Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая часть!
Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего коурка.
Наш удалый молодец Затесался во дворец; При конюшне царской служит И нисколько не потужит Он о братьях, об отце В государевом дворце. Да и что ему до братьев? У Ивана красных платьев, Красных шапок, сапогов Чуть не десять коробов;
Ест он сладко, спит он столько, Что раздолье, да и только!
Вот неделей через пять Начал спальник примечать... Надо молвить, этот спальник До Ивана был начальник Над конюшней надо всей, Из боярских слыл детей; Так не диво, что он злился На Ивана
Так неделей через пять Спальник начал примечать, Что Иван коней не холит, И не чистит, и не школит; Но при всем том два коня Словно лишь из-под гребня: Чисто-начисто обмыты, Гривы в косы перевиты,
Челки собраны в пучок, Шерсть -- ну, лоснится, как шелк; В стойлах -- свежая пшеница, Словно тут же и родится, И в чанах больших сыта Будто только налита.
" Что за притча тут такая? -- Спальник думает вздыхая. -- Уж не ходит ли, постой, К нам проказник-домовой? Дай-ка я подкараулю…
В тот же вечер этот спальник, Прежний конюших начальник, В стойлы спрятался тайком И обсыпался овсом.
Вот и полночь наступила.
Чу! в сам-деле, Двери глухо заскрыпели, Кони топнули, и вот Входит старый коновод. Дверь задвижкой запирает, Шапку бережно скидает, На окно ее кладет И из шапки той берет В три завернутый тряпицы Царский клад -- перо Жар-птицы.
" Э! так вот что! -- наконец Проворчал себе хитрец, -- Ладно, завтра ж царь узнает, Что твой глупый ум скрывает. Подожди лишь только дня, Будешь помнить ты меня! " А Иван, совсем не зная, Что ему беда такая Угрожает, все плетет Гривы в косы да поет.
Тут, зевнув, перо Жар-птицы Завернул опять в тряпицы, Шапку под ухо -- и лег У коней близ задних ног.
***
Только начало зориться, Спальник начал шевелиться, И, услыша, что Иван Так храпит, как Еруслан, Он тихонько вниз слезает И к Ивану подползает, Пальцы в шапку запустил, Хвать перо -- и след простыл.
***
Царь лишь только пробудился, Спальник наш к нему явился, Стукнул крепко об пол лбом И запел царю потом:
" Я с повинной головою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казнить, Прикажи мне говорить". -- " Говори, не прибавляя, -- Царь сказал ему зевая. Если ж ты да будешь врать, То кнута не миновать". Спальник наш, собравшись с силой, Говорит царю: " Помилуй! Вот те истинный Христос, Справедлив мой, царь, донос. Наш Иван, то всякий знает, От тебя, отец скрывает, Но не злато, не сребро -- Жароптицево перо..." -- " Жароптицево?.. Проклятый! И он смел такой богатый... Погоди же ты, злодей! Не минуешь ты плетей!.." -- " Да и то ль еще он знает! -- Спальник тихо продолжает Изогнувшися. -- Добро! Пусть имел бы он перо; Да и самую Жар-птицу Во твою, отец, светлицу, Коль приказ изволишь дать, Похваляется достать". И доносчик с этим словом, Скрючась обручем таловым, Ко кровати подошел, Подал клад -- и снова в пол.
***
Царь смотрел и дивовался, Гладил бороду, смеялся И скусил пера конец. Тут, уклав его в ларец, Закричал (от нетерпенья), Подтвердив свое веленье Быстрым взмахом кулака: " Гей! позвать мне дурака! "
***
Вот Иван к царю явился, Поклонился, подбодрился, Крякнул дважды и спросил: " А пошто меня будил? " Царь, прищурясь глазом левым, Закричал к нему со гневом, Приподнявшися: " Молчать! Ты мне должен отвечать: В силу коего указа Скрыл от нашего ты глаза Наше царское добро -- Жароптицево перо? Что я -- царь али боярин? Отвечай сейчас, татарин! " Тут Иван, махнув рукой, Говорит царю: " Постой! Я те шапки ровно не дал, Как же ты о том проведал? Что ты -- ажно ты пророк? Ну, да что, сади в острог, Прикажи сейчас хоть в палки -- Нет пера, да и шабалки!.." -- " Отвечай же! запорю!.." -- " Я те толком говорю:
Нет пера! Да, слышь, откуда Мне достать такое чудо? " Царь с кровати тут вскочил И ларец с пером открыл. " Что? Ты смел еще переться? Да уж нет, не отвертеться! Это что? А? " Тут Иван Задрожал, как лист в буран, Шапку выронил с испуга. " Что, приятель, видно, туго? -- Молвил царь. -- Постой-ка, брат!.." -- " Ох, помилуй, виноват! Отпусти вину Ивану, Я вперед уж врать не стану". И, закутавшись в полу, Растянулся на полу. " Ну, для первого случаю Я вину тебе прощаю, -- Царь Ивану говорит. -- Я узнал, что ты Жар-птицу В нашу царскую светлицу, Если б вздумал приказать, Похваляешься достать. Ну, смотри ж, не отпирайся И достать ее старайся". Тут Иван волчком вскочил. " Я того не говорил! -- Закричал он утираясь. -- О пере не запираюсь, Но о птице, как ты хошь, Ты напраслину ведешь". Царь, затрясши бородою: " Что? Рядиться мне с тобою! -- Закричал он. -- Но смотри, Если ты недели в три Не достанешь мне Жар-птицу В нашу царскую светлицу, То, клянуся бородой, Ты поплатишься со мной: На правеж -- в решетку -- на кол! Вон, холоп! " Иван заплакал И пошел на сеновал, Где конек его лежал.
***
Горбунок, его почуя, Дрягнул было плясовую; Но, как слезы увидал, Сам чуть-чуть не зарыдал. " Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил? -- Говорит ему конек, У его вертяся ног. -- Не утайся предо мною, Все скажи, что за душою. Я помочь тебе готов. Аль, мой милый, нездоров? Аль попался к лиходею? " Пал Иван к коньку на шею, Обнимал и целовал.
" Ох, беда, конек! -- сказал. -- Царь велит достать Жар-птицу В государскую светлицу. Что мне делать, горбунок? " Говорит ему конек: " Велика беда, не спорю; Но могу помочь я горю. Оттого беда твоя, Что не слушался меня: Помнишь, ехав в град-столицу, Ты нашел перо Жар-птицы; Я сказал тебе тогда: Не бери, Иван, -- беда! Много, много непокою Принесет оно с собою. Вот теперя ты узнал, Правду ль я тебе сказал. Но, сказать тебе по дружбе, Это -- службишка, не служба; Служба все, брат, впереди. Ты к царю теперь поди И скажи ему открыто: " Надо, царь, мне два корыта Белоярова пшена Да заморского вина. Да вели поторопиться: Завтра, только зазорится, Мы отправимся, в поход".
***
Вот Иван к царю идет, Говорит ему открыто: " Надо, царь, мне два корыта Белоярова пшена Да заморского вина. Да вели поторопиться: Завтра, только зазорится, Мы отправимся в поход". Царь тотчас приказ дает, Чтоб посыльные дворяна Все сыскали для Ивана, Молодцом его назвал И " счастливый путь! " сказал.
***
Едут целую седмицу, Напоследок, в день осьмой, Приезжают в лес густой. Тут сказал конек Ивану: " Ты увидишь здесь поляну; На поляне той гора Вся из чистого сребра; Вот сюда то до зарницы Прилетают жары-птицы Из ручья воды испить; Тут и будем их ловить". И, окончив речь к Ивану, Выбегает на поляну. Что за поле! Зелень тут Словно камень-изумруд; Ветерок над нею веет, Так вот искорки и сеет; А по зелени цветы Несказанной красоты. А на той ли на поляне, Словно вал на океане, Возвышается гора Вся из чистого сребра. Солнце летними лучами Красит всю ее зарями, В сгибах золотом бежит, На верхах свечой горит. Вот конек по косогору Поднялся на эту гору, Версту, другу пробежал, Устоялся и сказал:
" Скоро ночь, Иван, начнется, И тебе стеречь придется. Ну, в корыто лей вино И с вином мешай пшено. А чтоб быть тебе закрыту, Ты под то подлезь корыто, Втихомолку примечай, Да, смотри же, не зевай. До восхода, слышь, зарницы Прилетят сюда жар-птицы И начнут пшено клевать Да по-своему кричать.
Ты, которая поближе, И схвати ее, смотри же! А поймаешь птицу-жар, И кричи на весь базар; Я тотчас к тебе явлюся".-- " Ну, а если обожгуся? -- Говорит коньку Иван, Расстилая свой кафтан. -- Рукавички взять придется: Чай, плутовка больно жгется". Тут конек из глаз исчез, А Иван, кряхтя, подлез Под дубовое корыто И лежит там как убитый.
" Ой, Конечек-горбуночек! Прибегай скорей, дружочек! Я ведь птицу-то поймал", -- Так Иван-дурак кричал. Горбунок тотчас явился. " Ай, хозяин, отличился! -- Говорит ему конек. -- Ну, скорей ее в мешок! Да завязывай тужее; А мешок привесь на шею. Надо нам в обратный путь". –
Вот приехали в столицу. " Что, достал ли ты Жар-птицу? " -- Царь Ивану говорит, Сам на спальника глядит. А уж тот, нешто от скуки, Искусал себе все руки. " Разумеется, достал", -- Наш Иван царю сказал. " Где ж она? " -- " Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить, Знашь, чтоб темень сотворить".
Тут дворяна побежали И окошко затворяли. Вот Иван мешок на стол: " Ну-ка, бабушка, пошел! " Свет такой тут вдруг разлился, Что весь двор рукой закрылся. Царь кричит на весь базар: " Ахти, батюшки, пожар! Эй, решеточных сзывайте! Заливайте! Заливайте! " -- " Это, слышь ты, не пожар, Это свет от птицы-жар, -- Молвил ловчий, сам со смеху Надрываяся. -- Потеху Я привез те, осударь! " Говорит Ивану царь: " Вот люблю дружка Ванюшу! Взвеселил мою ты душу,
И на радости такой -- Будь же царский стремянной! "
|