![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сохранность перевозимых грузов
Брагин А.М Июнь 2004г.
Сохранность перевозимых грузов – одно из условий договора перевозки, выполнение которого входит в обязанности перевозчика. УЖТ (ст. 95) предусматривает ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения до выдачи грузополучателю. Основные требования по обеспечению сохранности перевозимых грузов: – подготовка груза к перевозке (приведение груза в транспортабельное состояние, обеспечивающее сохранность и безопасность перевозки с учетом полного использования грузоподъемности или вместимости вагона); – маркировка груза (отправительская, железнодорожная и специальная); – определение количества или массы груза (способами, предусмотренными УЖТ и ППГ); – выбор подвижного состава и подготовка вагонов к перевозке (согласно УЖТ и ППГ); – размещение и крепление грузов (в соответствии с требованиями ППГ и ТУ); – пломбирование вагонов и контейнеров (порядком, предусмотренным ППГ); – соблюдение срока доставки (определенного согласно ППГ); – документальное оформление перевозок (необходимые сведения в перевозочных документах, наличие сопроводительных документов); – охрана и сопровождение грузов. Сохранности грузов касаются также требования, предъявляемые к путевому развитию, сооружениям и устройствам грузового хозяйства железнодорожных станций, к весовому хозяйству, к местам общего и необщего пользования. Кроме того, сохранность перевозимых грузов повышается за счет маршрутизации перевозок, так как при этом ускоряется доставка грузов и шире используются специализированные вагоны. Несохранность груза – ухудшение или полная потеря качества, изменение количества, а также пересортица, в результате которой груз уценивается до более низкого сорта. Несохранность может быть следующих видов: – количественные потери – уменьшение массы груза, потеря грузовых мест, потеря части груза (при технических неисправностях подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и устройств, при россыпи навалочных и проливании наливных грузов, при хищении, в аварийных ситуациях); – качественные потери – ухудшение свойств груза, его внешнего вида и товарного сорта (при несоблюдении правил перевозки и хранения, при пересортице); – количественно-качественные потери – уменьшение количества груза с одновременным ухудшением качества всей партии груза (при испарении нефтепродуктов улетучиваются наиболее ценные фракции, при длительном открытом хранении навалочных грузов в результате окисления теряются свойства и масса груза). Несохранные перевозки приводят не только к материальному ущербу от потери грузов, но и к загрязнению окружающей среды и, в частности, железнодорожного пути. Загрязнение пути нарушает надежную работу рельсовых цепей и автоблокировки, а также создает антисанитарные условия для пассажиров и нарушает требования охраны труда для работников, связанных с движением поездов. Проникновение пылевидных частиц, отличающихся абразивностью, в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевременный износ и выход из строя. Перечень основных причин, вызывающих несохранные перевозки: · предъявление груза к перевозке в нетранспортабельном (неподготовленном) состоянии; · предъявление груза в неисправной упаковке, без маркировки или с неправильной маркировкой; · неправильное определение массы и количества мест; · погрузка груза в неисправные, загрязненные или не соответствующие роду груза вагоны; · нарушение правил пломбирования вагонов и контейнеров; · небрежная укладка груза при погрузке и сортировке; · неправильное крепление груза на открытом подвижном составе; · непринятие мер предосторожности при перевозке опасных грузов; · неправильное обслуживание в пути следования скоропортящихся грузов; · утрата, порча и повреждение грузов: - при авариях, крушениях и пожарах; - в результате длительных задержек на станциях; - из-за просрочки в доставке; · разъединение груза от документов и засылка грузов не по назначению. Специфические свойства грузов и особенности их перевозки позволяют выделить причины несохранности для отдельных групп грузов. Так, для навалочных грузов это будут: – течь, просыпание груза через зазоры и неплотности кузова вагона (из-за износа или дефектов кузова, физико-химических свойств груза, давления в толще груза, колебаний и вибрации при движении вагона, в результате неподготовленности вагона к перевозке); – выдувание груза воздушным потоком в пути следования (в случае неравномерной, неплотной погрузки груза, а также завышения высоты погрузки относительно уровня бортов вагона); – осыпание частиц груза с верхней части штабеля, загруженного выше уровня бортов вагона (динамические нагрузки, вызывающие колебания вагона, неправильное формирование «шапки» по форме и высоте); – распыление груза при погрузке. Для наливных грузов можно выделить следующие причины несохранности: – испарение при наливе-сливе и транспортировке (открытость струи, негерметичность крышек люков цистерн); – утечка, выплескивание через неплотности котла цистерны, наливных и сливных устройств (из-за нарушения технологии заключительных операций при наливе – закрытие крышек колпаков цистерн без установки резиновых прокладок, неполное завинчивание запоров); – сброс в окружающую среду неутилизированных остатков груза в пунктах очистки недослитых цистерн; – в случаях налива груза без учета его объемного расширения; – налипание на стенки вагонов и трубопроводов (нарушение технологии разогрева вязких грузов, низкая скорость перекачки). Для тарно-штучных грузов причинами несохранности являются: – механическое повреждение и бой груза в результате сдвига, развала, смещения или падения (при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, маневровых операций, при транспортировке); – прием груза в некачественной и нестандартной таре; – неправильная укладка и крепление груза в вагоне; – ненадежность запорных устройств вагона. Согласно УЖТ (ст.18) грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Иными словами, при подготовке груза к перевозке или погрузке необходимы меры по предотвращению потерь или максимальному их снижению при перевозках. Приведем перечень таких мер для вышеназванных групп грузов. Для навалочных грузов: – подготовка вагонов к перевозке (заделка зазоров и щелей уплотнительными материалами); – разравнивание и уплотнение поверхности груза при погрузке (с помощью вибраторов, рыхлителей, катков); – применение укрывных материалов, связующих паст и защитных пленок; – использование для перевозки специализированных вагонов и контейнеров. Для наливных грузов: – опускание наливных рукавов при погрузке до дна цистерны; – ускорение налива за счет автоматизации открытия и закрытия крышек колпаков цистерн, подачи и уборки наливных стояков, регулирования и контроля скорости подачи груза в цистерну; – контроль за коммерческим состоянием цистерн; – обеспечение надежности работы наливных и сливных устройств и их правильной эксплуатации. Для тарно-штучных грузов: – соответствующее качество тары и упаковки; – правильное размещение и крепление груза в вагоне; – пакетирование грузов (с помощью поддонов, стяжек, термоусадочной пленки, многооборотных кассет и т.д.); – перевозка в специализированных контейнерах. При приеме груза к перевозке перевозчик имеет право проверить достоверность массы груза, указанной в накладной (ст. 27 УЖТ), а при выдаче в необходимых случаях обязан проверить состояние, количество мест и массу груза (ст. 41 УЖТ). Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы. Многие грузы под действием различных внешних причин, в силу своих свойств при нормативных условиях хранения и перевозки, изменяют первоначальную массу. Такое изменение называется естественной убылью. Для определенных условий транспортирования и хранения устанавливаются средние величины неизбежных потерь массы груза, которые называются нормами естественной убыли. Норма естественной убыли груза при железнодорожных перевозках – это установленная предельно допустимая разница массы груза в пункте выгрузки в процентах от первоначальной массы при условии соблюдения правил перевозки и хранения. Нормы естественной убыли приводятся в ППГ. Таким образом, при количественной оценке несохранности груза необходимо учесть значение предельного расхождения определения массы и норму естественной убыли. При этом проверка массы в пункте выгрузки должна выполнятся на весах того же типа, что и в пункте погрузки. Превышение названных норм вызывает необходимость возмещения потерь, допущенных при оказании транспортных услуг.
Литература
1. Устав железнодорожного транспорта РФ. – М., 2003. – 93с. 2. Обеспечение сохранности грузов при железнодорожных перевозках: Справочник/Под ред. Бешкето В.К., Носкова Ю.А. – М.: Транспорт, 1982. – 238с. 3. Грузоведение, сохранность и крепление грузов/Под ред. Смехова А.А. – М.: Транспорт, 1989. – 239с. 4. Семенов В.М. и др. Коммерческая и грузовая работа на железнодорожном транспорте. – СПб.: ПГУПС, 1995. – 262с.
Контрольные вопросы
1. Требования УЖТ к сохранности перевозимых грузов и проверке их состояния и массы. 2. Причины несохранности навалочных, наливных и тарно-штучных грузов. 3. Меры по обеспечению сохранности навалочных, наливных и тарно-штучных грузов. 4. Применение норм естественной убыли грузов.
|