![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение 5 страница
Примечание к разделу Анализ источника включает в себя: - владение идеями, изложенными в работе; - умение определить значение и место идей, изложенных в работе, в системе сложившихся представлений данного научного направления; - умение показать свою позицию по отношению к материалу текста при помощи философского инструментария. Анализ текста (доклад) представляется в машинописном виде, кегль – 14, межстрочный интервал 1, 5. Шрифт Times New Roman. Объём: 2-3 м.п. листа.
Раздел IV Тестовые контрольные задания
Контроль за освоением компетенции (ОК-2) спомощью тестовых вопросов разного типа. Тесты с альтернативным ответом. 1. Верно ли, что, согласно Платону, бытие делится на мир вещей, материю и мир идей? А) верно Б) не верно 2. Деизмом следует называть учение, утверждающее, что Бог есть сама природа. А) верно Б) не верно 3. Следует ли полагать, что учение о том, что всё в мире сводится к одному первоначалу – монизм? А) да Б) нет Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов 4. Демокрит считал первоначалом А) числа и пропорции Б) огонь и воду В) атомы и пустоту Г) идеи и материю 5. Бытие вечно, неподвижно, неизменно. Это представление характерно для: А) элеатов Б) Гераклита В) Демокрита Г) Платона Д) Аристотеля 6. Гегель – основоположник А) диалектического материализма Б) трансцендентальногог идеализма В) солипсизма Г) абсолютного идеализма Задания с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов 7. Атрибутами материи считаются: А) пространство Б) время В) движение Г) форма Д) запах Е) вкус 8. Представители Немецкой классической философии: А) Л. Фейербах Б) Ф. Шеллинг В) О.Шпенглер Г) Г. Зиммель Д) Н. Макиавелли Е) Б. Рассел 9. Постулаты практического разума И. Канта: А) Бог существует Б) душа бессмертна В) воля свободна Г) мир познаваем Д) знание человека абсолютно Е) человек свободен
Задания на установление соответствия
10.Соотнесите период развития философии и господствующие в рамках этих периодов философские принципы
11. соотнесите философа и учение, которое он разрабатывал
Установленное соответствие зафиксируйте в таблице:
12.Соотнесите философа и его учителя
Установленное соответствие зафиксируйте в таблице
13. Сопоставьте каждому философу страну, в которой он родился
Установленное соответствие зафиксируйте в таблице
Задания по установлению правильной последовательности 14. Определите хронологическую последовательность указанных философских периодов: 1. Античность. 2. Возрождение. 3. Средневековье. 4. Немецкая классическая философия.
Заполните таблицу
15. Укажите, в каком хронологическом порядке следуют в истории философии эти мыслители: Аристотель, Сократ, Платон, Гегель, Кант, Фейербах. Ответы запишите в бланке:
16. В порядке какой очерёдности И. Кантом были написаны следующие произведения: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика способности суждения», «Критика практического разума», «Критика чистого разума». Запишите ответы в бланке:
17. Укажите последовательность ступеней развития мирового духа, выделенную Гегелем: Германский мир, Греческий мир, Восточный мир, Римский мир Запишите ответы в бланке:
18. Расположите формы рационального познания мира по мере их усложнения: Умозаключение, понятие, суждение. Запишите ответы в бланке: 19. Расположите следующие стадии развития отражения в живой материи в правильной последовательности: Возбудимость Сознание Раздражимость Психика Запишите ответы в бланке:
Тестовые вопросы открытого типа Вопросы со свободными ответами 20. Закончите предложение: «Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» - это … 21. Закончите определение: Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений – это… 22. Закончите определение: Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не вмешивающийся в ее бытие – это … 23. Закончите определение: Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым – это …
Вопросы с заданными ограничениями 24. Прочитайте описание ситуации (внизу). Письменно ответьте на вопросы: А) Кто из участников события выступает в качестве субъекта, а кто – в качестве объекта процесса познания? Б) Имеет ли место в данном процессе познания реализация какого-либо закона диалектики? Если «да», то какого? В) Что стало критерием истины в данном познавательном процессе? Описание ситуации Марк Твен рассказывал о том, что когда ему было 15 лет, он считал, что его отец знает все, а сам он – ничего; в 25 лет он находил, что знает все, а его отец – ничего; а когда ему исполнилось35 лет, он увидел, что его отец знает кое-что.
25. Ознакомьтесь с приведенным ниже суждением Г.В.Ф. Гегеля. Письменно ответьте на предложенные вам вопросы: А) Возможно ли истолковать данное суждение Гегеля как диалектико-материалистическое? Б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые самостоятельные природные реальности? В) Как в рамках приведенного примера решает основной вопрос философии (в онтологическом аспекте) немецкий философ? Описание ситуации: Согласно Гегелю «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время». 26. Ознакомьтесь с представлением о добродетели Аристотеля (см. текст, расположенный ниже) и выведите согласно аристотелевскому подходу список добродетелей: А) Середина страха и безумной отваги - … Б) Середина скупости и расточительности - … В) Середина кичливости и приниженности - … Г) Середина зависти и злорадства - … Д) Середина бесстыдства и стеснительности - … Е) Середина притворства и хвастовства - … Текст, описывающий ситуацию: В этике Аристотеля существенную роль играет выяснение того, что есть добродетель. На примере различных человеческих качеств он показывает, что добродетель обычно связана с серединой между двумя полярными качествами. Существует как бы три душевных состояния, два из которых порочны – одно в силу избытка, другое – в силу недостатка. И только третье, расположенное между ними, является похвальным. «…Как в страстях, так и в поступках (пороки) преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же (умеет) находить середину и ее избирает». [1] Вопросы с развернутым неструктурированным ответом, без заданных ограничений 27. Знаменитый тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» оставляет известное пространство для его толкования. Внимательно изучите главу «Софисты» в т. 1 ч. 1 Антологии мировой философии. М., 1966, с.с. 315 – 318. На основании изученного материала и возможностей собственной философской рефлексии заполните предложенную ниже таблицу: Таблица
Инструмент проверки
Ключ к заданиям первого блока 1а; 2б; 3а; 4в; 5а; 6г; 7а, б, в; 8а, б; 9а, б, в; 10 1-г, 2-в, 3-б, 4-а; 11 1-б, 2-в, 3-а; 12 1-в, 2-б, 3-г, 4-а; 13 1-г, 2-в, 3-а, 4-б;
15 Сократ, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Фейербах. 16 «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; 17 Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир; 18 Понятие, суждение, умозаключение; 19 Раздражимость, возбудимость, психика, сознание; 20 Пифагор; 21 Солипсизм; 22 Деизм; 23 Редукционизм; 24 а) субъект – сын, объект – отец; б) закон отрицания отрицания; в) практика; 25 а) нет; б) нет; в) идеалистически; 26 а) мужество; б) щедрость; в) величавость (достоинство); г) негодование; д) стыдливость; е) правдивость; 27 Протагоровский тезис можно расшифровать следующим образом: а) объективной истины нет, истина то, что считает данный человек; б)мир надо воспринимать через призму человека, мир человекомерен. III. Задания для проверки навыков восприятия, анализа и сопоставления текстов философского содержания Задание 1. Дать анализ работ Карла Ясперса «Смысл и назначение истории»[2] и Освальда Шпенглера «Закат Европы»[3]. В процессе сопоставления взглядов К. Ясперса и О. Шпенглера обратить внимание на отношение этих авторов к проблеме единства человеческой истории, воспроизвести аргументацию этих авторов и письменно обосновать свою позицию по этой проблеме в форме эссе. Инструмент проверки
Задание 2. Реконструируйте образ мысли и образ жизни человека античности Источники: ● Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 ● Древнегреческая философия от Платона до Аристотеля. Пер. с древнегреческого. Харьков, М., 1999 ● Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, ч. 1, СС.262 – 554. М., 1969 Реконструкцию оформить в виде эссе. Задание 3. Подготовьте эссе на тему «Современный человек: образ мысли и образ жизни через призму современных философских концепций». Источники: ● Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994 ● Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. – 1989 - №№ 3, 4 ● Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986 ● Фромм Э. Душа человека. М., 1993 ● Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990 Задание 4 Используя реконструкцию, полученную в результате выполнения задания 2, эссе, подготовленное при выполнении задания 3, а также работу Б. Константа «О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей»[4] сопоставьте философские отражения образов мысли и жизни личностей античности и современности. Ответьте на вопрос: чей образ мысли и жизни представляется вам предпочтительнее и почему? Требования к выполнению заданий 2, 3, 4.
|