Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Агенты социализации — общественные структуры, через которые осуществляется процесс приобщения человека к политике. 3 страница
двойственность истины — учение, согласно которому существуют, не противореча, не мешая друг другу, две истины: научная и богословская, религиозная. Наука и религия обладают, таким образом, равным правом на существование. Каждая из них имеет свой специфический объект исследования и не подменяет другую. В средневековье за пропаганду подобных взглядов церковь отправляла передовых мыслителей того времени на костер (Дж. Бруно). В настоящее время она сама пропагандирует двойственность истины, утверждая, что вера не мешает и не противоречит научному знанию, а якобы, напротив, дополняет его более высокими истинами. Девальвация (от дат. — понижение и стоить) — официальное понижение стоимости денежных единиц (уменьшение золотого содержания денежной единицы страны или снижение ее курса по отношению к валютам других стран). Причинами девальвации являются инфляция, дефицитность платежных балансов и т.д. В условиях рыночной конкуренции девальвация используется в интересах расширения экспортных поставок и сокращения импорта в интересах улучшения платежного баланса за счет приведения официального курса во временное соответствие с рыночным курсом ведущих валют (доллара, марки и др.). ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviatio – отклонение) — поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды Д. п. – преступность и уголовное не наказуемое аморальное поведение. дедукция (от лат. — выведение) — метод, способ познания, заключающийся в движении мысли от общего знания к выводу, дающему знание о конкретных, частных предметах, процессах или явлениях. Позволяет получать логическим путем, исходя из известного общего, закономерного знания, знания о прошлом, будущем, о том, что мы чувственно не воспринимаем. Это метод, парный с индукцией. Он противоположен ей по направлению движения мысли, в то же время находится в единстве с индукцией. Дедукция не может обосновать свои общие посылки. Эту функцию выполняет индукция. Деидеологизация (от лат — отмена и идеология) — концепция, провозглашающая необходимость отказа современного общества от какой-либо идеологии. Обоснование концепции деидеологизации, получившей большое распространение в 60—70-е годы xx в., строилось на теориях постиндустриального общества, конвергенции и плюрализма. Обращена как требование к нашей стране, т.к. Запад якобы уже не является идеологизированным обществом. Деспотизм — произвол, жесткое правление. Может проявиться в тираническом поведении политического авторитета. ДЕТЕРМИНАНТА — предпосылка. детерминизм — учение о всеобщем характере материальной причинно-следственной обусловленности естественных, общественно-исторических и психических процессов, образующий всеобщую цепь взаимосвязанных явлений. Один из основных принципов материализма. Распространение принципа детерминизма на живую природу обоснованного учением Дарвина на психические явления - учением Сеченова и Павлова. В сфере исследований общественно-исторических процессов детерминизм утвержден марксистской философией. Детерминизм противостоит фатализму, волюнтаризму технологии - всем формам идетерминизма. дефицит — недостаток, убыток, отсутствие необходимого наличия в бюджете - превышение расходов над доходами. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ в системе «человек-человек» состоит в реализации руководителем аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных, комукативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на персонал для гарантированного выполнения задач совместной деятельности. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных и других задач. Мотивированные отношения выражение в гармонии взаимодействия всех субъектов труда. Диалектика — метод мышления, основанный на признании всеобщей взаимосвязи и всеобщности развития, наука о всеобщей связи и взаимообусловленность и о наиболее общих законах развития природы, общества и познаний. Как метод мышления, диалектика противоположна метафизике. Является наиболее полным, всесторонним учение о развитии. Основными историческими формами диалектики являются: стихийная диалектика древних греков (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель); идеалистическая диалектика классиков немецкой философии (Кант, Гегель); материалистическая диалектика основы которой разработаны Марксом и Энгельсом. Идеализм трактует диалектику как движение и развитие духа. Материализм рассматривает ее как отражение в сознании человека той объективной взаимосвязи и того объективно протекающего процесса развития, которые существуют вне нас, сами по себе. демократия непосредственная — прямое участие населения в политическом процессе посредством голосования референдумов, митингов, собраний и т.д. ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ — формы передачи гражданами своих полномочий какому-либо лицу или органу. деизм (от лат. — бог) — философское направление, признающее идею бога лишь как безличную первопричину мира или как силу, давшую первый толчок материи (подобно тому, как часовщик запустил часы в ход), но не имеющую возможности вмешиваться в дела мира, который развивается по своим законам (Дж. Бруно, Ньютон, Вольтер, Ломоносов, Радищев). В период господства религиозного мировоззрения деизм выступал преимущественно в качестве прикрытия материализма. Оставляя место для бога, он расчищал дорогу научному познанию мира. действительность — философская категория для обозначения всей совокупности реально существующих природных и общественных явлений и процессов в их конкретно-историческом состоянии и саморазвитии. В широком смысле слова совпадает по своему объему с понятием объективная реальность, материя. В более узком смысле слова используется для обозначения какого-либо круга явлений и процессов, образующих относительно самостоятельную систему в ее саморазвитии. Действительность далеко не всегда тождественна знанию о ней — тому, как она отражается, воспроизводится и оценивается в сознании людей. Любая действительность представляет собою определенную ступень, стадию в процессе развития. Первоначально существует как возможность, тенденция в развитии предыдущего состояния, которая при определенных условиях реализуется, превращается в действительность и, в свою очередь, порождает новые возможности. делегирование власти (от лат. — посылать, поручать) — способ функционирования власти, состоящий в ее передаче от одного субъекта другому. В политической практике проявляется в форме передачи полномочий народа его представителям во властных структурах. демиург (от греч. — творящий) — понятие религиозной, идеалистической философии, обозначающее творческую функцию некоей идеальной сущности мира, созидающей, творящей материальное бытие из ничего. демографическая политика — составная часть социально-экономической политики, направленная на решение проблемы народонаселения, его численности, состава, воспроизводства, миграции, трудоустройства, профессиональной ориентации и занятости населения. демократия (от греч. — народ и власть, народовластие) — форма правления, политической организации общества, государства, основанная на привлечении к решению политических, властных проблем широких слоев населения. Термин демократия имеет два значения: 1. государство, где власть принадлежит народу, либо выражает интересы народа. 2. движения, борющиеся за осуществление интересов народа. Не сводится только к определенной форме государственной власти. Включает в себя также весь комплекс прав человека: свободу личности, плюрализм и др. Чертами демократии являются свободные выборы, принадлежность власти большинству народа, наличие оппозиции и создание условий для политической деятельности меньшинства. демпинг (от англ. — сбрасывание) — продажа товаров на внешних рынках по бросовым ценам, т.е. по ценам ниже издержек производства, иногда даже ниже себестоимости. В некоторых странах запада существует антидемпинговое законодательство, защищающее прибыли национальных товаропроизводителей и препятствующее ввозу товаров из других стран, которые продаются по более низким ценам в связи с недостаточной их конкурентоспособностью. денежное обращение — процесс непрерывного движения денежной массы, направляемой на оплату труда, расчеты за товары и услуги и совершение других платежей. деноминация — изменение нарицательной стоимости денежных знаков с обменом в определенном соотношении старых денежных знаков на новые денежные единицы. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата и т.д. Деноминация является следствием инфляции и в определенной мере служит налаживанию денежного обращения и упрощению расчетов. деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента всех других товаров. Выступают в качестве меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и мировых денег. Появились в результате развития товарного производства и рынка. Роль всеобщего эквивалента выполняли диалектическая концепция развития — диалектическая теория развития, принципиально отличающаяся от метафизической его трактовки в решении трех основных проблем. 1. Диалектика рассматривает развитие любого явления как его саморазвитие - считает, что источником развития являются внутренние противоречия данного процесса, метафизика же источником развития считает действие каких-то внешних сил. 2. Диалектик стоит на той точке зрения, согласно которой развитие идет и постепенно и скачкообразно, и непрерывно и прерывно и путем количественного накопления изменения и качественного преобразования всего явления. Метафизик же рассматривает развитие как осуществляющееся или только постепенно, непрерывно, как процесс количественного увеличения или уменьшения, или только как процесс качественных, скачкообразных изменений. Чаще всего метафизик трактует развитие, как только постепенное, количественное. 3. Диалектик считает, что направление развития может быть определено в виде отрасли, т.е. это процесс, имеющий элементы повторения, возврата к пройденному в развитии, но не допускающий возможности полного повторения, а предполагающий каждый раз восхождение на новый более высокий уровень виток спирали. Метафизик же рассматривает развитие как идущее по замкнутому кругу. Диалектический материализм — третья историческая форма материализма, возникшая в сороковых годах xix в., основоположниками которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания представляет собою материалистическое учение о мире, основанное на диалектическом методе мышления. Является научной формой мировоззрения и методологией конкретно-научного знания. Идейно-теоретическими источниками, на основе которых происходило становление диалектического материализма, явились французский материализм хviii в. и материалистическая философия Фейербаха, диалектика классической немецкой философии (Гегель), теория трудовой стоимости классической буржуазной политической экономии (Смит, Рикардо), учение о классовой борьбе французских историков периода реставрации (Тьер-Ри, Минье, Гизо), наиболее значимые достижения естествознания того времени, такие, как открытие закона сохранения и превращения энергии (Майер), клеточного строения растительного и животного мира (Шлейден, Шванн), разработка Дарвиным эволюционной теории происхождения и развития видов. Диалектический материализм опирается на естественные науки, на их знание законов природы. Одновременно он распространяет принцип материализма и диалектику на познание общества. Однако это означает не перенесение законов природы на общественные процессы, а вскрытие специфических, присущих именно обществу социальных законов. Объясняя развитие общества, диалектический материализм исходит из его реальной жизни, которая в своей основе есть материальный процесс, осуществляющийся на основе производства материальных благ, обеспечивающего физическое существование и воспроизводство самого общества, его духовную жизнедеятельность. Как бытие вообще определяет сознание так и общественное бытие людей определяет общественное сознание, в настоящее время из идеологических соображений внедряется точка зрения, отрицающая диалектический материализм как науку. дивергенция (от лат. — обнаруживать расхождение) — понятие, противоположное конвергенции. В политике выражает увеличение качественного разнообразия политических систем, процессов, культур. диверсификация — расширение диапазона экономической деятельности предприятия, направленной на увеличение сферы его влияния на рынках товаров, производство которых не связано с основным направлением специализации данного предприятия. ДИДАКТИКА – составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей. диктатура (от лат. — диктующий. предписывающий) — неограниченная власть в государстве одного лица или небольшой группы. Осуществляемый путем насилия, попрания законов способ управления. динамические законы — законы, устанавливающие в отличие от статических законов жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяющие однозначно описывать протекание процессов, в частности, в форме строгого математического исчисления. Таковы, например, законы механики Ньютона. Поскольку данные законы постоянно находили свое подтверждение в рамках классической физики и в практической деятельности людей по созданию самой разнообразной техники (в том числе и многих видов, современных технических устройств), они были абсолютизированы и рассматривались как всеобщие. Но уже в xix в. наука обнаружила, что сфера действия динамических законов ограничена, что, например, явления микромира, сложные живые системы, социальные процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. дискретность (от лат. — прерывный, разделенный) — понятие, выражающее возникшие еще в античной философии представления о корпускулярном, атомистическом строении материи. Наряду со строением материи, дискретность (прерывность) характеризует конкретные виды движения, пространства, времени, конкретные процессы развития. догма (от греч. — учение) — положение, принимаемое на веру в качестве непреложной, неоспоримой истины, не требующей доказательства и не подлежащей критике. Наиболее яркий пример — это основные положения религиозного вероучения (религиозные догматы). догматизм — способ мышления, рассмотрения каких-либо проблем, оперирующий как универсально пригодными теми или иными абстрактными формулами, логическими построениями, схемами, под которые без учета конкретных условий и обстоятельств подгоняются объясняемые процессы или явления. Договорная концепция государства — теория о происхождении государства в результате договора между людьми в политических учениях Нового времени. Доктрина двух мечей — средневековая теория о принадлежности церкви светской и религиозной власти. дотация (от лат. — снабжать) — безвозмездная государственная помощь предприятиям для покрытия убытков, обеспечения прибыльности и погашения разницы между оптовыми и розничными ценами. В настоящее время возрастает значение дотации в решении социальных и экологических проблем. дочернее общество — юридическое лицо, имеющее реквизиты, свой баланс и самостоятельно ведущее свою деятельность под контролем материнской фирмы (предприятия). Однако последняя не несет ответственности по обязательствам дочернего общества. Контроль за деятельностью дочернего общества осуществляется за счет владения определенной доли капитала. В свою очередь дочернее общество может владеть акциями других компаний, которые по отношению к материнской фирме будут внучатыми обществами. дуализм (от лат. — двойственный) — философское направление, пытающееся объяснять мир, исходя из якобы вечно существующих двух начал — материального и духовного (Декарт). Однако последовательно провести точку зрения дуализма невозможно, т.к. ответ на основной вопрос философии так или иначе, но неизбежно будет дан в процессе рассуждений. Чаще всего осуществляется переход от дуализма к идеализму. дух. 1. В материалистической философии дух есть вся совокупность проявлений и состояний как индивидуального, так и общественного сознания, их содержания, переживаний и волевой направленности, возникающих как отражение всей совокупности условий бытия. Действительно обладает творческим началом (но не в смысле способности творить что-то из ничего, как это считают идеалисты), заключающимся в способности создавать новые идеи, образы, направляющие практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. 2. В идеалистической философии дух есть некое существующее до природы надмировое начало, творящее все мироздание по собственной воле или принимающее в своем развитии форму природы, человека и общества. 3. Согласно религиозно-мистическим представлениям дух есть одно из проявлений триединого бога (отца — сына — святого духа), одна из его ипостасей (проявляется в виде святого духа). На данной трактовке основано, ставшее модным в нашей официальной пропаганде и связанное с поворотом государства в сторону религиозной идеологии, употребление понятий духовность — бездуховность, которым придается исключительно религиозный смысл. Религиозная духовность — слепая вера в бога, святого духа - обедняет подлинную духовность человека, многообразие его внутреннего мира, сужает круг его духовных ценностей и стремлений.
Е
европейское экономическое сообщество (еэс) — объединение 12 европейских государств с 25 марта 1957 г. со штаб-квартирой в г Брюсселе. В его состав входят: Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Англия, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия. В рамках «общего рынка» создан рынок товаров, рабочей силы, установлены единые таможенные пошлины, упрощено перемещение капитала. единичное — философская категория, обозначающая объективную качественно-определенную реальность в бытии предметов, процессов или явлений, их различие, несходство между собою. Единичное является необходимой формой существования всех конкретных материальных образований и протекания всех процессов. Каждый предмет, процесс или явление существуют как неповторимое — единичное. В то же время любое единичное содержит в себе общее, свойственное какой-то группе, классу единичных вещей или процессов. Каждое единичное несет в себе общее, а общее существует в единичном (см. общее, номинализм, реализм). единство и борьба противоположностей — главный из основных законов диалектики раскрывая источник развития, гласит, что его причиной является единство и борьба противоположностей, внутренне с необходимостью содержащихся в любом процессе или явлении и составляющих их внутренние противоречия (см. противоречие). С момента своего возникновения любое явление, изменяясь, накапливает различия по отношению к другим явлениям и по отношению к самому себе. Несущественные первоначально различия перерастают в существенные, существенные различия — в противоположности, в отношение взаимного исключения сторон, сил, тенденций, предполагающих друг друга, существующих друг в друге. Развитие, согласно диалектике, есть саморазвитие на основе внутренних противоречий — это процесс возникновения, нарастания, обострения и разрешения противоречий. Внешние противоречия или способствуют процессу развития, или затрудняют его. емкость рынка — возможный или фактический объем реализуемый продукцию на рынке при определении уровня цен в данный период времени. естественное право — совокупность законов, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, заложенных в самой природе бытия человека, в противовес правовым нормам, устанавливаемым государством. Учение о естественных правах человека возникло ещё в древнем мире и проходит через всю историю человечества. Может использоваться самыми различными философскими течениями в религиозной философии, например, служит обоснованию «естественности» власти монархов. Чаще всего принимало формы выведения прав человека из его биологической природы. Эти права (право на жизнь, на свободу, на собственность и т.п.) рассматривались, как имеющие приоритет над государственным правом, которое не должно на них посягать. Теория имела прогрессивное значение, особенно в период становления буржуазного общества. Использовалась идеологами буржуазии, просветителями, политическими деятелями (Гоббс, Локк, Марат, Робеспьер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Франклин, Джефферсон) для борьбы против феодализма. Подвергнута критике в марксизме, как выводившая права человека из его биологической природы. Вместе с тем оказалась отброшенной идея приоритета прав человека над правами государства. Нуждается в переосмыслении, как теория естественно-социальных прав человека, противостоящая официальной идеологии, утверждающей, что права человеку «дарит» государство. ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ материализм — философски не оформленный, стихийно-материалистический подход естествоиспытателей, в том числе и ученых-идеалистов, к исследованиям в своей конкретной научный сфере, в котором проявляется, подчас негласно, неосмысленно, а иногда и в противовес их философским взглядам, уверенность в объективном существовании мира, в объективности и познаваемости его законов. В своей научной отрасли естествоиспытатель даже вынужденно выступает как убежденный материалист. Ж
жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обладает конкурентоспособностью на рынке и обеспечивает главную цель продавца состоит из следующих этапов: выход товара на рынок и поступление его в продажу; рост продаж новых товаров; зрелость, наступающая одновременно с замедлением темпов роста сбыта товаров; упадок, указывающий на падение сбыта товаров. Главный показатель жизненного цикла товаров — это размер прибыли от продажи, обеспечивающей возмещение всех затрат на производство и реализацию товаров. З
закон — объективная, внутренняя, существенная необходимая и повторяющаяся связь для группы явлений, определяющая процессы становления и существования развивающихся систем. Познание законов является задачей науки. Субъективный идеализм трактует законы как субъективные установления людей, исходя из того, что формулировки законов дает человек (см. конвенционализм). Законы многообразны: частные законы действуют только в определенных формах движения (механические, физические, химические, биологические, социальные), общие законы — законы, проявляющиеся в больших сферах бытия (закон сохранения и превращения энергии), всеобщие законы охватывают своим действием любое явление природы, общества или познания (законы диалектики). Следует также различать законы динамические и статистические (см. динамические законы, статистические законы). закон денежного обращения — экономический закон, определяющий количество денег, необходим: для обращения товарной массы в стране, согласно которому их объем зависит от уровня цен на товары, скорости денежного обращения, числа оборотов денежной массы за установленный период (за год). Если в обращении денег оказывается больше, чем требуется, то неизбежно наступают инфляционные процессы. закономерность — понятие, близкое понятию закона (см. закон), но более широкое по своему объему: включает в себя определенную совокупность или систему законов, действию которых подчиняется протекание или развитие каких-то процессов, как закономерных. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ представляет собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитующее воздействие на весь уклад жизнедеятельности. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостность характера обучения и воспитания. закон спроса — при прочих равных условиях, обратная зависимость между стоимостью (ценой) товара и величиной покупательского спроса на данный товар. законы рыночной экономики — это объективные экономические законы, характеризующиеся административной независимостью и самостоятельностью производителя, свободным выбором им поставщиков сырья и продукции, правом производителя распоряжаться произведенной продукцией, демонополизацией товарного производства, наличием свободных рыночных отношений. закупочные цены — цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у различных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Призваны обеспечить возмещение сельскохозяйственным предприятиям материальных затрат, расходов по оплате труда, получение необходимой доли чистого дохода для накопления. С ростом объемов производства продукции, производительности труда и снижением себестоимости создаются условия дня снижения уровня закупочных цен. заработная плата — важнейший источник существования трудящихся, выраженный в форме материального вознаграждения за труд; выраженная в деньгах, часть стоимости созданной и реализованной продукции (услуг), поступающая в личное распоряжение работника предприятия. Номинальная заработная плата — заработная плата в денежном выражении, которая выплачивается работникам. Реальная заработная плата — количество и качество материальных благ, которые можно приобрести на заработанные деньги. земельная рента — часть прибавочного продукта, создаваемого непосредственно производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственниками земли. Возникла с появлением земельной собственности, ее размер определяется величиной и формами дополнительной прибыли по результатам хозяйствования на земле. Часть прибыли закрепляется за собственником земли в виде абсолютной ренты. Другая форма изъятия дополнительной прибыли связана с монополией хозяйствования на землях относительно лучшего плодородия и месторасположения, позволяющей получать сверхприбыль, образующую основу дифференциальной ренты. Если непосредственный производитель не является собственником земли (земля сдана в аренду), то сверхприбыль может изыматься собственником земли в виде арендной платы. Если собственником земли является государство, то изъятие ренты может осуществляться посредством закупочной цены. земельные отношения — производственные отношения между людьми по поводу использования земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском хозяйстве. Существуют в любом обществе. Исторические формы этих отношений соответствуют определенным способам производства и изменяются под влиянием развития производительных сил общества и социального строя. земельный кадастр — научно обоснованная и практически подтвержденная система сведений о количестве и качестве земельных угодий. Методы оценки (бонитировки) земли служат основанием для дифференциации земельных налогов и определения цены земли. Критерием оценки здесь является доход, получаемый от землепользования. ЗНАНИЕ — преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании. золотой запас — резервный фонд золота страны (в слитках и монетах), которым распоряжаются эмиссионный и казначейский банки. Как страховой и резервный фонд страны используется в международных расчетах и платежах.
И
идеализм — философское направление, исходящее в объяснении мира из первичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемости мира. Включает в себя множество различных школ, течений, объединяемых прежде всего общностью в решении основного вопроса философии. Противоположен материализму. Вся история философии есть история борьбы материализма и идеализма. Существование идеалистического миропонимания и его возможности в будущем обусловлено спецификой процесса познания (см. Гносеологические корни). Основные течения внутри идеализма — это идеализм объективный и идеализм субъективный. идеальное — отражение объективного мира в форме субъективных образов, возникающих в сознании человека на основе его взаимодействия с окружающей действительностью. Идеализм трактует идеальное как некую особую субстанцию, как сущность мира, существующую до мира, в виде мирового разума, духа (см. дух). Вульгарный материализм отождествляет идеальное с материальным, утверждая, что мысль есть особый, тонкий вид материи. Диалектический материализм рассматривает идеальное как результат всей совокупности физиологических процессов, протекающих в центральной нервной системе человека под воздействием энергии внешнего мира (переход энергии внешнего мира в факт сознания), воспринимаемой органами чувств человека. Идеальное не сводимо ни к одному из физиологических процессов, не существует в виде отдельного от них образования — неотделимо от своей физиологической основы. Идеальное есть то, что не существует в форме чувственно воспринимаемой вещи, но существует как форма, изображение, образ данной вещи, находящийся вне вещи — в человеке. Чтобы быть выраженным, идеальное должно найти материальную форму, материальную оболочку, функцию материальной формы выражения идеального выполняет язык.
|