Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Революция 19 апреля (1960 г.)Стр 1 из 4Следующая ⇒
После Корейской войны правительство Ли Сынмана, совершившее ряд политических ошибок, все более отдалялось от настроений народа. Хотя после земельной реформы положение в деревне до известной степени стабилизировалось, а легкая промышленность относительно оживилась после получения иностранной помощи, из-за слабости собственной базы в соревновании между Югом и Севером Южная Корея явно отставала. Особенное недовольство городской интеллигенции вызывало то, что в целях продления своих полномочий правительство Ли Сынмана фальсифицировало результаты выборов и стремилось изменить Конституцию. Поэтому недоверие к правительству росло с каждым днем.
Сравнение промышленного производства Южной и Северной Кореи в 1960 г.
Источники: Ежемесячное исследование Промышленного банка Южной Кореи, август 1969 г.; Статистический ежегодник Министерства земледелия и лесоводства Южной Кореи (1970), стр. 128-129; Корейский центральный ежегодник Центрального телеграфного агентства Северной Кореи (1961), стр. 332-334.
Проведенные 15 марта 1960 г. четвертые президентские выборы были самой грязной фальсификацией, приведшей к краху режима Ли Сынмана. Несмотря на то, что кандидат от Демократической партии Чо Бёнъок[1] внезапно скончался за 10 дней до выборов, и Ли Сынман остался единственным кандидатом, его приспешники из Либеральной партии допускали различные злоупотребления, вроде досрочной организации голосования 40% избирателей, что было сделано путем мобилизации чиновников и членов правительственных организаций. Когда стали вскрывать урны, оказалось, что за кандидата на пост вице-президента Ли Гибуна было подано около 100% голосов, и тогда они прибегли к фальсификации результата, снизив эту цифру до 79%. В обстановке, когда в Тэгу, Пусане, Сеуле, Масане и других крупных городах по всей стране поднялись массовые демонстрации против фальсификации выборов, в Масане был обнаружен труп молодого демонстранта Ким Джуёля, погибшего от гранаты со слезоточивым газом, и тогда негодование народа достигло кульминации. Теперь цель демонстраций от протеста против фальсификации выборов перешла на борьбу за свержение диктаторского режима. Вслед за демонстрацией студентов университета Корё 18 апреля 1960 г., с 19 апреля в демонстрациях стали принимать участие студенты всех университетов, старших и средних школ Сеула, к которым присоединялись горожане. Проспект перед воротами Славы (Кванхвамун) был запружен массами демонстрантов, часть их устремилась к официальной резиденции президента Кёнмудэ (Чхонвадэ), и свыше сотни из них погибли от выстрелов полицейских. Затем последовали кровопролитные столкновения демонстрантов и полиции. Из-за этого инцидента возмущение народа резко возросло, и 25 апреля состоялась демонстрация профессоров университетов Сеула, которые требовали от властей «ответить за пролитую кровь студентов». Американская сторона также советовала Ли Сынману уйти в отставку. Именно поэтому 26 апреля 1960 г. президент Ли Сынман сделал следующее заявление: «Если нация желает того, я уйду с президентского поста», - и подал в отставку. Таким образом, пала диктатура, продолжавшаяся 12 лет, и было сформировано переходное правительство во главе с бывшим министром иностранных дел Хо Джоном. Поскольку главной силой, свергнувшей власть Ли Сынмана, были студенты, у них не было возможности взять на себя политическую власть в стране. Вследствие этого политическое руководство перешло в руки оппозиционной Демократической партии (Минджудан). Переходное правительство Хо Джона, в соответствии с общественным мнением и на основе новой Конституции, в которой под давлением общественности были предусмотрены двухпалатная парламентская система и кабинет министров, провело 2 июля всеобщие выборы. В результате на выборах в Народную (нижнюю) палату парламента и в Палату советников (верхняя палата) большинство голосов получила Демократическая партия, основанная в 1955 г.; президентом стал представитель консервативного крыла Демократической партии Юн Босон[2], а премьер-министром правительства стал представитель «молодых» Демократической партии Чан Мён[3], который взял в свои руки реальную власть.
2. Правительство Демократической партии (август 1960 – май 1961 г.) Правительство Чан Мёна, сформированное 23 августа 1960 г., проводило политику в духе принципов либеральной демократии американского типа, поэтому процветали свобода слова, печати и т.д. избавившись от различных правительственных ограничений, разом были высказаны долго накапливавшиеся требования различных слоев населения, начались демонстрации организаций трудящихся и студентов, возобновились успокоившиеся дискуссии об объединении и прогрессивная общественная деятельность[4]. Студенты, составлявшие главную силу революции 19 апреля и группировавшиеся вокруг Сеульского университета, выдвинувшие лозунг «За новую жизнь», развернули просветительскую деятельность вроде сжигания табака на улицах и т.п., но это не принесло заметных результатов, поэтому с конца 1960 г. они повернули курс в сторону движения за национальное объединение. С другой стороны, по мере учащения визитов реформистски настроенных преподавателей в учебные заведения и наводнения их потоками информации о странах третьего мира – Индии, Кубе, Индонезии и пр., - в университетах росло число националистически настроенных людей, что способствовало подъему движения за национальное объединение. Организацией, направлявшей студенческое движение за объединение страны, был «Союз национального объединения» (сокр. «Минтхоннён»), созданный в ноябре 1960 г. студентами различных вузов во главе с Сеульским университетом. Кроме того, политические деятели из реформаторских кругов также сформировали «Совещание по самостоятельному национальному объединению» (сокр. «Минджатхон») и в контакте со студентами продвигали движение за объединение. Однако программы студентов и прогрессивных политиков по вопросу национального объединения не совпадали. Среди программ были, в частности, идеи объединения через нейтралитет, через переговоры между Севером и Югом, путем обменов между ними, а также и конкретные идеи проведения переговоров между студентами Севера и Юга в Панмунджоме[5]. Кроме того, предметом беспокойства для правительства Чан Мёна стали также требования о наказании тех, кто нечестным путем нажил богатство и фальсифицировал выборы при правительстве Либеральной партии. Беда не приходит одна: экономический спад конца 1950-х гг. привел к росту числа безработных до 2, 4 млн. человек, и к концу 1960 г. 80% предприятий столичного региона прекратили работу. При этом 2 млн. крестьян до нового урожая ячменя испытывали тяжелый весенний голод, и в то время богачом считался даже тот, у кого был рис. Однако вопреки надеждам граждан, правительство Демократической партии не только не выказало достаточно сил для проведения реформ, а, напротив, завязло во фракционной борьбе, и старая группировка Минджудан во главе с Юн Босоном образовала самостоятельную партию Синминдан. Несмотря на создавшуюся ситуацию, правительство по-прежнему придерживалось идеи приоритета экономики и с весны 1961 г. приступило к «работе по развитию земель государства», начав со строительства дамб. Затем, составив «план долгосрочного экономического развития», приступило к накоплению средств для его выполнения, начиная со следующего года. После смутного 1960 г. в 1961 г. началось постепенное укрепление правительства и руководства Демократической партии, а общество начало стабилизироваться.
3. Военный переворот 16 мая и военный режим (май 1961 г. – декабрь 1963 г.)
Политической силой, которая проявила самую острую реакцию на радикальное движение за объединение страны, развернутое студентами и прогрессивно настроенными политическими деятелями, и примиренческое отношение к ним со стороны правительства, была военщина. То, что правительство Демократической партии не могло взять движение за объединение под контроль, хотя и считало его опасным, и то, что правительство, отстаивая приоритет экономики, проводило политику сокращения армии, стало основной причиной недовольства военных кругов. В результате Корейской войны самой мощной и хорошо организованной силой в стране стала армия, где также очень быстро освоили рационализм военной администрации по американскому образцу. Особенно такими были молодые офицеры-выпускники офицерского училища (академии) сухопутных войск (юкса). После 19 апреля они наблюдали за развитием политической обстановки, но, как только стало известно, что в начале мая 1961 г. решено начать переговоры студентов Юга и Севера, и что со стороны Северной Кореи тому оказывается крупномасштабная поддержка, они решили захватить власть в стране. На рассвете 16 мая 1961 г. молодые офицеры под руководством генерал-майора Пак Чонхи[6] (ядро их составляли курсанты 8-го выпуска Училища сухопутных войск) собрали в Сеуле свыше 3600 солдат и, заняв столицу, объявили чрезвычайное положение. Совершившие переворот военные организовали «Военно-революционный комитет» и закрепили свою власть, опубликовав «Революционные обещания», выразившие стремление к реформам. В качестве высшего органа управления они учредили внеконституционный орган «Высший совет национальной реконструкции» (июнь 1961 г.) и подчиненное ему «Центральное разведывательное управление», которые служили военной диктатуре. Председателем Высшего совета национальной реконструкции стал Пак Чонхи, а главой ЦРУ – Ким Джонпхиль. Военная администрация поставила в качестве приоритетных три направления: стабилизацию общественной жизни, усиление антикоммунизма и мобилизацию национального духа, обнародовала один за другим «Закон о чрезвычайных мерах национальной реконструкции», «Антикоммунистический закон», «Закон о чрезвычайных мерах в отношении собраний», «Закон о регулировании политической деятельности» и др., и начала стремительные преобразования во всех сферах политики, экономики, общественной жизни и культуры. Прежде всего, была запрещена деятельность всех политиков, и был выдвинут лозунг выявления так называем «прокоммунистических элементов»; были арестованы и отданы под «революционный суд» свыше 3 тысяч прогрессивных политических деятелей, профсоюзных и студенческих лидеров, были также арестованы около 4 тысяч так называемых «хулиганствующих элементов» («насильников»); были предприняты меры по привлечению к законной ответственности людей, причастных к несправедливым выборам 15 марта. В области социально-экономической политики были приняты «Закон о регулировании ссуд под высокий процент для крестьян и рыболовов», «Закон о мерах против бесчестных накоплений и богатств», «Закон о сельскохозяйственных производственных кооперативах», «Закон о национальном движении по государственной реконструкции» и др., направленные на быструю ликвидацию накопившихся недостатков. В июне 1962 г., под предлогом наведения порядка в экономике и мобилизации средств на экономическое развитие, была проведена денежная реформа посредством деноминации национальной валюты один к десяти. Хотя эти экономические меры и проводились под лозунгом стабилизации жизни народа, они не привели к особым результатам, в особенности после разоблачения четырех мошеннических дел, связанных с основанием Демократической республиканской партии, которые стали причиной подрыва основ экономической политики государства. Военное правительство, согласно революционным обещаниям, обязано было через 2 года передать власть гражданской администрации; в декабре 1962 г. была принята новая Конституция, которая предусматривала систему сильной президентской власти и однопалатного парламента. Однако по инициативе Центрального разведывательного управления была тайно организована Демократическая республиканская партия (Миджуконхвадан, сокр. Конхвадан), чтобы правительство могло сохранить власть и после перехода к гражданскому правлению. С января 1963 г. возобновилась деятельность политических лидеров, а в октябре того же года в соответствии с новой Конституцией были проведены президентские выборы. Тогда председатель Пак Чонхи (генерал армии сухопутных войск), оказавшись перед выбором между возвращением в армию и выдвижением своей кандидатуры на пост президента, долго колебался и неоднократно возбуждал пересуды, но в конце концов выставил на выборах свою кандидатуру от Конхвадан и победил своего соперника Юн Босона с незначительным преимуществом в 150 тыс. голосов. Юн Босон победил в Сеуле и центральных районах страны, а Пак Чонхи получил подавляющее большинство голосов в провинции Кёнсан и продемонстрировал явное преимущество. Оба кандидата получили большинство в тех районах, откуда они происходили. Несмотря на неблагоприятные условия, на состоявшихся затем парламентских выборах партия Конхвадан одержала победу. Таким образом, правительство Третьей республики, пришедшее к власти 16 декабря 1963 г., опиралось на военщину.
4. Правительство Пак Чонхи – Третья республика (декабрь 1963 г. – октябрь 1972 г.) С приходом к власти правительство Пак Чонхи сразу же выдвинуло идеи «приоритета экономики» и «модернизации родины» и для того, чтобы мобилизовать необходимые для экономического строительства ресурсы определило в качестве первоочередных задач нормализацию южнокорейско-японских межгосударственных отношений и отправку своих военных контингентов во Вьетнам. Этими внешнеполитическими акциями укрепления дружеских отношений с Соединенными Штатами и Японией администрация Пак Чонхи стремилась возместить недостаток легитимности своего режима. Что касается вопроса о возобновлении межгосударственных южнокорейско-японских отношений, то внимание нации было направлено на вопрос получения компенсаций за колониальное господство японцев в Корее. Однако на секретных переговорах Ким Джонпхиля и японского министра иностранных дел Охира дело было улажено в форме «праздничного подарка, возмещающего претензии к Японии», состоявшего из «дара в 300 млн. долларов, финансового кредита в размере 200 млн. долларов и коммерческого кредита на сумму в 100 с лишним млн. долларов». Известие об этом сразу же вызвало мощный протест общественного мнения в стране. В частности, студенты и народные массы резко протестовали против унизительных результатов южнокорейско-японских переговоров, которые не привели ни к официальным извинениям, ни к компенсации за захват Кореи японскими империалистами. Так развернулись ожесточенные демонстрации протеста, получившие название «событий 3 июня». Тем не менее, объявив военное положение в стране, правительство 22 июня 1965 г. подписало южнокорейско-японское соглашение. Тем самым была открыта новая страница в южнокорейско-японском сотрудничестве, несмотря на то, что осталась проблемой справедливое решение финансовых вопросов во взаимоотношениях между Японией и Южной Кореей. В августе, на день раньше ратификации южнокорейско-японского соглашения парламент одобрил закон о посылке войск во Вьетнам. Так, правительство за поддержку США при нормализации южнокорейско-японских отношений удовлетворило настойчивую просьбу Соединенных Штатов о посылке южнокорейских войск во Вьетнам. В качестве компенсации за посылку войск, согласно условиям так называемого «меморандума Брауна», правительство получило обещание выделить кредиты для укрепления боеспособности национальной армии и экономического развития страны[7]. Таким образом, с 1965 г. до начала 1970-х гг. во вьетнамской войне приняло участие свыше 55 тыс. южнокорейских войск, включая и такие, как «Свирепый тигр», «Синий дракон» и др. Посылка южнокорейских войск во Вьетнам, раскритикованная оппозицией, как «акт продажи крови молодых», и действительно унесшая многие жизни солдат и офицеров и сейчас дающая знать о многих страдающих от болезней, связанных с применением американцами дефолиантов в джунглях, тем не менее, оказала немалую помощь в экономическом развитии страны. Во Вьетнаме возникли строительные подряды, проложившие путь к экспорту рабочей силы, а после окончания войны их рабочая сила и оборудование были направлены в страны Ближнего Востока. Влияние вьетнамской ситуации на экономическое развитие Южной Кореи особенно сильно проявилось с середины 1960-х гг. Президент Пак Чонхи, чей авторитет вырос с успешным выполнением первого пятилетнего плана экономического развития, на президентских выборах в мае 1967 г. одержал полную победу над соперником Юн Босоном, а затем и на президентских выборах в апреле 1971 г. победил кандидата оппозиционной партии (Синминдан) Kим Дэджуна. На выборах 1971 г. четко проявилось различие в распределении голосов между Ённамом (провинции Северная и Южная Кёнсан), пожинавшим плоды экономического развития и участия во властных структурах, и Хонамом (провинции Южная и Северная Чолла), не имевшим их. Здесь выразились межрегиональные противоречия и конфликты. Несмотря на такие благоприятные с точки зрения национальной безопасности факторы, как инцидент с нападением на Чхонвадэ (резиденцию президента) северокорейских вооруженных диверсантов в 1968 г., инцидент с вторжением на Север американского разведывательного корабля «Пуэбло», Ульджин-Самчхокский инцидент с вооруженным столкновением в воздушном пространстве, все же третье избрание Пак Чонхи президентом произошло с большим трудом и в результате ожесточенной борьбы. В процессе внесенной в сентябре 1969 г. поправки в Конституцию развернулось мощное сопротивление студентов и общественного мнения, а позднее в год, выборов еще более ожесточенно развернулись студенческие демонстрации, вызванные указом о размещении воинских частей для охраны порядка (висурён). В декабре 1971 г. правительство объявило чрезвычайное положение в стране и приступило к чрезвычайным мерам по ограничению основных прав граждан, издав «Закон об особых мерах по охране государства». В 1971 г. стала также напряженной внешнеполитическая обстановка. В этом году Китай вступил в ООН, в следующем году американский президент Никсон посетил Китай, и началось американо-китайское примирение; а вьетнамская гражданская война находилась в состоянии такого кризиса, что была видна перспектива коммунизации всего Вьетнама. Такую ситуацию правительство восприняло и как кризис, и как благоприятную возможность и поэтому, чтобы преодолеть трудности, предложило с 1970 г. обмены между Югом и Севером, а в 1971 г. открыло предварительные переговоры представителей Красного Креста обеих частей Кореи в целях поиска разделенных семей. Приступая к диалогу между Югом и Севером, правительство тайно направило начальника ЦРУ Ли Хурака в Северную Корею, где он встретился с Ким Ирсеном (Ким Ильсоном), а 4 июля 1972 г. одновременно в Сеуле и Пхеньяне было оглашено состоящее из 7 статей Совместное заявление (принцип самостоятельного мирного объединения) между Югом и Севером[8]. То, что правительство, прежде стесненное обстоятельствами в отношениях между Югом и Севером, активно повело диалог между Югом и Севером, объясняется тем, что экономическая мощь Южной Кореи так возросла, что теперь она стала превосходить Северную Корею. Воспользовавшись совместным заявлением Юга и Севера от 4 июля, вызвавшим изумление и поддержку народа и выдвинув лозунги о «единении нации» и «максимализации производительных усилий» в поддержку диалога между Югом и Севером, правительство подготовило систему обновления (или реформ Юсин), направленных на увековечение режима и укрепление власти президента Пака. Под прикрытием диалога между Югом и Севером делалась попытка продления диктаторской власти.
|