![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодонтит ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сейчас вы станете разбираться в диагнозах: гингивит, периодонтит, пульпит, пародонтит. Обратите внимание — везде окончание «ит», это у нас, у врачей означает воспаление, а чего — смотри до этого окончания: • Гингива — десна; • Периодонт — ткани, окружающие корень зуба; • Пульпа — нерв и кровеносные сосуды зуба; • Пародонт — ткани, окружающие зуб, но расположенные поверхностно: десна, цемент корня, связочный аппарат зуба и т.д. Так вот: периодонтит — воспаление тканей, окружающих зуб, а точнее корень зуба.
Элементарно! В плохо запломбированных или вовсе не леченных корневых каналах «живут» микробы и бактерии, «жуют» стенки корня и размножаются в устрашающей прогрессии. Кислород им не нужен, они боятся его (анаэробы). Те миллионы экземпляров, которые не помещаются в корневом канале, а также продукты их жизнедеятельности выходят из корневого канала в двух направлениях: • За пределы корня — в костную ткань — периодонтит; • В противоположном направлении — под пломбу — рецидив кариеса (вторичный кариес). Иммунитет активно сопротивляется инфицированию из корневого канала, поэтому весь воспалительный процесс осумковывается, организм создает оболочку, как бы «воздушный шарик» (гранулема) на верхушке корня, в противном случае сразу же начался бы сепсис и летальный исход. Вроде бы иммунитет «работает» против бактерий, но белковая оболочка их сходна с оболочками клеток некоторых внутренних органов, поэтому, не разобравшись, иммунитет работает и против этих органов — отсюда хронические воспалительные заболевания человека. Так вот, до поры до времени периодонтит хронический, т.е. без явных признаков воспаления, а именно без боли, а затем вдруг она появляется: • Сначала при накусывании (увеличение давления в периодонте); • Затем от горячего — работают законы физики: при нагревании увеличивается объем жидкости внутри тканей периодонта;
Задание 12. Расставьте ударение в словах. При затруднении обратитесь за помощью к словарям. Запомните место ударения в этих словах. 1) адаптация, амнезия, анестезия, антисептика, аналог, аденоиды, алкоголь, анамнез, боязнь, биопсия, генезис, диспансер, дистрофия, договор, знахарь, имплантация, каталог, ломота, немота, эндопротезирование; 2) атрофированный, бактерицидный, болезнетворный, бородавчатый, грушевый, губчатый, венозный, вестибулярный, дезоксирибинонуклеиновая, диспансерный, легочный, подростковый; 3) вчистую, втридорога, задолго, издавна, издали, издревле, изредка; 4) акклиматизировать, апробировать, анатомировать, балансировать, бередить, взбодрить, выболеть, выковырять, закупорить, кашлянуть, обеззараживать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, пломбировать, уведомить, усугубить, формировать, эндопротезировать. Задание 13. Вам надо провести осмотр больного. По данным ситуациям сформулируйте и запишите команды больному. 1. Больной должен снять верхнюю одежду; сесть на кресло. 2. Ответить, больно ли ему, если надавливать на какой-нибудь участок челюсти. 3. Открыть (закрыть) рот. Расслабиться. 4. Сделать резкий выдох. Сделать глубокий вдох. 5. Повернуться на правый бок – на левый бок. 6. Вытянуть руки вдоль туловища. Сесть удобнее.
Задание 14. Игра «Переводчик». Прочитайте парами данные реплики-вопросы, осуществляя их синхронный перевод на русском языке.
- Қ ай тісің із мазалайды? - Былай басқ анда ауыра ма? - Ауру қ ай жерің ізге батады? Қ ай жерің із кө бірек ауырады? - Қ ай уақ ытта ауырады, тамақ ішкенде ме, ә лде суық қ а шық қ анда ма? - Тістеген кезінде, ә лде тамақ шайнағ ан кезде ауыра ма? - Тә бетің із қ алай? - Жақ сү йектерің із ауыра ма? Задание 15. Ответьте на переведенные реплики-вопросы (задание 14) от лица больного, чтобы получился диалог врача и пациента.
Задание 16. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Признаки кариеса», «Осложнения при кариесе», «Лечение кариеса».
Задание 17. Игра «Скажите одним словом». 1. Является результатом негативного воздействия на зуб множества паразитирующих микроорганизмов, которые обитают в ротовой полости; 2. Самая высоко минерализованная ткань организма человека с замедленным обменом веществ из-за больших нагрузок; 3. Латинское название кариеса; 4. Кариесом чаще поражаются первые большие коренные зубы; 5. Краткий текст, который содержит в себе только ключевые моменты и положения конкретной темы; 6. Ранняя стадия кариеса; 7. Процесс продолжающихся деминерализации и разрушения эмали до дентино-эмалевого соединения; 8. Стадия прогрессирования кариеса, при которой разрушается дентино-эмалевое соединение и процесс переходит на дентин.
Задание 18. Ознакомьтесь со значением данных фразеологизмов.Подберите соответствующие эквиваленты на родном языке. Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.
Вооруженный до зубов - говорят про человека, на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор. Заговорить зубы - отвлечь внимание. Задание 19. Прочитайте, передайте содержание стихотворения на русском языке. Какова его основная мысль? Тоқ та-тоқ та, ей, жігіт, аялдағ ын, Қ ане, қ алай жағ дайын, баяндағ ын. ... Тә жірибе мектебін ө тіп жү рсең, Дә рігерлік кә сіпке таянғ аның.
Енді алдың да тұ рады тірі жандар Бірі сү йіп, кім білсін, бірі қ арғ ар... Қ имылдамай кірпігі жатса-дағ ы, Байқ ағ айсың, шық пағ ан тірі жан бар.
Кә сібің нен кетпегей жеріп мү лде, (Ақ ыл айтып кеттім-ау, желіктім бе) Ө лгендерді тірілтем деп ойлағ ай Денесінен жан ізде ө ліктің де.
Жолың болсын, бара ғ ой, айналайын, Айналайын, қ орғ аушым, қ арғ адайым! Кә сібің е мен сенің басымды ием, Басымды ием, несіне арланайын... (Мұ қ ағ али Мақ атаев)
- Вы, наверное, известный боксер? - Нет, что вы? Я - зубной врач! VII. Литература: 1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қ азақ университеті, 2013. – 203 с. 2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с. 3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с. 4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с. 5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с. 6. Кулманбетов, И.А. Казахско-русский медицинский словарь для стоматологов [Текст] / И.А. Кулманбетов.- КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова.- Алматы, 2006.- 288 с. 7. Новый англо-русский словарь для стоматологов [Текст]: Учебное пособие / Л.Ю.Берзегова, Д.Ф.Ковшило и др.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009.- 400 с. VIII. Контроль:
|