Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственно-профессиональное обучение. Формирование профессиональных умений и навыков.






Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.
Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль.

Умения и навыки бывают разной степени сложности и зависят от сложности той части трудовой деятельности, готовность, к осуществлению которой они выражают.

Любое умение включает знания и навыки и формируется на основе уже имеющихся знаний, приспосабливая их к новым условиям и заново формируя лишь те элементы, которых не достает в новых условиях.

Профессиональные умения проходят при своем формировании ряд этапов:

1. Первоначальное умение. Осознание цели действия и поиски способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки (деятельность выполняется путем проб и ошибок).

2. Недостаточно умелая деятельностью Знания о способах выполнения действия и использования ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков.

3. Отдельные общие умения. Ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т.д.

4. Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков определенной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения.

5. Мастерство. Высший уровень развития профессиональных умений и конечная цель профессионального обучения. Оно достигается практикой, Мастерство — это легкость точного и быстрого выполнения сложной работы, надежность в работе, гарантирующая высокое качество и устойчивый ритм труда.

Во всех умениях, связанных с решением производственных задач, изучением технической документации, планированием производственного процесса, ведущая роль принадлежит процессам мышления, а следовательно, и умственным навыкам.

Навык – автоматизированный компонент умения, способность выполнять действия с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, сформированная у учащихся в результате многократных повторений (упражнений).

Каждый навык проходит ряд в процессе формирования.

Этапы формирования навыков:

1. Начало осмысливания навыка. Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при выполнении действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка.

3. Автоматизация навыка. Более качественное выполнение действия при временами, ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределении, положительный перенос навыка.

4. Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономически устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия.

Развивающиеся навыки взаимодействуют с уже имеющимися. Облегчение или затруднение в усвоении нового навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимися называется переносом навыков (положительным или отрицательным).

Сложность формирования навыков у учащихся обусловлена влиянием множества факторов, которые необходимо учитывать при выборе методов обучения. На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

1. Заинтересованность учащихся в достижении успеха, наличие необходимых знаний;

2. Эффективность инструктажа до начала и в процессе упражнений;

3. Своевременный контроль и самоконтроль в процессе упражнений, объективность оценок мастера;

4. Активный характер учебной деятельности учащихся, применение методов обучения, стимулирующих их активность;

5. Количество упражнений;

6. Требования, предъявляемые к уровню развития навыков со стороны точности, темпа и т.д.;

7. Особенности различных видов навыков;

8. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал