![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фазы развития условного рефлекса.
Формирование двигательного навыка почти никогда не происходит сразу. Для этого требуется многократное повторение – поэтому длительное время. Развитие любого навыка осуществляется: в начале разучиванием нового движения, оно выполняется мало координировано, некрасиво и с большими затратами энергии, т.е. неэкономично. Основой этого явления иррадиация возбуждения, когда возбуждается не только те двигательные центры, которые обеспечивают выполнение движения, но и многие другие соседние НЦ, т.е. происходит как бы разлив процесса возбуждения по разным НЦ и в результате сокращаются или расслабляются не только необходимые мышечные структуры, но и другие мышцы, участие которых в этом действии абсолютно не нужно. Эта фаза развития умения называется фазой генерализации. В процессе многократных повторений, т.е. в процессе усвоения наступает вторая фаза – стадия концентрации. Иррадиация сменяется индукцией, т.е. возбуждение необходимых нервных центров затормаживает ненужные соседние НЦ, поэтому команда идет не на многие мышцы как в первой фазе, а только на те, которые должны участвовать в движении. В результате движение становится более координированным, чужим, красивым и более экономичным. В результате концентрации процессов возбуждения в определенных нервных центрах закрепляются условно рефлекторные связи между ними, формируется шаблон возбуждений нервных центров (определенных) на основе которого проявляется более четкий рисунок внешнего действия, но условнорефлекторные связи не являются достаточно строгими, поэтому на ответственных соревнованиях стереотип выполняемого движения нарушен и движение могут сопровождаться ошибками. В третьей фазе формирования двигательного навыка в случае продолжения тренировок условнорефлекторные связи становятся крайне прочны, на столько прочными, что приобретают черты безусловного рефлекса и эта стадия называется стадией автоматизации. Если двигательный навык доведен до стадии автоматизации, то на его фоне можно формировать новый двигательный навык, более сложный. Двигательные действия, доведенные до автоматизма, сохраняются очень длительное время даже после прекращения занятий – это и есть автоматизм. Любое умение, как условный рефлекс способно изменяться. Уменьшение активности условного рефлекса и забывание называется торможение. Виды:
Двигательный навык, как условных рефлекс – это результат действия целой системы раздражителей, как непосредственно связанных, так и искусственных, т.е. внешних выработки условных рефлексов одним из важных условий является подкрепление. Первым раздражителем, запускающим образование условных рефлексов и укрепление его является слово. Слово, произнесенное тренером, вызывает не только подкрепление условного рефлекса, но и выработку дифференцировочного торможения. Показ – весьма действенный раздражитель в выработке двигательного навыка. У смотрящих возникает в НС особый нервный процесс – подражательный или имитационный рефлекс – тот нервный процесс, который будет способствовать более четкому выполнению движения. Поэтому без показательного упражнения не один тренировочный процесс не осуществляется.
Т.о. многие внешние и внутренние раздражители включаются в образование условного рефлекторной связи двигательного навыка. Отсутствие к-л. Из этих раздражителей или изменение его свойства приведет к развитию торможения условного рефлекса, а затем к нечеткому выполнению упражнение и даже его срыву. Многие частные раздражители сначала как новые раздражители могут вызвать внешнее торможение, но если они остаются постоянными, то включаются в систему подкрепляющих элементов. Стадии образования двигательного навыка Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз. В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц. На этой стадии начинается объединение отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стереотипности движений. В третьей стадии навык стабилизируется и еще более совершенствуются координация и автоматизация движений.
|