Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Права журналистов в законе о СМИ.






(Статья 47. Права журналиста)

Журналист имеет право:

искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

посещать госорганы и организации, предприятия и учреждения, либо их пресс-службы;

быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие гос, коммерч. или иную охраняемую законом тайну;

копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков, а также местности, в которых объявлено ЧП;

присутствовать на митингах и демонстрациях;

проверять достоверность сообщаемой ему информации;

излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям;

снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

распространять подготовленные им сообщения за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

 

Профессионально-нравственные представления, определяющие поведение журналиста. Профессионально-нравственные регуляторы поведения. Законы и нормы права. Профессионально-этические категории, принципы, нормы. Основные различия между ними

Четвертая составляющая способа творческой деятельности журналиста – профессионально-нравственные регуляторы поведения.

Существуют профессионально-этические стандарты в виде постулатов, которые излагаются в хартиях или кодексах профессиональной этики, принимаемых журналистскими сообществами. Если систематизировать современные профессионально-этические представления журналистской среды по направленности постулатов, заявляемых в кодексах, и степени их универсальности, они выстраиваются в три разноуровневые группы, которые и образуют в совокупности систему профессионально-этических регуляторов поведения. В соответствии с традициями отечественной этики эти группы представлений могут быть обозначены как категории, принципы и нормы.

Категории – положения наиболее фундаментальные. Они направлены на формирование моральных устоев деятельности, образующих основу профессиональной журналистской позиции.

Определяющей в данном ряду представлений является категория профессионального долга. Объективная сторона профессионального долга в любом случае есть отражение обязанностей, которые выпадают на долю представителей данной профессии в обществе. Субъективная сторона, связанная с личностным началом профессии, состоит в том, что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в данной профессиональной сфере.

В целом содержание профессионального долга журналиста достаточно полно описано в «Международных принципах журналистской этики», принятых еще в 1983 г. «Первейшая задача журналиста, – провозглашает этот документ, – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности». Здесь – сердцевина общей формулы профессионального долга, вбирающей в себя еще ряд важных обязанностей:

- заботиться о том, «чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире»;

- способствовать «общедоступности в работе средств массовой информации»;

- выступать «за всеобщие ценности гуманизма, прежде всего за мир, демократию, социальный прогресс, права человека и национальное освобождение»;

- «способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации, в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами».

Тесно связаны с категорией профессионального долга категории профессиональная ответственность и профессиональная совесть. Объективную основу содержания первой составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества и за которые общество вправе с профессионала спросить. Субъективная сторона профессиональной ответственности и складывается как осознание профессиональной общностью своей причастности к последствиям того, что она делает, допустимой степени риска и готовности, что называется, платить за риск. Это в полной мере относится и к журналистике.

В «Международных принципах журналистской этики» раздел «Социальная ответственность журналиста» звучит следующим образом: «В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журна­лист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответственен не только перед теми, кто контролирует средства массовой информации, но, прежде всего, перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием».

Существует категория «профессиональная совесть». Объективное начало профессиональной совести как раз в том и состоит, что эта категория отражает зависимость внутреннего состояния человека от оценки его профессионального поведения и результата деятельности – собственной и со стороны коллег. Критерием для такой оценки выступает отношение к профессиональному долгу. Субъективно складывающееся представление о том внутреннем комфорте или дискомфорте, который возникает вследствие этого обстоятельства.

Категория «профессиональное достоинство» восходит к таким объективно существующим обстоятельствам, как роль того или иного профессионального содружества в жизни общества и роль конкретной личности в жизни данного содружества. Отражение этой роли в сознании содружества, личности образует более или менее устойчивое представление о значимости профессии и собственной значимости, о необходимости соответствовать этой значимости каждым поступком. Поэтому профессиональное достоинство оказывается одним из существенных мотивов ответственного профессионального поведения.

Профессиональная честь – категория, в которой отражается объективно существующая зависимость между отношением общества к данной профессии и ее нравственным уровнем.

Творческое поведение журналиста направляется не только этическими регуляторами. Есть еще правосознание, отражающее постулаты права и законодательные документы, призванные регламентировать деятельность СМИ. Это тоже инструмент регулирования отношений журналистики и общества.

Второй «этаж» морального сознания профессиональной общности журналистов образуют представления, которые профессиональная этика обозначает как нравственные принципы поведения:

- соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость;

- соблюдать законы своей страны и международные правовые акты, обнаруживая уважение к демократическим институтам общества;

- соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности;

- выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.

Третий блок профессионально-этических представлений – нормы. Нормы есть выработанные в опыте профессии ориентиры, подталкивающие к таким вариантам поведения в процессе деятельности, которые позволяют в конкретных условиях с наибольшей вероятностью достигать оптимальных отношений и добиваться хорошего результата.

Систематизируя моральные нормы, бытующие в профессиональной журналистской среде в настоящее время, исследователи выявляют обычно основные линии нравственных отношений, в которые вступает журналист по ходу деятельности. Партнерами по общению для журналиста являются:

- те, у кого он получает сведения: источники информации;

- те, о ком пишет: герои публикаций, персонажи;

- те, с кем он вместе работает: коллеги;

- те, кому заказывает материалы и помогает их дорабатывать авторы;

- те, кому адресует свою продукцию: читатели, радиослушатели, телезрители – аудитория;

- те, с кем он взаимодействует в структурах общественной управления: представители власти.

В соответствии с этими линиями взаимодействия и формируются ряды этических норм, на которые ориентировано профессиональное поведение журналиста.

Отношения «журналист-аудитория»:

- всемерно защищать свободу прессы;

- уважать право людей знать правду;

- уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения;

- уважать моральные ценности и культурные стандарты в аудитории;

- укреплять доверие людей к СМИ.

Отношения «журналист – источники информации»:

- использовать при работе с источниками для получения сведений законные и достойные действия;

- уважать право лиц на отказ от предоставления сведений, не позволяя себе бестактность, давления, шантажа;

- указывать в материалах источники информации;

- сохранять профессиональную тайну относительно источника информации;

- соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность.

Отношения «журналист – герои»:

- уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания;

- уважать право человека на неприкосновенность частной жизни;

- не искажать в материале жизнь героя.

Отношения «журналист – коллеги»:

- уважать общность интересов и целей журналистского содружества;

- заботиться о престиже профессии;

- приходить на помощь коллегам;

- уважать нормативы служебных отношений;

- заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата;

- уважать право коллеги на мотивированный отказ от выполнения задания.

Отношения «журналист-власть»:

- проявлять уважение к власти;

- оказывать информационную поддержку властным структурам;

- отстаивать право журналистики на независимость от власти;

- отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

- разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах;

- заботиться о точности и доказательности критики властных структур.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал