Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3
Тема: логистические информационные системы (ЛИС). Цели создания логистических информационных систем
По мере распространения в деловую практику логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику информационных логистических систем (часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» – ЛИС). Напомним, что, ЛИС – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Одной из основных целей создания, внедрения и использования ЛИС является оперативное влияние на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества. По характеру взаимодействия с окружающей средой ЛИС относятся к классу открытых систем. Как каждая открытая система, ЛИС предназначена для выполнения двух главных задач – обработки и передачи данных. Напомним, что информационная логистическая система при грамотном использовании позволяет органически объединять все логистические подсистемы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы логистической системы. Различают ТО (АО – аппаратное обеспечение – hardware) и ПО (программное обеспечение – software) ЛИС. Аппаратное обеспечение (hardware) – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав ИС или сети. Программное обеспечение (software) – комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передач у данных, а также разработку новых программ. Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками ИС и сетей, оно определяется функциональностью, качеством, размерами.
ЛИС: требования, задачи, компоненты
Сегодня внимание все более обращается на ИП, при помощи которого планируют материальный, управляют им и контролируют. Совершенствование информационного обеспечения и организации нередко может принести самый больший эффект. ИС состоит из двух основных составляющих: · ИТ-инфраструктуры и · ИТ-сервисов, предоставляемых на ее основе. Требования к ЛИС. Интегрированная система обеспечивает единую среду для оперативного управления существующими вычислительными комплексами предприятия, СУБД и корпоративным ПО, телекоммуникационным и сетевым оборудованием, устройствами хранения данных, персональными и мобильными компьютерами пользователей, периферийным и технологическим оборудованием (электроснабжение, кондиционирование). ЛИС должны отвечать следующим требованиям: · масштабируемость, · распределённость, · модульность, · открытость. При функционировании ЛИС должны выполнять приведенные ниже основные задачи: · непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа; · непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени; · реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям; · обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства; · предоставление информации для стратегического планирования; · предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов; · обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»; · обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия; · обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей; · обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов. Классификация и интеграция информационных систем На уровне отдельного предприятия ЛИС обычно разделяются на три группы: Ø плановые, Ø диспетчерские (диспозитивные), Ø оперативные (исполнительные). Особенности ИС различных видов в разрезе их функциональных подсистем рассмотрели. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях ПО плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем. Создание многоуровневых АСУ материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки ПО, которое, ü с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а ü с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании АСУ в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах ИС. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач. Горизонтальная интеграция ЛИС выражается в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах. Вертикальная интеграция ЛИС, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками. Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Такая система может быстро влиять на производственные процессы с целью: обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества. Рис. 2 – Принципиальная схема вертикальных информационных потоков
Например, автомобильная промышленность развитых стран (область машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя десятками параметров, как в отделке автомобиля, так и в его конструкции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения. Характерно, что в традиционной системе снабженческого заказа на закупку, как в США, так и в Западной Европе содержится почти вся необходимая информация по ее условиям, включающая, например, такие данные, как требования на закупку, упаковочные листы, документы на отгрузку, счета-фактуры и пр. Деятельность по организации документооборота обычно требует больших затрат времени, формальной бумажной работы и к тому же не застрахована от неточностей и ошибок. В условиях отсутствия информационных логистических цепочек и системного подхода к их организации работники снабжения западных компаний заняты большую часть своего времени «проталкиванием бумаг». Частные изменения особенностей и размеров заказа, времени поставок вынуждают работников снабжения реагировать срочным образом. Считается, что до 50% их времени тратится на оформление документов и экспедирование (и это в условиях практически полной «электронизации» канцелярских процессов). Такая обстановка дает работникам снабжения мало возможностей для решения проблем с поставщиками, препятствует их более тесной совместной работе по повышению экономической эффективности, совершенствованию технических знаний и повышению производительности труда. Существенно облегчает работу служб снабжения переход на оперативную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистов, заключены значительные резервы повышения производительности управленческого труда, снижения объемов переписки и, в конечном итоге, предпосылки для создания эффективно действующей информационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные системы материально-технического снабжения, немыслимые без хорошо налаженной информационной логистики. Оперативное снабжение в любой его форме требует меньшего объема и времени формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз в день, используются долгосрочные контракты, и даже просто телефонный звонок или короткая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки. Одной из основных целей использования ЛИС является оперативное влияние на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества.
|