Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и полномочия главных органов ООН.






Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея ООН является самым представительным органом Организации. Она состоит из всех членов Организации. Далее осветить вопрос о компетенции Генеральной Ассамблеи.

Широта компетенции Ассамблеи проявляется, прежде всего, в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН:

- в результате рассмотрения она делает рекомендации как членам организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности. Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного Суда, такие рекомендации являются обязательными. Исключение из этого правила предусмотрено ст. 12, согласно которой Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации в отношении спора или ситуации, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности;

- Ассамблея правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности;

- Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами;

- Ассамблея содействует международному сотрудничеству в политической области и поощряет прогрессивное развитие международного права и его кодификации;

- содействует сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека;

- все главные органы ООН, включая Совет Безопасности, представляют ей доклады о своей деятельности;

- она утверждает бюджет Организации и определяет взносы членов;

- избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, всех членов Экономического и Социального Совета;

- по рекомендации Совета Безопасности, Ассамблея выносит постановление о приеме в члены, о приостановлении и прекращении членства;

- Ассамблея и Совет Безопасности совместно избирают членов Международного Суда.

Согласно ст. 23 Устава Совет Безопасности состоит из 15 членов. Их них 5 являются постоянными, а именно Россия, Китай, Франция, Великобритания, США. 10 других избирает Генеральная Ассамблея в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

Специальная глава посвящена действиям Совета Безопасности в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл. 7).

Совет определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Установив факт, Совет может вынести рекомендацию, но вправе и принять решение о мерах принуждения к правонарушителю. Устав предусматривает применение невоенных и военных мер. К первым отнесены полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

В случае, если Совет сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских, сухопутных сил государств-членов. Соответственно, все члены обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы и обеспечить их деятельность.

Экономический и социальный Совет является одним их главных органов ООН. Он координирует экономическую и гуманитарную деятельность ООН, основные направления которой закреплены в ст. 55 Устава ООН. С целью создания условий стабильности и благополучия ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Ответственность за выполнение функций Организации в области международного экономического и социального сотрудничества Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею и под ее руководством на ЭКОСОС, которому для этой цели предоставляются соответствующие полномочия.

ЭКОСОС наделен следующими функциями и полномочиями: а) служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального или межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов Организации и системы ООН в целом; б) предпринимать или инициировать исследования, составлять доклады и давать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальных областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящиеся к ним вопросам; в) поощрять уважение и соблюдение права человека и основных свобод; г) созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию; д) вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН; е) согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и дачи им рекомендаций, а также путем дачи рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН; ж) оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе последних; з) консультироваться с соответствующими неправительственными учреждениями по вопросам, которыми занимается Совет.

ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей; 18 членов избираются ежегодно сроком на 3 года.

Совет по опеке. ООН под своим руководством создала международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Эти территории именуются территориями под опекой.

Соглашение об опеке в каждом случае должно включать условия, на которых будет управляться территория под опекой, а также определять власть, которая будет осуществлять управление территорией под опекой. Такая власть называется управляющей властью и может представлять собой одно или более государств или ООН как таковую.

Совет по опеке, являясь одним их главных органов ООН, действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и оказывает ей помощь в выполнении функций ООН относительно международной системы опеки.

Совет по опеке рассматривает отчеты, представляемые управляющей властью. Он принимает петиции и рассматривает их по существу. Совет устраивает периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки.

В Совет по опеке входят пять постоянных членов Совета Безопасности – Россия, Китай, Франция, Великобритания, США.

Цели системы опеки были осуществлены в такой степени, что все подопечные территории достигли самоуправления и независимости – в качестве отдельных государств или присоединившись к соседним независимым государствам. В ноябре 1994 года Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН в отношении последней из первоначальных 11 подопечных территорий – подопечной территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой США. Отныне Совет собирается на свои сессии лишь по мере необходимости.

Секретариат. Он обслуживает главные и все другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в центральных учреждениях и во всем мире, и занимается решением вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.

В состав Секретариата ООН входит 14 000 представителей примерно из 170 стран мира.

Сфера ответственности Секретариата охватывает различные виды деятельности: от организации операций по поддержанию мира до посредничества в разрешении международных споров. Персонал Секретариата осуществляет также обзор мировых экономических тенденций и проблем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами Организации; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки ООН; снабжает мировые средства массовой информации сведениями о деятельности ООН.

Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь и в этом качестве он действует на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, ЭКОСОС и Совета по опеке и выполняет другие функции, которые возлагаются на него этими органами. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации.

Генеральный секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности информацию о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь. В настоящее время Генеральным секретарем ООН является Кофи Аннан (Гана).

Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Международный Суд состоит из 15 судей, причем в его составе не может быть двух граждан одного государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского суда. Судьи избираются на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены главные правовые системы мира. Национальная группа может выставить не более 4 кандидатов. Причем до выставления кандидатур она обязана запрашивать мнение высших судебных органов, юридических факультетов, высших правовых учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности. Судьи избираются не девятилетний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другой должности.

С момента функционирования Суда представитель СССР, а в дальнейшем Россия постоянно избирается членом Международного Суда ООН.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Местопребывание Суда – г. Гаага, Нидерланды.

К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Стороной в споре, рассматриваемом Судом, могут быть только государства и только участники Статута Суда.

Суд обычно рассматривает дела в полном составе. Вместе с тем Статут предусматривает возможность учреждения камер в составе трех и более судей. Такие камеры могут специализироваться на рассмотрении определенных категорий дел.

Официальными языками Суда являются французский и английский.

Решение Суда окончательно и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено самим Судом лишь в случае вновь открывшихся обстоятельств, которые могут оказать решающее влияние на исход дела. Решение Суда является юридически обязательным, и невыполнение его влечет международно-правовую ответственность. Если одна из сторон не выполняет решение, другая может обратиться в Совет Безопасности. Последний вправе, но не обязан сделать соответствующую рекомендацию и даже принять меры для обеспечения исполнения решения Суда.

Помимо рассмотрения спора, Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал