Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агенты социализации — общественные структуры, через которые осуществляется процесс приобщения человека к политике. 3 страница






двойственность истины — учение, согласно которому существуют, не противореча, не мешая друг другу, две истины: научная и богословская, религиозная. Наука и религия обладают, таким образом, равным правом на существование. Каждая из них имеет свой специфический объект исследования и не подменяет другую. В средневековье за пропаганду подобных взглядов церковь отправляла передовых мыслителей того времени на костер (Дж. Бруно). В настоящее время она сама пропагандирует двойственность исти­ны, утверждая, что вера не мешает и не противоречит научному знанию, а якобы, напротив, дополняет его более высокими истинами.

Девальвация (от дат. — понижение и стоить) — официальное понижение стоимости денежных единиц (уменьшение золотого содержания денежной единицы страны или снижение ее курса по отношению к валютам других стран). Причинами девальвации являются инфляция, дефицитность платежных балансов и т.д. В условиях рыночной конкуренции девальвация используется в интересах расширения экспортных поставок и сокращения импорта в интересах улучшения платежного баланса за счет приведения официального курса во временное соответствие с рыночным курсом ведущих валют (доллара, марки и др.).

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio – отклонение) — поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды Д. п. – преступность и уголовное не наказуемое аморальное поведение.

дедукция (от лат. — выведение) — метод, способ познания, заключающийся в движении мысли от общего знания к выводу, дающему знание о конкретных, частных предметах, процессах или явлениях. Позволяет получать логическим путем, исходя из известного общего, закономерного знания, знания о прошлом, будущем, о том, что мы чувственно не воспринимаем. Это метод, парный с индукцией. Он противоположен ей по направлению движения мысли, в то же время находится в единстве с индукцией. Дедукция не может обосновать свои общие посылки. Эту функцию выполняет индукция.

Деидеологизация (от лат — отмена и идеология) — концепция, провозглашающая необходимость отказа современного общества от какой-либо идеологии. Обоснование концепции деидеологизации, получившей большое распространение в 60—70-е годы xx в., строилось на теориях постиндустриального общества, конвергенции и плюрализма. Обращена как требование к нашей стране, т.к. Запад якобы уже не является идеологизированным обществом.

Деспотизм — произвол, жесткое правление. Может проявиться в тира­ническом поведении политического авторитета.

ДЕТЕРМИНАНТА — предпосылка.

детерминизм — учение о всеобщем характере материальной причинно-следственной обусловленности естественных, общественно-исторических и психических процессов, образующий всеобщую цепь взаимосвязанных явлений. Один из основных принципов материализма. Распространение прин­ципа детерминизма на живую природу обоснованного учением Дарвина на психические явления - учением Сеченова и Павлова. В сфере ис­следований общественно-исторических процессов детерминизм утверж­ден марксистской философией. Детерминизм противостоит фатализму, волюнтаризму технологии - всем формам идетерминизма.

дефицит — недостаток, убыток, отсутствие необходимого наличия в бюджете - превышение расходов над доходами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ в системе «человек-человек» состоит в реализации руководителем аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных, комукативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на персонал для гарантированного выполнения задач совместной деятельности. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных и других задач. Мотивированные отношения выражение в гармонии взаимодействия всех субъектов труда.

Диалектика — метод мышления, основанный на признании всеобщей взаимосвязи и всеобщности развития, наука о всеобщей связи и взаимо­обусловленность и о наиболее общих законах развития природы, общест­ва и познаний. Как метод мышления, диалектика противоположна метафизике. Является наиболее полным, всесторонним учение о развитии. Основными историческими формами диалектики являются: стихийная диалектика древних греков (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель); идеалистическая диалектика классиков немецкой философии (Кант, Гегель); материалистическая диалектика основы которой разработаны Марксом и Энгельсом. Идеализм трактует диалектику как движение и развитие духа. Материализм рассматривает ее как отражение в сознании человека той объективной взаимосвязи и того объективно протекающего процесса развития, которые существуют вне нас, сами по себе.

демократия непосредственная — прямое участие населения в политическом процессе посредством голосования референдумов, митингов, собраний и т.д.

ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ — формы передачи гражданами своих полномочий какому-либо лицу или органу.

деизм (от лат. — бог) — философское направление, признающее идею бога лишь как безличную первопричину мира или как силу, давшую первый толчок материи (подобно тому, как часовщик запустил часы в ход), но не имеющую возможности вмешиваться в дела мира, который развивается по своим законам (Дж. Бруно, Ньютон, Вольтер, Ломоносов, Радищев). В период господства религиозного мировоззрения деизм выступал преимущественно в качестве прикрытия материализма. Оставляя место для бога, он расчищал дорогу научному познанию мира.

действительность — философская категория для обозначения всей совокупности реально существующих природных и общественных явлений и процессов в их конкретно-историческом состоянии и саморазвитии. В широком смысле слова совпадает по своему объему с понятием объективная реальность, материя. В более узком смысле слова используется для обозначения какого-либо круга явлений и процессов, образующих относительно самостоятельную систему в ее саморазвитии. Действительность далеко не всегда тождественна знанию о ней — тому, как она отражается, воспроизводится и оценивается в сознании людей. Любая действительность представляет собою опреде­ленную ступень, стадию в процессе развития. Первоначально существует как возможность, тенденция в развитии предыдущего состояния, которая при определенных условиях реализуется, превращается в действительность и, в свою очередь, порождает новые возможности.

делегирование власти (от лат. — посылать, поручать) — способ функционирования власти, состоящий в ее передаче от одного субъекта другому. В политической практике проявляется в форме передачи полномочий народа его представителям во властных струк­турах.

демиург (от греч. — творящий) — понятие религиозной, идеалистической философии, обозначающее творческую функцию некоей идеальной сущности мира, созидающей, творящей материальное бытие из ничего.

демографическая политика — составная часть социально-экономической политики, направленная на решение проблемы народонаселения, его численности, состава, воспроизводства, миграции, трудоустройства, профессиональной ориентации и занятости населения.

демократия (от греч. — народ и власть, народовластие) — форма правления, политической организации общества, государства, основанная на привлечении к решению политических, властных проблем широких слоев населения. Термин демократия имеет два значения: 1. государство, где власть принадлежит народу, либо выражает интересы народа. 2. движения, борющиеся за осуществление интересов народа. Не сводится только к определенной форме государственной власти. Включает в себя также весь комплекс прав человека: свободу личности, плюрализм и др. Чертами демократии являются свободные выборы, принадлежность власти большинству народа, наличие оппозиции и создание условий для политической деятельности меньшинства.

демпинг (от англ. — сбрасывание) — продажа товаров на внешних рынках по бросовым ценам, т.е. по ценам ниже издержек производства, иногда даже ниже себестоимости. В некоторых странах запада существует антидемпинговое законодательство, защищающее прибыли национальных товаропроизводителей и препятствующее ввозу товаров из других стран, которые продаются по более низким ценам в связи с недостаточной их конкурентоспособностью.

денежное обращение — процесс непрерывного движения денежной массы, направляемой на оплату труда, расчеты за товары и услуги и совершение других платежей.

деноминация — изменение нарицательной стоимости денежных знаков с обменом в определенном соотношении старых денежных знаков на новые денежные единицы. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата и т.д. Деноминация является следствием инфляции и в определенной мере служит налаживанию денежного обращения и упрощению расчетов.

деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента всех других товаров. Выступают в качестве меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Появились в результате развития товарного производства и рынка. Роль всеобщего эквивалента выполняли

диалектическая концепция развития — диалектическая теория раз­вития, принципиально отличающаяся от метафизической его трактовки в решении трех основных проблем. 1. Диалектика рассматривает раз­витие любого явления как его саморазвитие - считает, что источни­ком развития являются внутренние противоречия данного процесса, метафизика же источником развития считает действие каких-то внеш­них сил. 2. Диалектик стоит на той точке зрения, согласно которой развитие идет и постепенно и скачкообразно, и непрерывно и прерывно и путем количественного накопления изменения и качественного преобразования всего явления. Метафизик же рассматривает развитие как осуществляющееся или только постепенно, непрерывно, как про­цесс количественного увеличения или уменьшения, или только как процесс качественных, скачкообразных изменений.

Чаще всего метафизик трактует развитие, как только постепенное, количественное. 3. Диалектик считает, что направление развития может быть определено в виде отрасли, т.е. это процесс, имеющий элементы повторения, возврата к пройденному в развитии, но не допускающий возможности полного повторения, а предполагающий каждый раз восхождение на новый более высокий уровень виток спирали. Метафизик же рассматривает развитие как идущее по замкнутому кругу.

Диалектический материализм — третья историческая форма материализма, возникшая в сороковых годах xix в., основоположниками которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания представляет собою материалистическое учение о мире, основанное на диалектическом методе мышления. Является научной формой мировоззрения и методологией конкретно-научного знания. Идейно-теоретическими источниками, на основе которых происходило становление диалектического материализма, явились французский материализм хviii в. и материалистическая философия Фейербаха, диалектика классической немецкой философии (Гегель), теория трудовой стоимости классической буржуазной политической экономии (Смит, Рикардо), учение о классовой борьбе французских историков периода реставрации (Тьер-Ри, Минье, Гизо), наиболее значимые достижения естествознания того времени, такие, как открытие закона сохранения и превращения энергии (Майер), клеточного строения растительного и животного мира (Шлейден, Шванн), разработка Дарвиным эволюционной теории происхождения и развития видов. Диалектический материализм опирается на естественные науки, на их знание законов природы. Одновременно он распространяет принцип материализма и диалектику на познание общества. Однако это означает не перенесение законов природы на общественные про­цессы, а вскрытие специфических, присущих именно обществу социальных законов. Объясняя развитие общества, диалектический материализм исходит из его реальной жизни, которая в своей основе есть материальный процесс, осуществляющийся на основе производства материальных благ, обеспечивающего физическое существование и воспроизводство самого общества, его духовную жизнедеятельность. Как бытие вообще определяет сознание так и общественное бытие людей определяет общественное сознание, в настоящее время из идеологических соображений внедряется точка зрения, отрицающая диалектический материализм как науку.

дивергенция (от лат. — обнаруживать расхождение) — понятие, противоположное конвергенции. В политике выражает увеличение качественного разнообразия политических систем, процессов, культур.

диверсификация — расширение диапазона экономической деятельности предприятия, направленной на увеличение сферы его влияния на рынках товаров, производство которых не связано с основным направлением специализации данного предприятия.

ДИДАКТИКА – составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

диктатура (от лат. — диктующий. предписывающий) — неограниченная власть в государстве одного лица или небольшой группы. Осуществляемый путем насилия, попрания законов способ управления.

динамические законы — законы, устанавливающие в отличие от статических законов жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяющие однозначно описывать протекание процессов, в частности, в форме строгого матема­тического исчисления. Таковы, например, законы механики Ньютона. Поскольку данные законы постоянно находили свое подтверждение в рамках классической физики и в практической деятельности людей по созданию самой разнообразной техники (в том числе и многих видов, современных технических устройств), они были абсолютизированы и рассматривались как всеобщие. Но уже в xix в. наука обнаружила, что сфера действия динамических законов ограничена, что, например, явления микромира, сложные живые системы, социальные процессы не подчиняются столь жесткой детерминации.

дискретность (от лат. — прерывный, разделенный) — понятие, выражающее возникшие еще в античной философии представления о корпускулярном, атомистическом строении материи. Наряду со строением материи, дискретность (прерывность) характеризует конкретные виды движения, пространства, времени, конкретные процессы развития.

догма (от греч. — учение) — положение, принимаемое на веру в качестве непреложной, неоспоримой истины, не требующей доказательства и не подлежащей критике. Наиболее яркий пример — это основные положения религиозного вероучения (религиозные догматы).

догматизм — способ мышления, рассмотрения каких-либо проблем, оперирующий как универсально пригодными теми или иными абстрактными формулами, логическими построениями, схемами, под которые без учета конкретных условий и обстоятельств подгоняются объясняемые процессы или явления.

Договорная концепция государства — теория о происхождении государства в результате договора между людьми в политических учениях Нового времени.

Доктрина двух мечей — средневековая теория о принадлежности церкви светской и религиозной власти.

дотация (от лат. — снабжать) — безвозмездная государственная помощь предприятиям для покрытия убытков, обеспечения прибыльности и погашения разницы между оптовыми и розничными ценами. В настоящее время возрастает значение дотации в решении социальных и экологических проблем.

дочернее общество — юридическое лицо, имеющее реквизиты, свой баланс и самостоятельно ведущее свою деятельность под контролем материнской фирмы (предприятия). Однако последняя не несет ответственности по обязательствам дочернего общества. Контроль за деятельностью дочернего общества осуществляется за счет владения определенной доли капитала. В свою очередь дочернее общество может владеть акциями других компаний, которые по отношению к материнской фирме будут внучатыми обществами.

дуализм (от лат. — двойственный) — философское направление, пытающееся объяснять мир, исходя из якобы вечно существующих двух начал — материального и духовного (Декарт). Однако последовательно провести точку зрения дуализма невозможно, т.к. ответ на основной вопрос философии так или иначе, но неизбежно будет дан в процессе рассуждений. Чаще всего осуществляется переход от дуализма к идеализму.

дух. 1. В материалистической философии дух есть вся совокупность проявлений и состояний как индивидуального, так и общественного сознания, их содержания, переживаний и волевой направленности, возникающих как отражение всей совокупности условий бытия. Действительно обладает творческим началом (но не в смысле способности творить что-то из ничего, как это считают идеалисты), заключающимся в способности создавать новые идеи, образы, направляющие практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. 2. В идеалистической философии дух есть некое существующее до природы надмировое начало, творящее все мироздание по собственной воле или принимающее в своем развитии форму природы, человека и общества. 3. Согласно религиозно-мистическим представлениям дух есть одно из проявлений триединого бога (отца — сына — святого духа), одна из его ипостасей (проявляется в виде святого духа). На данной трактовке основано, ставшее модным в нашей официальной пропаганде и связанное с поворотом государства в сторону религиозной идеологии, употребление понятий духовность — бездуховность, которым придается исключительно религиозный смысл. Религиозная духовность — слепая вера в бога, святого духа - обедняет подлинную духовность человека, многообразие его внутреннего мира, сужает круг его духовных ценностей и стремлений.

 

 

Е

 

европейское экономическое сообщество (еэс) — объединение 12 европейских государств с 25 марта 1957 г. со штаб-квартирой в г Брюсселе. В его состав входят: Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Англия, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия. В рамках «общего рынка» создан рынок товаров, рабочей силы, установлены единые таможенные пошлины, упрощено перемещение капитала.

единичное — философская категория, обозначающая объективную качественно-определенную реальность в бытии предметов, процессов или явлений, их различие, несходство между собою. Единичное является необходимой формой существования всех конкретных материальных образований и протекания всех процессов. Каждый предмет, процесс или явление существуют как неповторимое — единичное. В то же время любое единичное содержит в себе общее, свойственное какой-то группе, классу единичных вещей или процессов. Каждое единичное несет в себе общее, а общее существует в единичном (см. общее, номинализм, реализм).

единство и борьба противоположностей — главный из основных законов диалектики раскрывая источник развития, гласит, что его причиной является единство и борьба противоположностей, внутренне с необходимостью содержащихся в любом процессе или явлении и составляющих их внутренние противоречия (см. противоречие). С момента своего возникновения любое явление, изменяясь, накапливает различия по отношению к другим явлениям и по отношению к самому себе. Несущественные первоначально различия перерастают в существенные, существенные различия — в противоположности, в отношение взаимного исключения сторон, сил, тенденций, предполагающих друг друга, существующих друг в друге. Развитие, согласно диалектике, есть саморазвитие на основе внутренних противоречий — это процесс возникновения, нарастания, обострения и разрешения противоречий. Внешние противоречия или способствуют процессу развития, или затрудняют его.

емкость рынка — возможный или фактический объем реализуемый продукцию на рынке при определении уровня цен в данный период времени.

естественное право — совокупность законов, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, заложенных в самой природе бытия человека, в противовес правовым нормам, устанавливаемым государством. Учение о естественных правах человека возни­кло ещё в древнем мире и проходит через всю историю человечества. Может использоваться самыми различными философскими течениями в религиозной философии, например, служит обоснованию «естественности» власти монархов. Чаще всего принимало формы выведения прав человека из его биологической природы. Эти права (право на жизнь, на свободу, на собственность и т.п.) рассматривались, как имеющие приоритет над государственным правом, которое не должно на них посягать. Теория имела прогрессивное значение, особенно в период становления буржуазного общества. Использовалась идеологами буржуазии, просветителями, политическими деятелями (Гоббс, Локк, Марат, Робеспьер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Франклин, Джефферсон) для борьбы против феодализма. Подвергнута критике в марксизме, как выводившая права человека из его биологической природы. Вместе с тем оказалась отброшенной идея приоритета прав человека над правами государства. Нуждается в переосмыслении, как теория естественно-социальных прав человека, противостоящая официальной идеологии, утверждающей, что права человеку «дарит» государство.

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ материализм — философски не оформленный, стихийно-материалистический подход естествоиспытателей, в том числе и ученых-идеалистов, к исследованиям в своей конкретной научный сфере, в котором проявляется, подчас неглас­но, неосмысленно, а иногда и в противовес их философским взглядам, уверенность в объективном существовании мира, в объективности и познаваемости его законов. В своей научной отрасли естествоиспытатель даже вынужденно выступает как убежденный материалист.

Ж

 

жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обладает конкурентоспособностью на рынке и обеспечивает главную цель продавца состоит из следующих этапов: выход товара на рынок и поступление его в продажу; рост продаж новых товаров; зрелость, наступающая одновременно с замедлением темпов роста сбыта товаров; упадок, указывающий на падение сбыта товаров. Главный показатель жизненного цикла товаров — это размер прибыли от продажи, обеспечивающей возмещение всех затрат на производство и реализацию товаров.

З

 

закон — объективная, внутренняя, существенная необходимая и повторяющаяся связь для группы явлений, определяющая процессы становления и существования развивающихся систем. Познание законов является задачей науки. Субъективный идеализм трактует законы как субъективные установления людей, исходя из того, что формулировки законов дает человек (см. конвенционализм). Законы многообразны: частные законы действуют только в определенных формах движения (механические, физические, химические, биологические, социальные), общие законы — законы, проявляющиеся в больших сферах бытия (закон сохранения и превращения энергии), всеобщие законы охватывают своим действием любое явление природы, общества или познания (законы диалектики). Следует также различать законы динамические и статистические (см. динамические законы, статистические законы).

закон денежного обращения — экономический закон, определяющий количество денег, необходим: для обращения товарной массы в стране, согласно которому их объем зависит от уровня цен на товары, скорости денежного обращения, числа оборотов денежной массы за установленный период (за год). Если в обращении денег оказывается больше, чем требуется, то неизбежно наступают инфляционные процессы.

закономерность — понятие, близкое понятию закона (см. закон), но более широкое по своему объему: включает в себя определенную совокупность или систему законов, действию которых подчиняется протекание или развитие каких-то процессов, как закономерных.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ представляет собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад жизнедеятельности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостность характера обучения и воспитания.

закон спроса — при прочих равных условиях, обратная зависимость между стоимостью (ценой) товара и величиной покупательского спроса на данный товар.

законы рыночной экономики — это объективные экономические законы, характеризующиеся административной независимостью и самостоятельностью про­изводителя, свободным выбором им поставщиков сырья и продукции, правом производителя распоряжаться произведенной продукцией, демонополизацией товарного производства, наличием свободных рыночных отношений.

закупочные цены — цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у различных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Призваны обеспечить возмещение сельскохозяйственным предприятиям материальных затрат, расходов по оплате труда, получение необходимой доли чистого дохода для накопления. С ростом объемов производства продукции, производительности труда и снижением себестоимости создаются условия дня снижения уровня закупочных цен.

заработная плата — важнейший источник существования трудящихся, выраженный в форме материального вознаграждения за труд; выраженная в деньгах, часть стоимости созданной и реализованной продукции (услуг), поступающая в личное распоряжение работника предприятия. Номинальная заработная плата — заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается работникам. Реальная заработная плата — количество и качество материальных благ, которые можно приобрести на заработанные деньги.

земельная рента — часть прибавочного продукта, создаваемого непосредственно производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственниками земли. Возникла с появлением земельной собственности, ее размер определяется величиной и формами дополнительной прибыли по результатам хозяйствования на земле. Часть прибыли закрепляется за собственником земли в виде абсолютной ренты. Другая форма изъятия дополнительной прибыли связана с монополией хозяйствования на землях относительно лучшего плодородия и месторасположения, позволяющей получать сверхприбыль, образующую основу дифференциальной ренты. Если непосредственный производитель не является собственником земли (земля сдана в аренду), то сверхприбыль может изыматься собственником земли в виде арендной платы. Если собственником земли является государство, то изъятие ренты может осуществляться посредством закупочной цены.

земельные отношения — производственные отношения между людьми по поводу использования земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском хозяйстве. Существуют в любом обществе. Исторические формы этих отношений соответствуют определенным способам производства и изменяются под влиянием развития производительных сил общества и социального строя.

земельный кадастр — научно обоснованная и практически подтвержденная система сведений о количестве и качестве земельных угодий. Методы оценки (бонитировки) земли служат основанием для дифференциации земельных налогов и определения цены земли. Критерием оценки здесь является доход, получаемый от землепользования.

ЗНАНИЕ — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.

золотой запас — резервный фонд золота страны (в слитках и монетах), которым распоряжаются эмиссионный и казначейский банки. Как страховой и резервный фонд страны используется в международных расчетах и платежах.

 

И

 

идеализм — философское направление, исходящее в объяснении мира из первичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемости мира. Включает в себя множество различных школ, течений, объединяемых прежде всего общностью в решении основного вопроса философии. Противоположен материализму. Вся история философии есть история борьбы материализма и идеализма. Существование идеалистического миропонимания и его возможности в будущем обусловлено спецификой процесса познания (см. Гносеологические корни). Основные течения внутри идеализма — это идеализм объективный и идеализм субъективный.

идеальное — отражение объективного мира в форме субъективных образов, возникающих в сознании человека на основе его взаимодействия с окружающей действительностью. Идеализм трактует идеальное как некую особую субстанцию, как сущность мира, су­ществующую до мира, в виде мирового разума, духа (см. дух). Вульгарный материализм отождествляет идеальное с материальным, утверждая, что мысль есть особый, тонкий вид материи. Диалектический материализм рассматривает идеальное как результат всей совокупности физиологических процессов, протекающих в центральной нервной системе человека под воздействием энергии внешнего мира (переход энергии внешнего мира в факт сознания), воспринимаемой органами чувств человека. Идеальное не сводимо ни к одному из физиологических процессов, не существует в виде отдельного от них образования — неотделимо от своей физиологической основы. Идеальное есть то, что не существует в форме чувственно воспринимаемой вещи, но существует как форма, изо­бражение, образ данной вещи, находящийся вне вещи — в человеке. Чтобы быть выраженным, идеальное должно найти материальную форму, материальную оболочку, функцию материальной формы выражения идеального выполняет язык.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал