Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3

Тема: логистические информационные системы (ЛИС).

Цели создания логистических информационных систем

 

По мере распространения в деловую практику логистических систем во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику информационных логистических систем (часто используется тождественный термин «логистическая информационная система» – ЛИС).

Напомним, что, ЛИС – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Одной из основных целей создания, внедрения и использования ЛИС является оперативное влияние на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества.

По характеру взаимодействия с окружающей средой ЛИС относятся к классу открытых систем. Как каждая открытая система, ЛИС предназначена для выполнения двух главных задач – обработки и передачи данных.

Напомним, что информационная логистическая система при грамотном использовании позволяет органически объединять все логистические подсистемы, включая заготовительную логистику, внутрипроизводственную логистику, распределительную логистику и т. д., т. е. создать связующие стержни, на которые нанизывались бы все элементы логистической системы.

Различают ТО (АО – аппаратное обеспечение – hardware) и ПО (программное обеспечение – software) ЛИС. Аппаратное обеспечение (hardware) – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав ИС или сети. Программное обеспечение (software) – комплекс компьютерных программ, обеспечивающий обработку или передач у данных, а также разработку новых программ. Программное обеспечение совместно с аппаратным обеспечением являются важнейшими характеристиками ИС и сетей, оно определяется функциональностью, качеством, размерами.

 

ЛИС: требования, задачи, компоненты

 

Сегодня внимание все более обращается на ИП, при помощи которого планируют материальный, управляют им и контролируют. Совершенствование информационного обеспечения и организации нередко может принести самый больший эффект.

ИС состоит из двух основных составляющих:

· ИТ-инфраструктуры и

· ИТ-сервисов, предоставляемых на ее основе.

Требования к ЛИС. Интегрированная система обеспечивает единую среду для оперативного управления существующими вычислительными комплексами предприятия, СУБД и корпоративным ПО, телекоммуникационным и сетевым оборудованием, устройствами хранения данных, персональными и мобильными компьютерами пользователей, периферийным и технологическим оборудованием (электроснабжение, кондиционирование).

ЛИС должны отвечать следующим требованиям:

· масштабируемость,

· распределённость,

· модульность,

· открытость.

При функционировании ЛИС должны выполнять приведенные ниже основные задачи:

· непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа;

· непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;

· реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям;

· обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;

· предоставление информации для стратегического планирования;

· предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

· обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

· обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;

· обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

· обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

Классификация и интеграция информационных систем

На уровне отдельного предприятия ЛИС обычно разделяются на три группы:

Ø плановые,

Ø диспетчерские (диспозитивные),

Ø оперативные (исполнительные).

Особенности ИС различных видов в разрезе их функциональных подсистем рассмотрели. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях ПО плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Создание многоуровневых АСУ материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки ПО, которое,

ü с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а

ü с другой – высокую степень ее интеграции.

В связи с этим при создании АСУ в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах ИС. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Горизонтальная интеграция ЛИС выражается в связи отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах.

Вертикальная интеграция ЛИС, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Такая система может быстро влиять на производственные процессы с целью: обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества.

Рис. 2 – Принципиальная схема вертикальных информационных потоков

 

Например, автомобильная промышленность развитых стран (область машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя десятками параметров, как в отделке автомобиля, так и в его конструкции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.

Характерно, что в традиционной системе снабженческого заказа на закупку, как в США, так и в Западной Европе содержится почти вся необходимая информация по ее условиям, включающая, например, такие данные, как требования на закупку, упаковочные листы, документы на отгрузку, счета-фактуры и пр. Деятельность по организации документооборота обычно требует больших затрат времени, формальной бумажной работы и к тому же не застрахована от неточностей и ошибок. В условиях отсутствия информационных логистических цепочек и системного подхода к их организации работники снабжения западных компаний заняты большую часть своего времени «проталкиванием бумаг». Частные изменения особенностей и размеров заказа, времени поставок вынуждают работников снабжения реагировать срочным образом. Считается, что до 50% их времени тратится на оформление документов и экспедирование (и это в условиях практически полной «электронизации» канцелярских процессов). Такая обстановка дает работникам снабжения мало возможностей для решения проблем с поставщиками, препятствует их более тесной совместной работе по повышению экономической эффективности, совершенствованию технических знаний и повышению производительности труда.

Существенно облегчает работу служб снабжения переход на оперативную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистов, заключены значительные резервы повышения производительности управленческого труда, снижения объемов переписки и, в конечном итоге, предпосылки для создания эффективно действующей информационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные системы материально-технического снабжения, немыслимые без хорошо налаженной информационной логистики.

Оперативное снабжение в любой его форме требует меньшего объема и времени формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз в день, используются долгосрочные контракты, и даже просто телефонный звонок или короткая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки.

Одной из основных целей использования ЛИС является оперативное влияние на производственные процессы с целью обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент; реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; стабильного поддержания высокого качества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равными | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал