Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие информации и коммуникацииСтр 1 из 12Следующая ⇒
Тема 1. Система информационного обеспечения управления
Понятие информации и коммуникации Информация – совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и ее окружении. Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Поэтому управленческая деятельность начинается со сбора, накопления, переработки и осмысления информации. Она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Источники информации подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники информации: бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования. Внешние источники информации: сотрудники фирмы, посредники и партнеры, официальные и неофициальные публикации, промышленная разведка Можно выделить следующие характерные особенности информации. Целевое назначение. Информация имеет определенную цель в момент передачи ее для пользователя. Ценность информации (тот материальный эффект, который дает ее использование). Она зависит от способа и скорости ее передачи, надежности, старения и прочих факторов. Надежность и достоверность. Надежность характеризует технические возможности средств передачи и обработки информации. Достоверность — это степень отражения истинного состояния объекта. Избыточность, (необходимое количество) которая может быть охарактеризована стоимостью ошибки в результате неправильного преобразования команд. Быстродействие (время, необходимым для понимания ситуации на объекте). Периодичность это частота передачи информации. Непрерывность. Информация может быть представлена в непрерывной форме для выдачи непрерывных данных. Управление на основе информации, строящейся по принципу обратной связи, представляет собой основную и важнейшую особенность систем и имеет существенное значение для построения управленческой информационной системы. Управление и обратная связь сопутствуют друг другу. Информация может быть дифференцирована: - по аспектам управления на экономическую, организационную, социальную, техническую информацию; - по характеру предоставления информацию можно подразделить на визуальную, аудио- и аудиовизуальную; - по форме предоставления можно выделить цифровую, буквенную, и кодированную информацию; - по времени ее активного использования: постоянная и переменная информация; - по возможности продуктивного использования можно выделить информацию полезную, ложную и избыточную; - по отношению к системе управления информация подразделяется на входную и выходную. Информация, поступающая на объект управления, - входная, от объекта управления — выходная. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования: - краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; - удовлетворение потребностей конкретных управляющих; - точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений. Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией. Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.). Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель (лицо собирающее и генерирующее информацию), сообщение (закодированная информация), канал (средства передачи информации) и получатель (реципиент). Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д. Коммуникации можно классифицировать: 1. По типу объектов: - организация – внешняя среда; - вертикальная межуровневая (восходящая или нисходящая); - горизонтальная межуровневая. 2. По степени формализации: - формальные коммуникации; - неформальные коммуникации. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями получила название межуровневой. К ней относятся: - вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация руководитель-подчиненный и коммуникация между руководителем и группой; - горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями. Коммуникационный процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения. В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента: - отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее; - сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме; - канал, или средства передачи информации; - получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.
|