![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: информатизация современных логистических процессов.
Лекция 1 Информационные технологии и системы в современной логистике
В постиндустриальной экономике, определяемой еще как информационное общество, особое значение информации состоит в том, что она – прежде всего средство производства, столь же необходимое для функционирования фирмы как сырье, материалы, рабочая сила, капитал, а не только предмет потребления. Информация на современном уровне развития производства – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Информационное обеспечение логистических процессов подразумевает поиск и реализацию оптимальных путей и способов сбора, обработки, хранения и передачи информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении. Очевидно, что на данном этапе современные информационные системы основаны на компьютеризации деятельности объекта. Возможность их создания и функционирования обеспечивается соответствующим программным продуктом и техническим обеспечением информационных процессов. Известно, что любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов, которые и являются средствами информационного обмена. В ИТ данные – это зарегистрированные сигналы. Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации. Логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений. Процессный подход (в логистике) – подход к организации и анализу деятельности предприятия, основанный на выделении и рассмотрении её логистических-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами предприятия или внешней средой. Среди преимуществ процессного подхода можно отметить: · клиентоориентированность; · нацеленность на результат; · гибкость, более оперативное принятие решений, проведение инноваций в связи с изменением внешней среды; · непрерывность управления; · возможность построения эффективной системы мотивации, направленной на максимальный учет результатов работы; · прозрачность за счет описания бизнес-процессов, их разумной формализации. Информационный поток – совокупность циркулирующих в ЛС, между ЛС и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Важным вопросом является соотношение понятий «информационные системы и технологии в логистике» и «информационная логистика». Информационная логистика – результативное применение логистического подхода к управлению информационной составляющей совокупного ресурсного потенциала предприятия. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие: 1) нужной информации; 2) в нужном месте; 3) в нужное время; 4) необходимого содержания (для лица принимающего решение); 5) с минимальными затратами. Информационные технологии – это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение информации, выделяют следующие основные характеристики ИТ: ü предметом обработки (процесса) являются данные; ü целью получение информации; ü средствами осуществления деятельности являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы. Информационная система – взаимосвязанная совокупность концепций, методов, технологий, технических и программных средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком. Информационные технологии и системы в логистике – изучают способы результативного внедрения и использования в логистике информационной составляющей. На практике зачастую происходит подмена первого понятия вторым, и хотя термин «информационная логистика» получил довольно широкое распространение, научных и учебных работ, выполненных в этом направлении, немного. Использование современных ИТиСЛ нацелено на повышение эффективности выполнения основных принципов логистики. Логистическая информационная система – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для Ø планирования, Ø регулирования, Ø контроля и Ø анализа функционирования логистической системы. ЛИС является частным случаем ИС, под которой принято понимать систему, предназначенную для хранения, передачи или обработки данных. Напомним, что цель управления организацией – эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации. Цель внедрения и использования информационного обеспечения в логистике состоит в том, чтобы получить возможность управления, контроля и комплексного планирования информационных и материальных потоков.
Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия, информационный контур Динамичное развитие рынков, высокая конкуренция и желание покупателя получать, прежде всего, качественный товар обуславливают развитие сравнительно новой для Беларуси науки – логистики. На рынке все сложнее становится зарабатывать только за счет развития производства и маркетинга. Эффективная логистика позволяет, прежде всего, повышать рентабельность компании за счет снижения себестоимости и издержек. В современной экономической науке и деловой практике логистика определяется как интегрированный процесс управления материальными и информационными потоками, призванный обеспечить максимально возможное удовлетворение нужд потребителей с минимальными общими издержками. Использование ИКТ и современного ПО позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Фактически ИС на уровне производства является компонентом, связывающим воедино и координирующим логистические подсистемы: · поставки, · производство и · сбыт (рис. 1). Для создания эффективной информационной логистической системы необходимо вначале сформировать модель этой системы, которая должна быть интегрирована в текущие производственные и коммерческие процессы (для того, чтобы быть эффективной), например, одна из простейших моделей, отображающих направления информационных потоков для компании/предприятия/организации – модель конкурентных сил Портера (рис. 2).
Рис. 1 – Бизнес логистика.
Разделение систем на внешние и внутренние подсистемы необходимо для эффективной компенсации “давления” внешних и внутренних факторов, поскольку, чтобы выжить в современных условиях, компания должна постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. В компании имеется внешняя и внутренняя информация в зависимости от источника ее возникновения. Она отражает взаимопроникающие организационные, управленческие и производственные процессы в компании и составляет ее информационные ресурсы. Внутренняя информация, как правило, точна и адекватно отражает состояние предприятия. Примеры внутренней информации: планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, движение финансов и других ресурсов, подготовка персонала, сферы применения продуктов деятельности, методы и каналы сбыта, техника продаж, заказы, поставки. Рис. 2 – Внешние и внутренние факторы, влияющие на логистическую систему (модель конкурентных сил Портера [Porter Michael E. Competitive Strategy]).
Тип предмета снабжения, количество или его объем, происхождение предмета снабжения, его месторасположение (размещение), время прибытия в пункт размещения, время отправки из пункта размещения, система транспортировки, время транспортирования, резервирование. Источники внутренней информации: директорат и администрация предприятия, планово-финансовые подразделения, бухгалтерия, ИТ-отделы и вычислительные центры, отделы главного инженера и главного механика, производственные подразделения, юридические, эксплуатационные и ремонтные службы, отделы логистики, закупки и сбыта.
Рис. 3 – Схема информационных потоков в логистике. Внешняя среда – экономические, политические и социальные субъекты, действующие за пределами предприятия, связи и отношения с ними. Это, соответственно, экономические, политические, социальные, технические, технологические, научные и другие отношения с партнерами, потребителями, конкурентами, государственными органами и общественными организациями. Информация внешней среды часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна, неадекватно отражает состояние внешней среды. Ограничившись областью логистики, перейдём от модели конкурентных сил Портера к схеме потоков информационной логистики (рис. 3), показывающей прохождение основных информационных потоков, необходимых для функционирования предприятия/фирмы/компании. С традиционно сложившейся точки зрения основная задача предпринимательской фирмы – производить продукцию, приносящую прибыль и увеличивать выработку. В этом случае менеджмент (включая незначительный технический и вспомогательный персонал), функционально мог быть сведен к генеральному менеджеру, лицу, принимающему решение (ЛПР). Схематически простейшее представление об этой организационно-информационной структуре представлено на рис. 4. Предполагалось, что большинство ресурсов фирмы должно быть направлено на производство. Рис. 4 – Простейшая организационно-информационная структура.
Однако современная стадия конкурентной борьбы заставили изменить отношение менеджмента к информации. Организация производства стала гораздо сложнее, выросла межфирменная конкуренция, ускорились темпы научно-технического прогресса. Необходимость использовать новых специалистов, обладающих современными и актуальными знаниями, чтобы эффективно справиться с возникающими проблемами, привело к значительному увеличению численности управленческого персонала и образованию новых уровней и функциональных направлений управления. Главной задачей стала обработка информации, а не прямое производство товаров или оказания услуг. Современная организационно-информационная структура представлена на рис. 5 (данная схема не претендует на полноту и носит иллюстративный характер). Информация, с которой оперирует современная фирма, приобрела новый смысл. Ни одна подсистема фирмы не может отвечать требованиям эффективного управления, если не будет сориентирована в альтернативах, возникающих из всего массива информации в целом. Это объясняет целесообразность роста экономического, юридического персонала, а также специалистов маркетинга и логистики. Так возникла проблема организации объема информационной работы, созданного ростом внутрифирменных взаимодействий, да и число внешних хозяйственных связей возрастало достаточно быстро.
Рис. 5 – Современная организационно-информационная структура.
Следует заметить, что на современном этапе конкурентной борьбы логистика выполняет, кроме всего прочего, функцию целеполагания, что, безусловно, повышает значимость логистики для менеджмента предприятия в целом. Так, например, логистическая структура управления не просто обменивается информацией с прочими структурами фирмы: в ряде случаев информационные потоки, исходящие из логистической структуры, носят характер документов функционального менеджмента (рис. 6). Таким образом, одной из главных задач современной ЛИС является обеспечение информационного взаимодействия между внешним окружением и внутренней средой. Рис. 6 – Система входящих и исходящих информационных потоков службы логистики
Основные способы проведения автоматизации управления предприятием Выделяют несколько способов проведения автоматизации управления предприятием различающихся качеством (эффективностью вклада в процесс управления: увеличением прибыли за счёт их внедрения). Кусочная (хаотичная) автоматизация является одним из наиболее неэффективных видов инвестирования средств в развитие предприятия. Под хаотичностью процесса понимается отсутствие стратегического плана. Как правило, при таком подходе процесс внедрения ИТ определяется сиюминутными локальными задачами, а не реальными потребностями бизнеса. Автоматизация по участкам подразумевает процесс автоматизации отдельных производственных или управленческих подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку. Например, участок упаковки и маркировки, бухгалтерия и т.д. Подобный путь автоматизации выбирается в следующих случаях: ü инвестиционные ресурсы предприятия недостаточны для решения задачи автоматизации в полном объеме; ü существуют участки, где применение автоматизированных систем дает значительный экономический эффект, например за счет сокращения персонала; ü технология производства или иные условия не позволяют обходиться без использования автоматизированных систем. Применение принципа автоматизации предприятия по участкам для ряда предприятий единственно возможный способ повысить экономические показатели в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. Автоматизация по направлениям подразумевает автоматизацию отдельных направлений деятельности предприятия, таких, как производство, сбыт, управление финансами. От автоматизации по участкам этот подход отличается следующим: автоматизация по направлениям деятельности предполагает участие в этом процессе всех организационных подразделений автоматизируемого направлениея (например, в процессе снабжения принимает участие целый ряд подразделений от производственных (плановый отдел, непосредственно сам отдел снабжения, транспортные службы и т.д.). Полная (комплексная) автоматизация управления предприятием. АСУП как система состоит из большого количества интегрированных элементов различных уровней и различного назначения. Комплексная система автоматизации – это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. КСА строится на основе единого информационного пространства. Структурно КИС это комплекс интегрированных ИС. Особенности комплексного подхода к автоматизации управления предприятием: · (+) повышенная экономическая эффективность; · (–) высокие требования к качеству управления процессом внедрения ИС.
|