![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимозаменяемость, методы и средства измерения и контроля зубчатых передач
В машиностроении наибольшее распространение получили понижающие зубчатые передачи: цилиндрические, конические, червячные, гипоидные. Встречаются передачи с внутренним и наружным зацеплением. Наибольшее распространение в промышленности получили эвольвентные зубчатые передачи с прямым и косым зубом. ГОСТ 13755-81 устанавливает основные параметры зубчатых передач: - шаг; - модуль; - число зубьев; - делительный диаметр; - ширина зубчатого венца; - угол профиля зуба; - угол наклона линии зуба; - коэффициент смещения исходного контура; - межосевое расстояние; - гарантированный боковой зазор передачи. Эксплуатационные требования к зубчатым передачам. По служебному назначению зубчатые передачи условно делят на 4 группы: - кинематические (отсчетные); - скоростные; - тихоходные силовые; - общего назначения. - К кинематическим передачам относятся зубчатые передачи измерительных инструментов, делительных механизмов металлорежущих станков, планетарные зубчатые передачи и т.д. Кроме этих передач имеют малый модуль и работают при малых нагрузках и скоростях. Основным эксплуатационным требованием к таким передачам является повышенная кинематическая точность, т.е. согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес передачи. К реверсивным кинематическим передачам предъявляются требования минимального гарантированного бокового зазора. - Скоростные зубчатые передачи работают при скоростях свыше 5 м/с. К ним относятся з.п. редукторов паровых и газовых турбин, пробок скоростей, первых ступеней редукторов общего назначения. Скоростные передачи не требуют высокую кинематическую точность. К ним предъявляются повышенные требования к плавности работы с тем, чтобы уменьшить шум и вибрации передач. Для уменьшения габаритов передач предъявляются повышенные требования к контакту зубьев передачи. Скоростные передачи работают при повышенных боковых зазорах, которые компенсируют нагрев передачи и исключают гидравлические удары. - К силовым передачам относятся з.п. шестерных клетей прокатных станов, подъемно – транспортных механизмов, редукторов привода проходческих машин и т.п. Колеса имеют большой модуль. Основное точностное требование к ним – обеспечение более полного использования боковых поверхностей зубьев, т.е. получение наибольшего пятна контакта зубьев. - К передачам общего назначения не предъявляется повышенные требования по точности Системы точности зубчатых передач. ГОСТ 1643 –91 устанавливает 12 степеней точности зубчатых колес в порядке убывания точности: 1, 2¼ 11, 12. Для каждой степени точности установлены нормы: а) кинематической точности; б) плавности работы; в) контакта зубьев. Для з.п. с выраженными кинематическими свойствами (металлорежущий станок) назначается степень точности по нормам кинематической точности. Степень точности по нормам плавности назначают на 1 грубее, чем по кинематической точности. 5 – 6 – 6 Основным показателем точности скоростных з.п. и общего назначения является степень точности по нормам плавности, которую выбирают в зависимости от окружной скорости и типа передачи (прямозубая, косозубая …) и термообработки зубьев. Если степень точности по нормам плавности выбрана точнее 8, то с целью снижения трудоемкости целесообразно степень точности по нормам кинематической точности принимать на 1-2 грубее, чем по плавности. 8 – 7 – 7 Независимо от показателей точности стандарт устанавливает 6 видов сопряжения по боковому зазору: A, B, C, D, E, H и 8 видов допусков на величину бокового зазора: x, y, z, a, b, c, d, h. Выбирать вид сопряжения лучше всего по расчету
аw – межосевое расстояние.
Кинематическая точность. Для обеспечения кинематической точности предусмотрены нормы, ограничивающие кинематическую погрешность передачи и колеса. Кинематическая погрешность зубчатого колеса (Fк п к) определяется как разность между действительным и номинальным углами поворота зубчатого колеса, ведомого измерительным (образцовым) колесом. Она выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности. Показателем кинематической точности зубчатого колеса является наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса (F/ir), которая равна наибольшей алгебраической разности значений кинематической погрешности зубчатого колеса за один полный оборот. Контроль кинематической погрешности трудоемок, поэтому производится только при изготовлении особо точных колес (3…6 степени точности) с помощью кинематометров. Составляющими кинематической погрешности являются: а) накопленная погрешность окружного шага Fpr. Допуск Fp.Fpr б) радиальное биение зубчатого венца Frr Допуск Fr Постоянной хордой называют отрезок прямой, соединяющий точки касания исходного контура с обоими профилями зуба в нормальном сечении. в) колебание длины общей нормали FVWr Допуск FVW Длина общей нормали W – это расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям А и В зубьев колеса. г) колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Fir¢ ¢ или на одном зубе fir¢ ¢ . Допуски Fi¢ ¢ и fi¢ ¢ Номинальным измерительным межосевым расстоянием а¢ ¢ называют расчетное расстояние между осями измерительного и рабочего колеса, имеющего наименьшее дополнительное смещение исходного контура. Стандарт ГОСТ 1643 – 91 предусматривает контроль точности изготовления зубчатых колес по одному из комплексов: 1. Для передач 3¼ 6 степеней точности - по кинематической погрешности Fir¢ (Fi¢ ) 2. В условиях единичного производства: - по накл. погреш. окружного шага Fpr (Fp); - по радиальному биению зубчатого венца Frr (Fr); - по колебанию длин общей нормали Fvwr (Fvw). 1. В условиях крупносерийного производства - по колебанию измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Fir¢ ¢ (Fi¢ ¢ ) - по колебанию длины общей нормали Fvwr (Fvw). Плавность работы. Наиболее объективным показателем плавности работы зубчатых передач является местная кинематическая погрешность. Местная кинематическая погрешность колеса fir¢ - это наибольшая разность между местными соединениями (экстремальными) значениями кинематической погрешности зубчатого колеса. Составляющими местной кинематической погрешности являются: - отклонение шага fptr (допуск fpt); - отклонение шага зацепления fpbr (fpb); - отклонение профиля зуба ffr (ff); - колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir¢ ¢ (fi¢ ¢ ). Контакт зубьев. Долговечность работы зубчатых передач зависит от полноты контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес. hcp – средняя высота следов прилегания зубьев. hc – высота зуба активной боковой поверхности. Суммарным пятном контакта называют часть активной поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания его к зубьям парного колеса после вращения собранной передачи при непрерывном контактировании зубьев обоих колес. Суммарное пятно контакта оценивается по относительным размерам: По длине зуба:
по высоте: Показатели кинематической точности, плавности работы и контакта зависят от точности зубонарезного инструмента и не зависят от квалификации рабочего. Боковой зазор зависит от правильности установки на станке межосевого расстояния «инструмент – заготовка», от режимов резания, т.е. от квалификации станочника. Поэтому показатели бокового зазора контролируют на каждом колесе и допуски бокового зазора наносят на рабочий чертеж колеса. Рассмотрим методы контроля бокового зазора. Методы контроля бокового зазора. Пассивные методы: а) набором щупов; б) индикатором часового типа; в) по замерам толщины свинцовой пластинки, прокатанной между зубьями. Активные методы: а) контроль смещения исходного контура от его номинального положения (тангенциальные зубомеры); б) контроль длины общей нормали (нормалемеры, штангенциркули); в) контроль толщины зуба по постоянной хорде или по хорде делительной окружности (штангензубомеры); г) контроль размера б.з. по роликам (рычажные скобы, оптиметры). Контроль смещения исходного контура. Для создания в зубчатой передаче гарантированного зазора производят уменьшение толщины зуба по сравнению с расчетной теоретической толщиной. Это уменьшение создается путем радиального смещения исходного контура рейки зубонарезного инструмента. Дополнительное смещение исходного контура от его номинального положения в тело зубчатого колеса нормируется в ГОСТе 1643-81 двумя величинами: - наименьшим дополнительным смещением исходного контура (EHS); - допуском на смещение исходного контура (ТН). Наименьшее дополнительное смещение исходного контура (EHS) назначают в зависимости от степени точности по нормам плавности и вида сопряжения. EHS = f (m; z; степ. точн; вида сопр.) Допуск на смещение исходного контура (ТН) установлен в зависимости от допуска на радиальное биение (Fr), вида сопряжения, причем ТН> Fr TH = f (m; z; степ. точн; вида сопр) Контроль смещения исходного контура осуществляют с помощью тангенциального зубомера. Контроль толщин зубьев по постоянной хорде. ГОСТ 1643-91 взамен измерения дополнительного смещения исходного контура разрешает производить измерение толщины зуба по постоянной хорде. Постоянной хордой называют отрезок прямой, соединяющий точки касания исходного контура с обоими профилями зуба в нормальном сечении. Номинальная величина толщины зуба где х – коэффициент коррегирования a - угол исходного контура. Для коррегирования колес Sc = 1, 387× m Высота от окружности выступов до постоянной хорды где ha – высота головки зуба (для нормальных колес ha = m) Для коррегирования колес hc = 0, 7476× m Предельные значения толщины зуба по постоянной хорде нормируют в ГОСТе: - наименьшим отлонением толщины зуба от номинальной (ECS); - допуском на толщину зуба (Тс) ECS = f (вида сопряжения, степени точности по нормам плавности, делительного диаметра). TC = f (вида сопряжения, допуска на различное биение) Контроль толщины зуба по постоянной хорде осуществляют с помощью штангензубомера. (Показать прибор, рассказать о его устройстве). Выполнение чертежей цилиндрических зубчатых колес. Правила оформления нормируются ГОСТ 2.403-75. На изображении зубчатого колеса указывают: - Æ окружности выступов; - ширину венца; - шероховатость боковой поверхности зубьев; - размеры фасок. На чертеже помещают таблицу параметров. Состоит из 3-х частей: а) основные для изготовления; б) для контроля; в) справочные данные.
|