Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Периоды физического развитияСтр 1 из 15Следующая ⇒
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Три периода развития
Периоды физического развития
Ребенок до смены зубов
Ребенок между сменой зубов и пубертетом
Развитие после пубертета
Слоистая структура человеческой души
" Я" в развитии ребенка
Фазы развития мышления
Фазы развития чувства
Фазы развития воли
Наследственность и процесс индивидуализации
О воспитании и самовоспитании
Биографическая справка, библиография
Введение
Всякая психология и всякая педагогика исходят из определенного мировоззрения, из определенного принципа. Даже когда мировоззренческая основа отрицается.
Психология как " психо " -познание, как познание человеческой души всецело зависит от того, что именно рассматривают как " психо" или душу.
Педагогика зависит от того образа человека, к которому стремятся образовывать и воспитывать становящегося человека. Понятие " души" в различные периоды культуры и в различных течениях имело совершенно различное содержание; оно зависело от ориентации — теологической, философской либо естественнонаучной. Конец девятнадцатого столетия знал даже период " психологии без души". И сегодня " научная" психология зависит от школы или направления психолога. Фактически при различных психологических устремлениях лишь получают ответ на тот вопрос, который (сознательно или бессознательно) себе принципиально задают.
В еще большей степени это относится к педагогике. Потому что педагог является не просто ищущим созерцателем, но практически действующей личностью. Направление и содержание деятельности определяется конечной целью, которую ставят перед собой.
Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит ее развитие. Поэтому у каждого периода культуры был свой педагогический идеал.
Идеалом грека был гимнаст, не человек с мускулами, а гармонично физически и духовно развитый человек, так что его тело могло быть совершенным инструментом духа.
Греческое воспитание осуществлялось в палестре посредством гимнастики. Но в неменьшей степени также и в оркестре, и на танцевальной площадке, где греческие юноши под музыку исполняли ритмические танцы и учились выражать душевное содержание жестами. Платон еще мог говорить, что государство надо устраивать на основе музыки. Чем лучше музыка, тем лучше государство, которое из нее исходит. У жителей Аркадии музыка была основным учебным предметом до тридцати лет.
У римлянина идеалом воспитания был ритор, оратор, умевший убеждать другого человека словом и так руководить государством. Римский идеал воспитания был практически-политическим. Государство было наивысшим творением гражданина.
В позднее средневековье вплоть до наших дней выступает идеал ученого, человека, который много знает. В лозунге " Знание — сила" этот идеал пал ниже грани ответственности.
В девятнадцатом столетии, когда естественнонаучное мировоззрение пронизало всю жизнь, его влияния не избежали и педагогика с психологией.
Последовательно проводимое дарвинистски-биологическое мировоззрение приводит к идеалу человека-солдата, когда выживает сильнейший. Педагогика была поставлена на службу этому идеалу.
Индустриализация приносит в качестве " практического идеала" специалиста. Педагогика должна как можно раньше позаботиться о специализации, отбросить все лишнее, чтобы идти навстречу идеалу " человека-конвейера", который должен включаться как небольшая шестеренка в сложную экономическую машину.
Материалистически-индивидуалистская точка зрения приводит к накоплению возможно большего знания потому, что знание означает силу, но не потому что знание смогло бы привести к мудрости.
Так и сегодня педагогика является результатом господствующих течений. Это относится и к тем, кто непосредственно ею не занимается, а " просто" посылает своих детей в школу. Они молчаливо заявляют о своем согласии с идеалом воспитания, сложившемся в последнее столетие.
Перед лицом " вавилонского смешения языков", господствующего в психологии, где разные направления используют одни и те же слова в разных значениях, или выражают определенными словами строго определенное содержание, необходимо кратко объяснить, какое мировоззрение лежит в основе данной книги и что подразумевается под такими понятиями, как душа, дух и т. д.
Рассуждения о развитии ребенка, приводимые здесь, следуют гетеанистической идее развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики. Сам Рудольф Штайнер никогда не писал систематизированной психологии. За шесть лет с 1919 по 1925 годы, когда он смог начать новую, так называемую вальдорфскую педагогику, он вынужден был ограничиться непосредственно-практическими вопросами. Они рассматривались в докладах и беседах с педагогами.
В этом введении можно лишь кратко сказать об исходных пунктах этой педагогики. Д-р Ф. В. Цильманс ван Эммиховен подробно рассмотрел их в своей книге " О человеческой душе". [* F.W.Zeylmans van Emmichoven " 'Die menschliche Seele" ]
Кто желает лучше в этом ориентироваться, может найти там обоснование для того, на что здесь кратко указывается. Здесь же следует остановиться лишь на том, что необходимо для дальнейшего понимания этой работы. — В основе этой книги лежат следующие идеи:
Человек вовсе не является существом, имеющим только физическое происхождение и развивающим из этой телесности определенные свойства, заложенные в нем наследственностью.
Человек — это существо, причастное двум мирам, материально-телесному и божественно-духовному.
Ребенок появляется на свет с телом, сформированным в силу наследственности, и со своей духовной индивидуальностью (энтелехией), существом специфически духовной структуры.
В этом свете исходный пункт будет совсем иным, чем в традиции Локка, представляющей человека в духовном отношении " чистым листом", для дальнейшего развития которого важны только генетический потенциал и влияние среды.
В основе этой работы лежит представление, что в развертывании телесной и духовной жизни человека действует как генетический потенциал, так и биографический. Последнее раскрывается в сознании как " Я" (наше глубочайшее сущностное ядро).
В психике (в человеческой душе) " Я" переживается как реальность.
Из телесной области поднимаются жизненные инстинкты и желания, и ищут удовлетворения. В душе они переживаются.
Человеческая душа (психика) воспринимает свои импульсы и содержание из двух миров:
1.из физического мира посредством желаний и органов чувств;
2.из духовного мира посредством " Я".
Дух (" Я") и материя (тело) встречаются посредине, в человеческой душе (психике). Эта срединная область является объектом наблюдения психологии.
Это можно подытожить в схеме (рис 1).
При этом " Я" как индивидуальность является составной частью божественно-духовного, телесность — составная часть материально-вещественного мира.
Человек тем самым является триединством тела, души и духа.
Следует детально обсудить, что подразумевается здесь под душой и что под духом.
Понятие души как объекта наблюдения психологии предстает здесь в ином значении, нежели при дуалистическом противопоставлении тела и души.
Шиллер в своих " Письмах об эстетическом воспитании человека" уже основывал психологию на трехчленности человеческого существа. Он различал действующее в душе духовное влечение (индивидуальный " Я" -принцип), которое он называл " стремлением к форме", и " материальным или вещественным стремлением" (влечения и инстинкты, идущие из сферы телесного). Между ними в " стремлении к игре" развивается творческий человек из собственно душевной сферы. [* W.Militz, Friedrich Schiller " Ein Weg zum Geist" — Mellinger Verlag Stuttgart 1974]
В последнее столетие психология имела дело почти исключительно с тем, что воздействует на душу из области телесного. Это была либо психология чувств (весь 19-й век), либо психология влечений (психоанализ индивидуальная психология). Благодаря им выявилось множество интересных фактов. Но то тут, то там делаются попытки вначале изучить обобщающий индивидуальный принцип в " гештальтпсихологии" (учение о типах) и в психологических описаниях, исследующих нравственное переживание.
Здесь развитие ребенка будет рассмотрено на основе вышеназванной точки зрения. Мы убеждены, что счастливые, способные и умные люди могут вырасти лишь тогда, когда педагогика с самого начала направлена на развитие тела, души и духа.
Следующие главы являются обобщением докладов и курсов, прочитанных для заинтересованных родителей и молодых учителей. Возникшая из них книга обращается к тому же кругу лиц. Казалось излишним приводить много цитат. Специалист в области психологии и без того знает, какие идеи являются общим достоянием нынешней психологии, а где развиваются новые идеи. Для неспециалиста же постоянное прерывание описания указанием на мнение других сделало бы чтение излишне утомительным.
Исключение необходимо было сделать для труда Ф. В. Цильманса ван Эммиховена " Человеческая душа". Данная работа должна образовывать с книгой Цильманса ван Эммиховена более или менее единство, дающее широкий обзор представленных здесь психологических идей. Здесь будет разработан определенный раздел как основа для углубления педагогики.
|