Шендрик А. И. Социология культуры. М., 2005. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000 Дополнительная литература: Манхейм К. Избранное. М., СПб., 2000. Левикова С.В. Молодежная субкультура. М., 2004. Тема 9 Основная литература:
Дополнительная литература: 1.Атфилд Р. Этика экологической ответственности. \По сб. «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с франц. и англ.»\ Составители Л.И.Василенко и В.Е.Ермолаева; вводн. ст. Ю.А.Шрейдера. - М., 1990 2. Бакланов А.В. Человек в биосфере. Второй путь эволюции.\ История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г.)\АН СССР. Комиссия АН СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. \ М.; часть 1. 3. Василенко Л.И. Отношение к природе: " традиция управления" и " традиция сотрудничества" //Вопросы философии, 1987, N 7.
Тема 10 Основная литература: Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1987. Биекенов К.У., Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы, 2001. Шибутани Т. Социальная психология. Р\н\Д, 1999. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. Спб, 2000. – 31с. Дополнительная литература: Манхейм К. Избранное. М., СПб., 2000.
Тема 11 Основная литература: Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998.- 368с. Кравченко А.И. Социология для экономистов. М., 2000 Экономическая социология. Курс лекций. – А., 2002. Дополнительная литература: Дмитриев А.В.Принимающий социум: практики взаимодействия с трудовыми мигрантами. // СОЦИС. – 2008. - №10. Шокаманов Ю. Программа трудовой иммиграции в РК до 2015г. // Экономика и статистика. – 2007. - №1. – С.82-88. Эренберг Р. Дж., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М. 1996.- С. 319. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005.
Тема 12 Основная литература 1.Гараджа В.И. Социология религии — Москва: Наука, 1995. — 223 с. 2. Жеребятьев М., Феррони В. Феномен новых религиозных движений - Москва: Наука, 1995. - 223 с. 3. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. — Москва, 2001. — Т. № 11. — С. 84-92. 4. Неронов А.В. Социологические исследования нетрадиционной религиозности // Журнал социологии и социальной антропологии — Москва: Наука, 2009. - Т. 12.№ 1. - С. 187-196. 5. Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб, 2011. Дополнительная литература: Бергер П. Религиозный опыт и традиция. // СОЦИС. – 2011. - №1. – С.123-136. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна. // СОЦИС. – 2010. - №12. – С.85-93.
Тема 13 Основная литература: Авксентьев В.А. Этнополитические конфликты: история и типология.-М, 2010 Дополнительная литература:
Тема 14
Основная литература: Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. - М., 2002. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений //Социологические исследования. 1993. № 10. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В. Г. Дополнительная литература: Миронов А.В., Панферова В.В., Субасев Н.С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политический журнал. - 1994.- № 9–10.
Тема 15 Ядов В.А. Методология и методика социологического исследования. - М., 2002. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений //Социологические исследования. 1993. № 10. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В. Г. Дополнительная литература: Миронов А.В., Панферова В.В., Субасев Н.С. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований // Социально-политический журнал. - 1994.- № 9–10.
Вопросы и/или задания для контроля теоретических знаний, позволяющие обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала, методические указания по организации самоконтроля и самопроверки.
ЗАДАНИЯ: выполнение письменных заданий (логические задания, анализ источников-текстов, решение логических задач, составление таблицыи т.д.). Тема№1
|