![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самосознание личности
Самосознание личности- знание о себе и отношение к себе. Структура: -познавательный(образ Я) -оценочный(самооценка) -поведенческий(воля) Образ «Я»: ребёнок узнаёт себя в зеркале, понимает что он есть в этом мире, формируется поэтапно всю жизнь человека. Хар-ки: -степень когнитивной сложности и дифференцированности(кол-во осознаваемых кач-в) -конкретный состав образа Я -устойчивость образа Я -согласованность образа Я Самооценка- отношение к себе и оценка себя 1.заниженная(при стабильно заниженной возникает комплекс неполноценностей: мнительные, обиженные, неуверенные в себе, склонны к импульсивным поступкам, склонны к зависимости от мнения других, склонны добиваться внимания у окружающих путём заискивания) 2.адекватная(человек знает свои + и -) 3. завышенная(в случае стабильно завышенной возникает комплекс полноценностей: высокомерные, надменные, не терпят критику и глухи к ней, завистливо-ревностные отношения) Пути возникновения самооценки: -Интериоризация(усвоение чужих оценок) - Сравнение себя с другими людьми(5-6 лет) -Сопоставление успехов с уровнем собственных притязаний: самоуважение=успех/ ур-нь притязаний – это определение собственного «Я», способность выделения себя из окружающего мира. Без самосознания личность не существует. Самосознание возникает с момента рождения человека, с начала развития личности и видоизменяется на протяжении формирования характера и личности человека. С рождения, маленький ребенок отделяет себя от других посредством своего «Я». Это такое психическое явление, которое способно разграничивать согласно воспринимаемым зрительным образам и выделять свое «Я» от других (Я вижу), осознание своих эмоциональных переживаний (Я чувствую, Я понимаю). Благодаря такому явлению человек способен выделить или отделить себя от других. Но при взаимодействии с окружающим миром, человек примеряет на себя точку зрения другого объекта общения - при прямом или косвенном действии на человека, внушенных с детских лет норм поведения, данных оценок его деятельности. Ребенок учится воспринимать себя, идентифицирую свои действия оценками взрослых. Формируется самосознание с первых шагов и до подросткового возраста, в то время, когда формируется психическое развитие человека. Первый этап в формировании самосознания является определение своего отношения к своему телу, движению в пространстве и отношения физических прикосновений к телу, чувствую комфорт или дискомфорт. Далее самосознание определяет движение относительно других людей, выражая самостоятельность (т.е. «Я» передвигается самостоятельно, без помощи других). Потом формируется отношение по определению пола человека и переживания относительно другого пола. Овладев речью, человек может направлять действия других людей по своему усмотрению. Одна из главных функций самосознания – это регуляция своего поведения. Поведение личности определяется накопленными знаниями и представлениями о себе. Человек реализует себя настолько, насколько он усвоил знаний о себе. Оценка данная самому себе определяет независимость поведения, степень уверенности в своем поведении. Согласно определению самосознания результатами этого выражения является Я - концепция. Под этим термином принято принимать совокупность представлений о себе. Это обобщенный образ черт индивидуума, который возникает в результате наблюдений, анализа и восприятия себя в разных ролях. Я – концепция определяет главную линию поведения человека в обществе. Но эта концепция изменяется в применением разных образов на личности. Бывает «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - мифическое, «Я» - зеркальное. Зависит от оценки, которую дает человек сам себе, окружающее общество. Благодаря критическим оценкам личность продолжает формироваться и развиваться.
|