Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9.






Авангардизм — назв. ряда течений в искусстве XX в.; их основная тенденция — отрицание традиций, экспериментальный поиск новых форм — проявляется в искусстве различных направлений, школ, в творчестве отдельных художников. Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, А. ищет различных, часто внеэстетических способов прямого воздействия на читателей, зрителей, слушателей. Среди этих способов: подчеркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству (экспрессионизм), культ машины, противопоставленной несовершенству человека. Как явление худ. культуры А. крайне неоднороден и с точки зрения соц. позиций его сторонников, и в плане специфики их худ. творчества. К рус. А. в изобразительном искусстве относят, напр., М. Шагала, П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского.

Акмеизм — течение в рус. поэзии в 10-е гг. XX в. Его представители (С. Городецкий, М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и др.) выступили против символизма, его порывов к «идеальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении и т. д. По их мнению, в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование. По словам одного из представителей этого течения О. Мандельштама, А. — «тоска по мировой культуре».

Двоеверие - явление старинной русск. народн. жизни, заключающееся в сочетании верований христианских и языческих; Д. живет и поныне в народных массах. Характерны для определения Д. старин, памятники литературы: " Слово Христолюбца" XIV в. и " Слово о полку Игореве", откуда видно, как элементы язычества в древн. Руси слиты с новыми христ. воззрениями, прививаемыми церковью.

Дворянская культура - культура дворянских имений, имеющих у себя картинную галерею, библиотеки, миниатюры и др. худ.-прикладные предметы быта. Многие их ценности погибли в огне крестьянских бунтов, войн, революций.

Дизайн — худ. конструирование предметов, проектирование облика изделий с высокими эстетическими качествами; рациональное формирование целостной предметной среды.

Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас — это монументально-декоративное убранство храмов. Чины располагаются один над другим в строгой последовательности: внизу ряд т. наз. икон, выше — «деисусный» чин (включая иконы с изображением Христа и обращенных к нему Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов), еще выше — «праздничный» (с изображением главных эпизодов жизни Христа и Богоматери) и «пророческий» чины.

Житийная литература - общее название литературы, связанной с описанием жизни отдельных личностей (лиц, канонизированных церковью, выдающихся исторических деятелей, представителей науки, культуры и т. д.).

Западничество - представители направления рус. общественной мысли (сер. XIX в.); выступали за развитие России по западноевропейскому пути. Критиковали официальную теорию народности, крепостничества, самодержавия, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Представителями западников были виднейшие деятели рус. культуры: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н, Чичерин и др. Перечисленные фамилии показывают, что это направление не было однородным по своему составу и своим мировоззренческим позициям, тем не менее оно оказало значительное влияние на развитие рус. культуры.

Кириллица - одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины 9 в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

Кремль - центральная укрепленная часть русского феодального города. Впервые упоминается в летописи под 1331 (" кремник").

Кубофутуризм — специфич. направление в рус. живописи 1-й пол. 1910-х гг. Представляет собой сочетание приемов франц. кубизма (геометризация и расчленение реального объема, сдвиг формы) и итал. футуризма (совмещение точек зрения, умножение контуров, хаотич. вторжение в композицию обрывков текста, предельная деформация фигур). Крупнейшие представители — К. Малевич и В. Татлин (творчество периода 1910—13), к-рые, продвигаясь по пути пространств, построений, доходили до последоват. отрицания реального пространства и натуры (К. Малевич — " Авиатор", 1913; " Станция без остановки", 1911; В. Татлин — " Натурщица", 1913).

Летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, существовавший в 11 — 17 веках. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия. Текст летописи делится на статьи, соответствующие тому или иному году. Летописи являются важнейшими и часто единственными источниками наших знаний о Древней Руси. Составляли летописи, как правило, ученые монахи.

Модерн — рус. наименование стиля в европейском и амер. искусстве к. XIX — нач. XX вв. (соответственно «Ар Нуво» — во Франции и Великобритании, «югенд-стиль» — в Германии, «сецес-сион» — в Австралии). М. представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике худ. стиль в архит. и декоративном искусстве.

Обмирщение - так в истории рус. культуры называют культурно-ист, процесс XVII в., который характеризуется начавшимся разрушением ср.-век. религ. мировоззрения. Происходит т. наз. «обмирщение» культуры, т. е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация).

Сим вол и зм — направление в европейском и рус. искусстве к. XIX—нач. XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности. Основы эстетики С. сложились в к. 60—70-х гг. в творчестве фр. поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. Принципы С. нашли отражение в творчестве М. Метерлинка, П. Валеои, Р. М. Рильке и др.; в России — в произведениях А. Блока, Вяч. Иванова, А. Белого и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.

Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве XX в., сформировавшееся в Италии. В творческой практике ит. живописцев У. Боччони, Дж. Северини и др. появилась тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой. Отрицание традиционной культуры, ее худ. ценностей, культ техн., индустриальных городов приобрел у ит. футуристов антигуманный характер. В живописи футуристов, представляющей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии в качестве принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации. Ф. как литературное течение возникло в Италии и было основано в 1909 г. Маринетти, прославляло войну — «гиену мира», призывало к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», использование в тексте математических и муз. знаков и т. п.). В России появление Ф. связывается с выходом двух альманахов «Садок судей» (1910) с произведениями В. Хлебникова, В. Каменского, бр. Бурлюков, «Пощечина общественному вкусу» (1913). Рус. Ф. существенно отличался от ит.

Славянофильство - одно из направлений общественной мысли России в середине 19 в.

Супрематизм — одно из основных течений абстракционизма; геометрический конструктивизм как метод выражения «высшей реальности» (отсюда название) — структуры мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга, прямоугольника, среди которых квадрат считается наиболее чистым, т. е. очищенным от содержательных ассоциаций. Основоположником С. стал рус. художник, поляк по происхождению, К. Малевич; выставленный им в 1915 г. «Черный квадрат в белом окладе» был провозглашен символом «нового искусства».

Абстракционизм — худ. направление в изобразительном искусстве XX в., основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и характеризующееся крайней формализацией композиции. Произведения абстракционистов представляют собою сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий. А. включает в себя два основных течения: супрематизм и абстрактный экспрессионизм.

Луч из - живописный метод, разработанный и развитый М. Ларионовым ок. 1912 г. Задача художника — изображение не самих предметов, а отражение цветовых лучей, исходящих от них для максимального приближения к тому, как предметы «видятся глазу». Критики полагают, что Л. относится к абстракционизму, хотя др. часть специалистов полагает, что оно является своеобразным и оригинальным явлением в худ. культуре нач. XX в. Идеи Л. разделяли Н. Гончарова, Т. Богомазов, К. Зданевич, С. Романович.

Парсуна — в рус, украинской и белорусской культуре условное наименование произведений портретной живописи к. XVI—XVII вв., сочетающих приемы иконописи с реалистически образной трактовкой.

Пpoлeткульт - сокращенное название «Пролетарской культуры»— организации (1917— 1932), возникшей в Петрограде для поддержания «пролетарской самодеятельности в различных областях искусства». Нигилистическое отрицание культур, наследия, сепаратизм лидеров и идеологов П. (В. Плетнев, А. Богданов и близкие к ним М. Горький и А. Луначарский) привели к уничтожению старых и ценных памятников. Так, в

Академии художеств были уничтожены гипсовые слепки с классической скульптуры, поскольку они препятствовали «прогрессивной системе обучения рабочих и крестьян».

Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте.

Функционализм — направление в европейской, а затем в амер. архит. XX в., выросшее из конструктивизма. Окончательно оформилось в 30-е гг. Отразило стремление архитекторов к максимальной утилитарности, функциональности зданий. Искусство архит. отодвигалось на второй план и сводилось к чисто функциональному проектированию. Ф. отразил общую тенденцию авангардизма XX в. — подмену худ.-образного нач. эстетическим формообразованием. Основные представители Ф.: А. Алто, Э. Сааринян, Ле Корбюзье, Л. Салливан, М. Мис ван дер Роэ, Ф.-Л. Райт и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал