Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Серж Кахили Кинг 2 страница
Полинезийский танцор, шаман или жрец свидетельствовал о присутствии богов или духов лишь при помощи жестов и звуков. Даже тщательно выполненная татуировка на лицах полинезийцев является косметическим приемом, подчеркивающим красоту, а не маской. Барабаны же использовались не как средства погружения в транс, а как средство коммуникации, для задания определенного ритма и для подзарядки энергией. Что же касается священного танца хула, то исполнитель погружался в своего рода состояние транса, перед исполнением медитируя на образе божества, духа или содержании танца. Сам же танец был тщательно продуманной хореографической постановкой, сила воздействия которой обусловливалась способностью танцора вступить в контакт с духом или явлением, представляемым этим духом. При этом более глубокие состояния транса или концентрации могли иметь место лишь как побочный эффект. Истинное предназначение священной хулы - обучать и вдохновлять публику. Экстатические, или погружающие в транс пляски никогда не были характерны для полинезийской культуры. Полинезийские шаманы обучались искусству целительства по семи основным направлениям. И хотя, чтобы считаться истинным кахуна, следовало мастерски владеть всеми семью, не каждый мог похвастаться равным мастерством во всех направлениях. Это не рассматривалось как недостаток, просто дело заключалось в личной предрасположенности и интересе. В основном, шамана обучали искусству медиума, искусству снятия ментальных и физических блокировок, магии воздействия, искусству смены облика, искусству миротворца, искусству учителя и искусству " искателя приключений". Форма обучения могла варьироваться в зависимости от учителя, но во всех случаях акцент делался на доверии к самому себе, осознании собственной силы и понимании власти слов для управления энергией, вызывания образов и создания ментальных установок. Обычно ученикам давались образцы заклинаний, содержавшие своего рода установки и образы, на которых следовало концентрировать внимание и изучать, а также формы неживой природы, животных и растений, которых нужно было имитировать. Формально обучение продолжалось с восхода до заката солнца, но от ученика требовалось использовать для обучения любую возможность и днем, и ночью. Дыхательные упражнения также считались важными для увеличения духовной энергии и управления мыслью. Как медиум, шаман обучался телепатии и ясновидению, а также искусству путешествия в иные миры, внутренние и внешние, общению с духами, искусству создания каналов астральной информации, искусству сновидения, общению с растениями, животными и природными элементами. Все перечисленное выше представляет собой составные части медиумизма и, пожалуй, наиболее важного аспекта искусства шамана. Для снятия блокировок шаман обучался использовать энергию, смягчающую психический, эмоциональный или ментальный стресс, и методикам изменения ограничивающих установок. Освобождение заблокированной энергии в основном опиралось на технику lomi-lomi - гавайском варианте массажа, сочетающем элементы, аналогичные шведскому и исаленскому массажам, ролфингу, лечению контрастным воздействием, акупунктуре, методу наложения рук и другим. Порой для этого использовался метод воздействия на биополе самого больного или на геомагнитные поля в месте его проживания. Нейтрализация ограничивающих установок осуществлялась различными способами. Наиболее употребительным приемом были своего рода психотерапевтические беседы, в ходе которых давались положительные установки. Такие беседы можно было проводить с самим собой, тет-а-тет или в группе. Обучение магии воздействия включало умение изменять погоду, способность увеличивать богатство, например вызывая богатый урожай или обеспечивая обильный улов рыбы. Сюда входила и реализация многих событий, вроде обнаружения острова в океане или инициация встречи вождей. Воздействие осуществлялось различными способами, среди них часто встречался способ созерцания или пассивного сосредоточения внимания, аналогичный встречающимся в практике йогов. При этом четкий образ желаемого события следует без излишних усилий удерживать в сознании, пока он не привлечет достаточно энергии, необходимой для его материализации. В этом направлении ученика также обучали искусству астральных путешествий и психокинезу. Овладение искусством смены облика заключалось в умении при помощи пения, лицедейства или танца перенимать характерные черты животных или предметов, сливаться с силами природы и воздействовать на них посредством резонанса. Высшим достижением в этом искусстве являлось исчезновение и появление перед зрителями в абсолютно ином облике. Шаман также обучался искусству жить в мире с самим собой, создавать гармоничные взаимоотношения между отдельными людьми, между людьми и природой и внутри самой природы. Это направление называлось миротворчеством. На Таити в миротворчестве специализировался шаманский клан Ариори. Используя пение, танец и поэзию как средство воздействия, они путешествовали с острова на остров, на каждом из них устраивая свои представления. Уважение к шаманам Ариори было столь велико, что на время их присутствия все войны прекращались. Пересказывая мифы и легенды, они напоминали воюющим об их общих корнях и предназначении на этой земле, а используемые ими порой непристойные и непочтительные шутки заставляли противников осознавать всю пагубность вражды. Именно направленность на привнесение мира является отличительной чертой шаманов Полинезии. Тогда как большинство шаманов следуют Путем Воина, концентрируясь на развитии силы и покорении себя, полинезийские шаманы следуют путем, который я называю Путем Искателя приключений, что означает быть сосредоточенным на любви, по-гавайски aloha, и раскрытии собственного " Я". Как учителя, шаманы должны были уметь демонстрировать свое искусство и делиться его секретами с окружающими, помогая им обрести силу, способную изменить их жизнь. Очень редко шаман становился kahuna a'o - искусным учителем, способным говорить с большими группами людей. Чаще обучение сводилось к демонстрации примеров, высказыванию пожеланий и советов. Подготовка в качестве " искателя приключений" заключалась в привитии навыков быть гибким, принимать любые перемены и приспосабливаться к ним с пользой для себя, быть свободным в выборе новых средств и путей, постоянно находиться в поиске новых знаний вместе с другими учителями.
Падение и подъем гавайского шаманства Порой люди задаются вопросом, почему, имея такой потенциал силы и возможностей, Полинезия покорилась чужеземцам? Почему шаманы не смогли предотвратить этого? Поскольку ответ на этот вопрос очень важен для понимания эволюции шаманизма в Полинезии, я дам его немедленно. Для различных районов Полинезии причины были разными, но опыт Гавайских островов достаточно типичен, чтобы по нему судить о них всех. Согласно книге Форнандера " Исследования полинезийской расы", около 1200 года, когда Европа переживала эпоху рыцарства, а Чингисхан покорил Азию, человек по имени Паао, решительный и волевой kahuna из клана Ку, вместе с отрядом воинов с Таити и Самоа под предводительством вождя Самоа, высадился на Гавайях. В это время Гавайи представляли собой райский уголок, различные части которого в виде разбросанных в море островов управлялись местными вождями, больше походившими на деревенских старост. Строились новые лодки, большие каноэ регулярно совершали рейсы между Гавайскими островами, Самоа и Таити, перевозя грузы и пассажиров. Клан Ку, упоминающийся в книге Мало " Гавайские древности", уже обосновался на Гавайях в качестве церемониального духовенства, курируя большинство храмов и праздников, посвященных земледелию, рыболовству и исцелению. До появления Паао жрецы клана Ку жили в мире и согласии с шаманами клана Кане и шаманами ремесел (травниками, астрологами, навигаторами, строителями лодок и т. д.) из клана Лоуно. Если бы кто-то и почувствовал приближение несчастья, его бы не стали слушать. Все жили как в раю. А что может случиться в раю? Паао обладал особым талантом, который в сочетании с его амбициозностью позволил ему полностью изменить гавайское общество. Он был гением организации. Как только он высадился (согласно некоторым источникам, это произошло на Большом острове), он немедленно учредил оперативную группу по управлению предстоящей операцией, куда вошли он сам, его соратник-вождь и, естественно, воины. Он обрушил всю мощь своего характера и организационных способностей на клан Ку, превратив его в жестко структурированную иерархическую организацию жрецов и церковных служителей. На одном из этапов реорганизации богослужения он даже ввел человеческие жертвоприношения, что было невиданным для Гавайев. Аргументация была типичной: поскольку жизнь человека ценится особенно высоко, то такая жертва более всего угодна богам. Как только клан Ку был превращен в мощную организацию, Паао начал политическую экспансию, опираясь на своих воинов. Захватывая новые территории, Паао с помощью местных жрецов упразднял власть старост, заменяя ее властью аристократии. Бытовавшее ранее коллективное землепользование отменялось. Теперь новый вождь, назначенный Паао, по собственной воле либо раздавал, либо отнимал наделы. Аристократия, в свою очередь, также имела внутреннюю иерархию, почти как в феодальной Европе. Паао следил, чтобы власть аристократии была неотделима от власти касты жрецов. В результате каждый подчинялся кому-то и все следили друг за другом. Почти как в Европе. Но, хотя Паао и смог реорганизовать аморфное в классовом отношении гавайское общество в более строгую кастовую систему, ввести крепостное право ему так и не удалось. Простые люди были арендаторами, а не крепостными. Вожди не владели ими, и общинник, если ему не нравился вождь, мог уйти в места, где правил другой. Лишь две силы проявляли открытое или скрытое неповиновение власти Паао - шаманы и ремесленники. И Паао со своими приспешниками решил их уничтожить. Прежде всего следовало нанести удар по торговле с другими островами южной части Тихого океана. Был оглашен запрет - естественно, по воле богов - на выход в море больших каноэ, а прибывающие конфисковывались. Таким образом, товарообмен вскоре сошел на нет. А в отсутствии торговли отпала нужда в строительстве лодок, и верфи были закрыты. Естественно, пропала нужда и в корабелах, и в навигаторах. Их искусство пришло в упадок, и его секреты были утеряны. Так как большинство астрологов были навигаторами, секреты их ремесла также были утрачены. За семь веков до того, как " Железный занавес" разделил Европу, Паао изобрел собственный " Океанический занавес", отделив им Гавайи от всего мира. Наибольшим гонениям при власти Паао подвергся клан Лоуно. Единственными уцелевшими за пять столетий преследований, прошедших до прихода капитана Кука, были мастера землепользования и животноводства, лова рыбы и сбора трав. И то потому, что существовала необходимость в их искусстве, а само по себе оно не таило никакой угрозы новому порядку. Учение дружбы и обретения личной силы шаманов клана Кане представляло собой наибольшую опасность для Паао, но сами по себе они вряд ли могли оказать ему реальное сопротивление. Единственным способом защиты был уход в леса и на взгорья. И шаманы ушли туда, куда большинство и не помышляло или не отваживалось ходить. Что им оставалось делать, если они могли воздействовать на людей лишь так и тогда, когда люди сами того желали? Паао предоставлял полную защищенность в обмен на личную свободу и ответственность. Он добивался своего, играя на чувстве страха. Защита строя достигалась не только силой солдат, нанятых новыми правителями, но и кастой карателей и жрецов, рыскавших под покровом ночи в поисках врагов и новых жертв для кровавых обрядов. Большинство населения смирилось с новой властью, а шаманы были слишком малочисленны и плохо организованы, чтобы открыто противостоять власти Паао. Ничего не оставалось, как уйти в дикие и неприступные места, скрывая свои жилища от большинства, оказывая помощь тем немногим, кому удавалось их найти. Все это еще больше ослабляло узы между членами клана. К моменту открытия Куком Гавайских островов в конце восемнадцатого века, жрецы Ку удерживали жесткий контроль над территорией, хотя все острова были объяты междоусобными войнами. Клан Лоуно утратил практически все свои знания и опустился до роли нижней ветви жреческого сословия. А шаманы Кане превратились в загадочных отшельников, обитавших в районах, удаленных от прибрежной полосы. К ним обращались за советом лишь в случае крайней нужды и забывали о их существовании до следующего раза. Лишь на острове Кауаи шаманы сохранили незначительное влияние. Когда славный король Камехамеха, опираясь на западных советников и техническую помощь, покорил Гавайи, Мауи, Оаху и Молокайи, именно шаманы, силой своей магии, дважды не позволили ему завоевать Кауаи. Как сообщает Камакау в книге " Древний народ", в 1796 году Камехамеха, возглавлявший десятитысячное войско, решил пересечь пролив, лежащий между островами Оаху и Кауаи. Однако поднялся такой сильный ветер, что, боясь потерять все корабли, он был вынужден отступить. Камехамеха предпринял новую попытку вторжения на остров в 1804 году. На этот раз он собрал семитысячное войско, вооруженное мушкетами, пушками и мортирами. Флот составляли парусники с пушками на борту и каноэ. Но на этот раз болезнь, похожая на тиф, выкосила его войско и смешала все планы. Вторжение вновь не состоялось. В своем исследовании этого периода " Кауаи: обособившееся королевство" Эдвард Джойстинг пишет: " Острова Кауаи всегда упоминались в связи с религиозностью их обитателей и назывались порой как " Острова истово молящихся" ('Kauai pule o'o'). Ни то, что Кауаи в результате переговоров вошли в союз, возглавляемый Камехамеха, ни раскол и фактический распад касты жрецов, последовавший практически сразу после смерти великого короля, ни прибытие миссионеров, ни присоединение Гавайев к Соединенным Штатам не оказали на гавайских шаманов никакого влияния и не изменили уклад их жизни. Однажды некоторые из них покинули свои убежища, чтобы участвовать в попытке короля Калакауа возродить древнее искусство целительства. Но как только влияние политической группировки, известной под названием " Миссионерская группа", возросло настолько, что они добились от короля роспуска Департамента здравоохранения, руководимого кахуна, шаманы безропотно разошлись и снова скрылись в своих убежищах. В ответ на многолетнее вытеснение гавайской культуры миссионерами и новой американской экономической и политической элитой, шаманы прибегли к той же тактике, что и при владычестве Паао. Мастера сливаться с окружающим миром, они либо скрывались высоко в горах, либо смешивались с толпой, выдавая себя за обыкновенных людей. Но в любом случае их навыки были тайной для всех, исключая родственников, друзей и тех, кто в них нуждался. Они игнорировали закон, объявлявший преступниками являвшихся или называвших себя кахуна. Социальная революция шестидесятых и вызванные ею ветры перемен, прокатившиеся по семидесятым и восьмидесятым годам нашего века, затронули и гавайских кахуна. К людям возвращалось чувство собственного достоинства, и гавайцы постепенно стали испытывать гордость за свою принадлежность к великому народу, а наиболее смелые принялись возрождать и развивать лучшие традиции их древней культуры. Росла популярность искусства, ремесел, танцев и песен, основанных на старых традициях, и создававшихся новых уникальных стилей. И как-то незаметно пропал из свода законов запрет на деятельность гавайских кахуна. По мере роста самоуважения гавайцев росло и влияние кахуна. И хотя давление церкви и государства слабело день ото дня, оказалось, осталось слишком мало истинных кахуна. Слишком мало учеников было у них в обучении. Не без влияния церкви, несмотря на охватившую их гордость за наследие своего народа, гавайцы продолжали ассоциировать знания шаманов с черной магией. Даже те, кто действительно искал знания о целительстве в этой древней традиции, приступали к своим изысканиям, обуреваемые страхом. Но все равно, их ряды продолжали расти. В наши дни, удивительно, но факт, что древняя гавайская традиция целительства, миротворчества и шаманства продолжает жить благодаря тем, кто ее чуть было не уничтожил. Большую часть учеников составляют белые с материка. Если бы не они, малочисленной когорте учителей-шаманов просто было бы некого обучать. Один гавайский кахуна сказал мне, что сами гавайцы ни за что не вернутся к учению Хуна, пока достаточное число белых не скажет, что оно хорошо. Еще один кахуна, посетивший мои занятия, похвалил мои знания и благословил на их распространение, а в конце концов признался, что он испытывает странное чувство, видя, что после стольких лет гонений наши знания могут столь открыто преподноситься окружающим. Между тем существуют те, кто считает, что тайные традиции гавайцев должны принадлежать исключительно гавайцам. Но они, насколько я представляю, не могут называться настоящими кахуна. Беда или благо, понимайте как хотите, но мудрость учения Хуна сейчас больше всего постигают члены белой расы. Благо в том, что их численность, интерес и природное бесстрашие не позволят угаснуть великому учению. Беда в том, что гавайцам самим бы пригодились эти знания в их сегодняшнем стремлении к самоуважению и самоутверждению. В настоящее время существует не больше полудюжины учителей-кахуна, но и те, в основном, работают на материке. Лишь один из них принадлежит к клану Кане, но и тот по странному стечению обстоятельств, как говорят у нас, haole - белый. Это ваш покорный слуга. Никто из известных мне шаманов не испытывает желания обучать своему искусству. Но, по крайней мере, представители других кланов начинают проявлять активность и пытаются передавать свои знания о целительстве. Признаюсь, я очень надеюсь на своих полинезийских учеников. Между тем мы вошли в век, когда межплеменные различия теряют свое значение. Гавайское шаманство и заложенный в него дух aloha - Любви открывает нам путь, имеющий огромное значение для всего человечества. Сейчас все лучшее должно соединиться, и нет лучшего применения искусства шаманов, " городских" или любых других, чем направить его на укрепление мира вокруг и внутри нас самих. Как гласит народная гавайская поговорка Не ali'ika la'i, he haku na ke aloha- " Мир правит всеми, миру служит любовь". Примите же мои слова мира и любви вы, вместе с кем нам предстоит сегодня исцелять мир.
ВТОРОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ: СЕРДЦЕ, УМ И ДУХ
A'ohe pau ka 'ike i ka halau ho'okahi Учение гавайских шаманов подобно другим системам мысли, имеющим дело с умом и его воздействием на Вселенную. Однако некоторые отличия чрезвычайно значительны. Многие столетия тому назад гавайские духовные учителя пришли к тем же заключениям, которые были получены и другими учителями в различные эпохи и в различных странах: существует такая сторона сознания, которая действует скрыто и косвенно, - это можно назвать подсознанием; существует и такая сторона, которая действует открыто и прямо, - сознание; кроме того, существует такая сторона сознания, которая, будучи трансцендентной, полностью включает первые две, - это сверхсознание. Особенностью гавайской системы мысли является то, что она опирается на представление гавайцев о местной природе, о собственных занятиях и отношениях между собой. В заглавии я назвал их сердцем, умом и духом. Понимание того, чем они являются и как функционируют с точки зрения гавайских шаманов, может оказаться одной из наиболее практических вещей, которую вы когда-либо могли бы изучить.
Три аспекта сознания Представление о трех аспектах является способом разделить цельную природу человеческого существа на три соответствующие части, каждая из которых имеет свою функцию и мотивацию поведения. В представлениях полинезийцев нет ничего такого, что указывало бы на существенную раздельность этих аспектов. Такое разделение было бы очень похоже на то, как если бы папайю разделить на три части, называемые соответственно скорлупой, мякотью и семенами. Эти три части, появляющиеся из одного источника, собственно и составляют цельный плод папайи, хотя иногда более удобно говорить о скорлупе, мякоти или семенах раздельно. Точно так же нет ничего такого в человеческом существе, в человеческой природе, что бы не позволяло нам говорить, скажем, о четырнадцати аспектах в человеке. Но вот три аспекта, три части, безусловно, можно выделить, поскольку такое выделение будет полезным и удобным. Именно поэтому такое разделение было сделано и принято в качестве рабочей истины. По-гавайски эти аспекты называются ку (сердце, тело или подсознание), лоуно (ум или разум, сознательный ум) и кане (дух или сверхсознание).
Сердечный аспект человеческого существа - ку Первичной и главной функцией этого аспекта сознания является память. Именно благодаря ей мы способны выучить и запомнить что-то, развивать свои способности, приобретать привычки, осознавать цельность своего тела и его тождественность самому себе ото дня ко дню на протяжении многих лет, а также управлять им как чем-то единым. Это понятие является эквивалентом западного представления о подсознательном, однако оно с ним не совпадает. Наиболее важная вещь, которую нужно знать о памяти, заключается в том, что память хранится и находится в теле как нечто вибрирующее и находящееся в непрестанном движении. Генетическая память, конечно, хранится на клеточном уровне, в то время как память, с помощью которой происходит обучение и накапливается опыт, хранится на одном или нескольких мышечных уровнях. При подходящем стимулировании -внутреннем или внешнем, умственном или физическом - память приходит в движение и высвобождается. Это, в свою очередь, приводит к активизации ментального, эмоционального или физического поведения. Если это движение подавляется, скажем, напряжением или стрессом, то и соответствующая память подавляется также. Сказанное одинаково относится и к генетической памяти, и к памяти, с помощью которой происходит обучение. В случае генетической памяти тело знает только то, что знали его предки. Хотя это и очень богатое хранилище, однако что касается психического и эмоционального поведения, оно, как правило, в большей или меньшей мере подвергается воздействию памяти, с помощью которой происходит обучение. В стрессовых ситуациях ку первое обращается к памяти предков, чтобы найти способ справиться с ситуацией, и тогда, если имеется несколько возможных вариантов, оно обращается к памяти, с помощью которой происходит обучение, за конкретными подробностями. Предположим, вы находитесь в стрессогенной ситуации, затрагивающей ваше человеческое достоинство, что обычно проявляется в виде осложнений в области груди. И предположим, что генетическая память предложила вам на выбор воспаление легких, приступ тревоги или астму. Если на протяжении прошедшей недели или около того ваше ку узнало от какого-нибудь человека или, скажем, по телевидению достаточно много о симптомах воспаления легких, то весьма вероятно, что ваше ку сделает именно этот выбор. Генетическая память распределена по всем клеткам. Что же касается памяти, с помощью которой происходит обучение, то ее хранилища располагаются в особых зонах, связанных с мышечной тканью. Эти области хранения, похоже, связаны с каждой частью тела, которая находилась в активном состоянии или получала дополнительную энергию в период обучения или приобретения соответствующего опыта. Когда часть тела, в которой была сосредоточена память, испытывает определенное напряжение, то память, связанная с ней, угнетается или даже становится полностью недоступной. Как-то отправившись со своей знакомой побродить по диким местам Кауаи, мы оказались перед фактом, что не способны обнаружить дорогу, по которой нам нужно было возвращаться назад. Вскоре мы пришли к выводу, что она должна была находиться на другой стороне ручья, но никак не могли прийти к единому мнению относительно того, как эта дорога должна была выглядеть. В результате мы потратили целый день, шлепая по ручью вверх и вниз, пытаясь обнаружить место, которое мы оба признали бы подходящим. На следующий день после того, как мы провели ночь в сыром и грязном болоте, я решил использовать имевшиеся у меня знания о свойствах ку. С помощью осторожных взаимных расспросов, мы с подругой установили, что в памяти наших ку относительно расположения обратной дороги имелся образ какого-то особенно слякотного берега, находившегося неподалеку. Я сам этого абсолютно не помнил, но где-то в глубине моей памяти имелась какая-то картинка с притоком и большим камнем-валуном, чего моя память никак не хотела воспроизводить. Установив это, мы пошли вдоль ручья и шли до тех пор, пока не обнаружили и приток, и валун, которые находились рядом друг с другом. Там же оказалась и тропа - справа рядом. Когда мышечное напряжение ослабляется, то любые сведения, связанные с соответствующей областью и угнетавшиеся напряжением, также отпускаются и становятся доступными воспроизведению. Все, кому приходится иметь дело с большим количеством получаемых и передаваемых сообщений, хорошо знают это, и существует множество способов создавать напряжение и снимать его как сознательно, так и неосознанно. Довольно широко распространено явление, связанное с забыванием чьего-либо имени. Вы можете быть способны вызвать в уме ясный образ лица этого человека, но его имя почему-то все равно ускользает. Это связано с тем, что та часть тела, в которой хранится воспоминание об имени, испытывает в этот момент слишком большой стресс. Обычно, если вы оставляете попытку вспомнить и принимаетесь за свои дела, имя неожиданно всплывает в уме в момент, когда вы меньше всего ждете этого. Это происходит потому, что в какой-то момент те мышцы, с которыми связана память об этом имени, достаточно расслабились, чтобы освободить воспоминание. Как-то в Африке я испытал сильнейший стресс, когда собирался привести свою жену на прием, где мы должны были встретиться с новым американским послом. И когда наступил момент представить мою жену послу, вдруг оказалось, что я не могу вспомнить ее имени. Как я ни уверял посла, что я живу с ней много лет и, естественно, прекрасно ее знаю, но он, что вполне понятно, воспринимал мои уверения скептически. Когда же Глория наконец сама назвала свое имя, то что-то переключилось в соответствующих мышцах, зажим снялся и я сказал: " Ну да, это Глория! " Сильные потрясения, которые приводят к общему стрессу, могут также вызывать амнезию - состояние, при котором большие области памяти оказываются заблокированными. Когда же различные группы мышц постепенно начинают расслабляться, то начинает возвращаться и память. Любопытно отметить, что сам язык при амнезии почти никогда не забывается, хотя личные имена отдельных людей могут оказаться перекрытыми и недоступными вспоминанию. Возможно, это связано с тем, что компоненты языка, такие, например, как звуки, используются очень часто, и память о них хранится не в одной, а во многих областях тела. Тем не менее все же бывают случаи, когда человек оказывается потрясен настолько, что в какой-то момент теряет дар речи. Меня все еще вгоняет в краску, когда я пересказываю случай с забыванием имени собственной жены. Особенно нужно отметить именно то, что я краснею, когда пересказываю эту историю и когда память об этом событии разворачивает живые картины в моем мозгу. В этом можно усмотреть что-то очень важное, относящееся к нашей памяти и ку. Ку, наш подсознательный телесный ум, не делает различия между прошлым, настоящим и будущим. Все, что там хранится, - всегда в настоящем. Когда вы пытаетесь что-то вспомнить, то соответствующие физиологические реакции включаются в настоящий момент, и их интенсивность зависит от яркости образов, связанных с воспоминанием. Например, куда как более вероятно, что у вас возникнут сильные физиологические реакции при воспоминании о том, как вы подвергались суровой критике в возрасте семи лет, чем при воспоминании того, что происходило за завтраком в прошлый вторник - конечно, при условии, что этот завтрак не был для вас еще более драматичным. Это означает, что любые сведения, которые хранятся в памяти, могут оказать активное воздействие на тело в настоящий момент, приводя к более или менее тем же самым химическим и мышечным реакциям, имевшим место в вашем теле, когда соответствующее событие происходило впервые. Хорошие воспоминания приводят к выделению железами внутренней секреции эндорфинов, создающих приятные ощущения, а плохие - к выделению токсинов. И все это происходит в настоящем. Очевидно, что чем дольше способно сохраняться воспоминание, тем сильнее его воздействие в настоящем.
Исследование памяти Попытайтесь примерно в течение пятнадцати секунд удерживать в памяти какое-нибудь неприятное воспоминание и при этом внимательно наблюдать за тем, что происходит с вашим телом. Сразу же после этого вызовите в памяти приятные воспоминания, относящиеся к тому же самому времени, и также внимательно наблюдайте за реакциями тела. Вы обнаружите, что неприятные воспоминания склонны заставлять вас чувствовать себя усталым, скованным, угнетенным или несчастным, в то время как приятные воспоминания вызывают чувство легкости, расслабленности, свободы и счастья. Наряду с фактом, что два типа воспоминаний вызывают у вас различное самочувствие непосредственно здесь и сейчас, обратите также внимание на то, с какой скоростью происходят эти изменения. В какой-то момент вы чувствуете себя плохо, испытываете неприятные ощущения, а в следующий момент все меняется и вы чувствуете себя хорошо и приятно. Как нетрудно понять, все это происходит из-за изменения фокусировки внимания. Таким образом, можно сказать, что одним из способов контролировать эмоции и здоровье является выбор соответствующих воспоминаний.
|