![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выборочный диктант.
Ход урока. I. Организационный момент. 1. Приветствие учителя. 2. Сообщение цели и задач урока (высвечивается на доске). II. Проверка домашнего задания (упражнение 255) (по цепочке). 1. Спишите текст, раскрывая скобки. В случаях слитного написания не с наречиями укажите, если сможете, синоним без не или отметьте, что наречие не употребляется без не.
Иван (не) складно взмахнул руками и (не) ожиданно сорвался вниз. Когда чувство страха прошло, он понял, что упал на песок, (не) глубоко и не ушибся. Ему небольно, но досадно и непонятно, как отсюда выбраться… Иван (не) весело размышляет о своем приключении, но уже карабкается вверх, слишком спешит, срывается и потому продвигается (не)быстро, а медленно. Наконец, он ухватился за ветку и (не) медленно оказался на прежнем месте. 2. Выпишите столбиком наречия без не в составе словосочетаний и укажите их разряд. 3. Охарактеризуйте звуки [ы], [с]. Примеры приводите из текста, выбирая слова с не. 4. Сделайте вывод о правописании не с наречиями.
Ответ: 1. взмахнул нескладно – смешно, забавно; сорвался неожиданно – внезапно; упал неглубоко – поверх; размышляет невесело – грустно; Продвигается не быстро, а медленно; оказался немедленно – тут же. 2. сорвался (куда?) вниз (места) выбраться (откуда?) отсюда (места) карабкается (куда?) вверх (места) спешит (как?) слишком (образа действия) продвигается (как?) медленно (образа действия) 3. [ы] – гласный, ударный (неож[ы]данно) [с] – согласный, глухой парный, твердый парный (не[с]кладно). 4. Не с наречием (так же, как с существительными и прилагательными) пишется слитно: - если наречие не употребляется без не: неряшливо; нечаянно. - если наречие можно заменить синонимом без не: немного – мало; нехорошо – плохо. Не с наречиям пишется раздельно, когда есть или подразумевается противопоставление: говорил он не ясно, а путано; Не с наречием пишется раздельно, когда при нем есть другие наречия, усиливающие отрицание: совсем не весело, ничуть (нисколько) не скучно. III. Повторение изученного ранее материала. 1. Тестирование (12 учащихся работают за компьютерами) Вставьте одно или два н:
Ответ:
Работа с классом. Выборочный диктант. Выпишите из предлагаемых пословиц в два столбика прилагательные и причастия с – н- и – нн. а) С умом задума…о, да без ума сдела…о. б) В ветре…ый день муку не продают. в) Всегда имей свое сердце смолоду расположе…ым к добру, а дух мужестве…ый. г) Согласие крепче каме…ых стен. д) Оси…ое гнездо не трогай. е) Только тот человек це…ый, кто работать привык.
Работа по вопросам: - В каком еще случае пишется одна и две буквы н в прилагательных? (Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих зависимых слов: печь- печеные пирожки, варить- вареные овощи. Две буквы н пишутся в прилагательных, образованных от глаголов, имеющих суффиксы –ова, - ева, -ирова: организовать – организованный). - Всегда ли в причастиях пишется две буквы н? (Нет, в кратких причастиях пишется одна буква н: сожженные письма- письма сожжены). - Назовите прилагательные – исключения, в которых пишется две буквы н. (Священный, желанный, негаданный, нечаянный, нежданный, медленный). - Как вы понимаете смысл выделенных пословиц? Произведите морфологический разбор слова смолоду. Подберите к нему антоним. (1. Наречие относится к глаголу; обозначает признак действия. 2. Работать (как?) смолоду; 3. В предложении является обстоятельством). Антоним – исстари. IV. Объяснение нового материала. 1) Запись на доске: увер енн ый – увере нн о искус н ый – искус н о обиж енн ый – обиже нн о искр енн ий – искре нн е стекля нн ый------ - Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом? (В левом столбике – прилагательные и причастия, в правом – наречия) - Каким способом образованы наречия? (Суффиксальным) - От чего зависит написание н, нн в этих наречиях? (В наречиях на –о, -е пишется столько н, сколько их в том слове, от которого они образованы). - От какого прилагательного вы не смогли образовать наречие и почему? (От относительного прилагательного стеклянный невозможно образовать наречие, так как наречия образуются только от качественных прилагательных). V. Закрепление материала. 1.Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упражнение 260 (по цепочке). Спишите, в скобках указывая имена прилагательные, от которых образованы наречия. Сколько букв н следует писать в каждом случае и почему? Сочувстве(нн)о отнестись к беде, искре(нн)е помочь, торжестве(нн)о поздравлять, искус(н)о рисовать, безнравстве(нн)о поступать, опас(н)о ехать, вдохнове(нн)о читать стихи, раскова(нн)о себя вести, пута(н)о рассказывать, воинстве(нн)о размахивать руками. Ответ: сочувственно- сочувственный, искренне- искренний, торжественно- торжественный, искусно- искусный, безнравственно- безнравственный, опасно- опасный, вдохновенно- вдохновенный, раскованно- раскованный, путано- путаный, воинственно – воинственный).
|