Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Стерлитамакский филиал федерального государственного






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стерлитамакский филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Р.Р. Шакиров

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 

Учебное пособие

Для студентов всех форм обучения по направлению

«0309.00.62 – Юриспруденция»

 

 

Стерлитамак 2015

 

 

Составлена в соответствии с программой правовые основы медико-социальной экспертизы по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения»

 

Автор: Шакиров Р.Р.- канд.мед.наук.

 

 

Рецензенты:

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………    
Тема 1. Право граждан на охрану здоровья и состав законодательства об охране здоровья граждан.…………………………………………………………………………….....................  
1.1.Право граждан на охрану здоровья.…………………………………………………  
1.2. Состав законодательства об охране здоровья граждан…………………………….  
1.3. Основные положения ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. " Об основах охраны здоровья граждан в РФ. Основные понятия в здравоохранении" ……………………...    
Тема 2. Организация, управление и финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья в РФ. Медицинское страхование………………………………………………………………….  
2.1. Организация и управление здравоохранением в Российской Федерации…….....  
2.2. Финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья в РФ. Медицинское страхование……………………………………………………………………………......  
2.3. Основные положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ " Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" …………………  
2.4. Оказание платных медицинских услуг в здравоохранении……………………….    
Тема 3. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья и медико-социальная экспертиза в здравоохранении…………………………………………………….  
3.1. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья………………......  
3.2 История развития «службы медико-социальной экспертизы»………………….....  
3.3. Медицинская и медико-социальная экспертиза в здравоохранении……………..  
3.4. Структура медико-социальной экспертизы. Основные задачи и функции медико-социальной экспертизы……………………………………………………….....  
3.5.Основополагающие нормативно-правовые акты медико-социальной экспертизы  
Тема 4. Экспертиза временной нетрудоспособности………………………………………….  
4.1. Общие положения экспертизы временной нетрудоспособности………………….  
4.2. Организация и порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности………………………………………………………………………  
4.3. Порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность……………………………………………………………………….  
4.4. Особенности оформления документов при различных видах временной нетрудоспособности………………………………………………………………………  
   
Тема 5. Понятие инвалидности. Степени ограничения жизнедеятельности и критерии установления групп инвалидности……………………………………………………………..  
5.1. Понятие инвалидности…………………………………………………………….....  
5.2. Основные понятия и категории, используемые при определении инвалидности, степени ограничения жизнедеятельности……………………………...  
5.3. Критерии определения групп инвалидности…………………………………….....    
Тема 6. Установление причины инвалидности…………………………………………………  
6.1. Юридическое значение установления причины инвалидности……………………  
6.2. Медико-социальная экспертиза при профессиональных заболеваниях……….....  
6.3. Медико-социальная экспертиза при утрате профессиональной трудоспособности…………………………………………………………………………  
6.4. Медико-социальная экспертиза при трудовых увечьях……………………………  
6.5. Медико-социальная экспертиза при военных травмах и заболеваниях, полученных в период военной службы ………………………………………………….    
Тема 7. Порядок признания граждан инвалидами……………………………………………..  
7.1. Условия признания гражданина инвалидом……………………………………......  
7.2. Порядок направления на медико-социальную экспертизу…...……………………  
7.3.Порядок проведения медико-социальной экспертизы и периодичность переосвидетельствования инвалидов…………………………………………………….  
7.4. Порядок обжалования решений МСЭ………………………………………………    
Тема 8. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности работников.  
8.1. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности.  
8.2. Критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности.    
Тема 9. Организация работы учреждений МСЭ по реабилитации инвалидов. Определение потребностей инвалидов в специальных транспортных средствах………...........................  
9.1. Понятие реабилитации инвалидов……………………………………………………..  
9.2.Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с заболеваниями зрения.....  
9.3. Решение проблем инвалидности в Российской Федерации……………………….    
Заключение……………………………………………………………………………………….    
Приложения………………………………………………………………………………………    
Глоссарий…………………………………………………………………………………………    
Перечень рекомендуемой литературы …………………………………………………………  

 

Пояснительная записка

Учебное пособие предназначена для студентов, обучающихся по государственно-правовому направлению по профилю «юриспруденция».

Изучение правовых основ медико-социальной экспертизы является частью разносторонней теоретической и практической подготовки бакалавров, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен знать:

- Указ Президента Российской Федерации № 636 от 21.05.2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»;

- Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон № 181-ФЗ от 29.12.2004 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. " Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.08 № 247;

- нормативные акты, регулирующие осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

- нормативные акты, регулирующие организацию деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;

- основные понятия и категории медико-социальной экспертизы;

 

уметь:

- оценить социальные факторы при экспертизе трудоспособности;

- комментировать трудовые рекомендации;

- оценить правильность оформления соответствующей документации;

- использовать нормативно-управленческую информацию в своей профессиональной деятельности;

- оказать правовую помощь специалистам учреждения МСЭ по организации работы;

- оказать правовую помощь гражданам по вопросам МСЭ.

Для эффективного усвоения материала следует применять различные формы активизации учебного процесса – проводить лекционно-семинарские занятия, деловые игры, проводить дискуссии по актуальным проблемам социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения, ПЭВМ, организовывать экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.

При изучении дисциплины по соответствующим темам следует использовать нормативные акты РФ, а также инструктивные материалы отраслевых министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных и творческих работ, тематика которых определяется преподавателем.

Освоение дисциплины предполагает творческое осмысление некоторых тем на практических занятиях, на которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести навыки и умения.

Для проверки знаний студентов проводится рубежный контроль. Итоговой формой контроля является зачет.

II. Тематический план учебной дисциплины

№№ разделов и тем Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Всего Практические занятия
       
  Право граждан на охрану здоровья и состав законодательства об охране здоровья граждан    
  Организация, управление и финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья в РФ. Медицинское страхование.    
  Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья и медико-социальная экспертиза в здравоохранении.    
  Экспертиза временной нетрудоспособности.    
  Понятие и установление инвалидности. Степени ограничения жизнедеятельности и критерии установления групп инвалидности.    
  Установление причины инвалидности.    
  Порядок признания граждан инвалидами.  
  Определение степени утраты профессиональной трудоспособности работников.    
  Организация работы учреждений МСЭ по реабилитации инвалидов. Определение потребностей инвалидов в специальных транспортных средствах.  
  Итого    


ВВЕДЕНИЕ

Конституцией Российской Федерации провозглашено охраняемое государством право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Охрана здоровья граждан является одной из социальных ценностей современного цивилизованного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Становление, развитие и реализация этого конституционного права объективно отражают конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государства, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья населения, продление жизни и улучшение ее качества для каждого отдельного человека и всего российского общества в целом, всемерное развитие системы здравоохранения, физической культуры и спорта, экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие[1].

Право на охрану здоровья широко связано с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. Необходимо отметить " взаимопроникновение" права на охрану здоровья и других прав человека, в том смысле, что некоторые элементы исследуемого права являются составными частями других прав человека.

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования системы здравоохранения являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.

Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья выступает как глобальная неотъемлемая от других проблем человечества. Она возникает вместе с ним и изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном благополучии и при болезни.

Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. И все же необходимо помнить, что хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели – сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов.

В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов. Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм. Деятельность, направленная на упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства, обычно называется систематизацией законодательства.

Основополагающие положения о социальной защите инвалидов содержатся в Конституции Российской Федерации, которая является базисом всей российской системы права.

Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности и означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальной программы, заложенной в экономических, социальных и культурных правах.

Провозглашение Российской Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не означает закрепления государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности. Социальное государство не упраздняет личную ответственность человека за собственное материальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законным способом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи[2].

Конституционное закрепление социального государства означает возложение на государство общесоциальной функции. Государство - не " ночной сторож", а фактор общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Взвешенная социальная политика государства, преследуя цель равномерного содействия благу всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, одновременно выступает условием социальной стабильности и, в конечном счете, прочности конституционного строя, ибо создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

Политика социального государства направлена на создание условий - юридических, организационных, экономических, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Конституционные обязанности в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальной определенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прав и свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрения законодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловлены состоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базы медицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность также имеет юридические пределы, может и должна осуществляться в правовых формах, предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Иными словами, ст. 7 Конституции содержит в себе императивное требование, обращенное к законодателю. Но способы и направления реализации этого общего конституционного предписания не определены, а соответствующая задача возложена на законодателя и в значительной мере - на органы исполнительной власти.

Принцип социального государства, развиваемый в экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, закрепленных в Конституции, конкретизируется в федеральном законодательстве, регулирующем порядок осуществления социальной защиты инвалидов.

Здоровье и трудоспособность населения – важные социальные ценности государства, потенциал, обеспечивающий развитие общества. В их сохранении большую роль играют медико-социальная экспертиза и социально-профессиональная реабилитация.

Знание правового регулирования в области медико-социальной экспертизы позволяет решать специфические задачи в сфере социальной защиты населения.

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной служб медико–социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. По данным ООН, в мире насчитывается 650 миллионов человек с ограниченными возможностями - это 8 процентов населения планеты. Международный день инвалидов (International Dayof Personswith Disabilities) отмечается 3 декабря, чтобы рассказать о проблемах этих людей и помочь остальным воспринимать их равными себе, быть добрее и терпимее.

По данным ВОЗ, 15% населения в мире имеет какие-либо формы инвалидности. Согласно выводам Всемирного банка и ООН, инвалиды составляют до 10% населения мира, а вот в числе представителей беднейших слоев населения их доля - 20%. В странах с низким и средним уровнем дохода на долю хронических болезней приходится, по оценкам ВОЗ, 66, 5% общего числа лет, прожитых с инвалидностью[3].

Россия подписала Конвенцию ООН " О правах инвалидов" в 2008 году, а год спустя ратифицировала Европейскую социальную хартию. Главный принцип конвенции - вовлечение всех инвалидов в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12, 8 млн. инвалидов. Это 9, 2 % всего населения страны, которого насчитывается более 143 млн. человек. Этот показатель еще называют уровнем инвалидизации. Каждый 11-й гражданин РФ - инвалид. Количество официальных инвалидов в России ― одно из наиболее низких в Европе, в три раза меньше, чем, например, в Финляндии. Просто там не боятся их регистрировать, считают эксперты.

В РФ, по данным Минздрава, к первой, наиболее тяжелой, группе инвалидности относится 1, 9 миллиона человек. Ко второй группе - около 7 миллионов. И третья группа инвалидности установлена у 3, 7 миллиона человек. Около 545 тысяч россиян до 18 лет имеют статус детей-инвалидов.

Трудоспособны из них (то есть могут трудиться по состоянию здоровья и возрасту) чуть более 20 %, или 2, 57 млн. человек. Однако постоянную работу имеют вовсе не все – всего 817, 2 тыс. проблема трудоустройства инвалидов – одна из наиболее острых.
К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн. в год. Прогнозируется, что уже к 2018 году их число может перевалить за 15 млн. Всего около 30% из них имеют пожизненную группу инвалидности, остальные, кто один раз в год, кто - раз в 2 года, проходят переосвидетельствование.

 

Инфографика © Михаил Симаков, «Маркер»

В советское время инвалидность определялась как частичная или полная утрата трудоспособности, так что получить ее могли только лица трудоспособного возраста. При этом признанные инвалиды практически не имели особенных льгот, ради которых имело смысл проходить медкомиссию. Признанных инвалидов было немного. Резкие изменения в уровне инвалидности приходятся на юбилеи победы в Великой Отечественной ― в 1975, 1985 и 1995 гг. Каждый раз к этим датам руководство страны дарило ветеранам, вышедшим на пенсии, новые льготы и надбавки. Например, в 1995 г. ветераны получили право сразу на два вида пенсий ― по старости и инвалидности, что привело к взрывному росту зарегистрированных инвалидов.

Если за 1970 г. инвалидность получили 346 тыс. человек, то за 1995 г. на учет поставлено уже 1, 3 млн. новых инвалидов. Всплеск случился и в 2005 г., когда было зарегистрировано 1, 8 млн. лиц с ограниченными возможностями. В этот год власти предложили ветеранам монетизацию льгот. С тех пор в России ежегодно около 1 млн человек получают статус инвалидов.

В 2012 г. в стране было зарегистрировано 13, 2 млн. инвалидов. Ежегодно впервые в жизни инвалидами признаются свыше 1, 1 млн. человек, причем 32% из них — лица трудоспособного возраста.

Для разработки комплекса мер по профилактике и снижению инвалидности на основе ее анализа применяются следующие статистические показатели:

- показатель первичной инвалидности;

- показатель структуры первичной инвалидности (по причинам, группам инвалидности);

- показатель полной медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов.

Показатель первичной инвалидности характеризует распространенность среди лиц трудоспособного возраста случаев инвалидности, установленных впервые в данном году. В 2008 г. в Российской Федерации этот показатель составил 83, 5 на 10 тыс. населения.

Показатель полной медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов позволяет оценить эффективность медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение стойкой утраты трудоспособности. Рекомендуемое значение этого показателя — 3—5%[4].

Признание человека инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его здоровья на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и возможно только при проведении медико-социальной экспертизы[5].

 

Рис. 2 Структура причин первичной инвалидности взрослого населения

Российской Федерации (2012)

 

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально – экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам[6].

Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздрава и Минтруда, регламентирующих деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и службы реабилитации инвалидов зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, профессионально оказывающий помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и места работы, он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал