Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медуза Горгона.






Горгонами были три сестры: Сфена (Сильная), Эвриала (Многоречивая) и Медуза(Владычествующая), дочери Форкида и Кето. Две сестры были бессмертны, Медуза же была смертной. По некоторым версиям Медуза была влюблена в Посейдона и не побоялась в храме Афины засвидетельствовать о своей страсти. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ, покрытых чешуей, со змеями вместо волос и огромными, торчащими изо рта, желтыми клыками, а ее взгляд, в убийственное оружие, которое превращало в камень все живое, что взглянет ей в глаза. Я же придерживаюсь немного другой версии. Посейдон, влюбленный в Медузу и потерявший разум, стремился овладеть ею. Медуза же, пытаясь найти себе защиту, пошла, молить о помощи самую справедливую богиню Афину. Придя в ее храм, Медуза молила о помощи, но Афина, обозленная и раздраженная, отказалась. Афина, обозленная невежественной по ее мнению просьбой, превратила Медузу и двух ее сестер в ужасных созданий, описанных мною ранее.

«Вместо волос у Горгоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У нее медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень» - Гесиод. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками. Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на своем имуществе. Многие считали, что это отпугнет любопытные глаза и спасет их имущество от кражи. Это логично, ведь в мифе о Медузе ее взгляд убивал все живое, превращая его в камень. Поэтому смертные люди, жившие в те времена и верующие в существование всего, что описывается в мифах, верили, что изображение такого существа, которое все живое превращает в камень, будет оберегать и их имущество от любопытных глаз, которые хотят украсть.

Жили три сестры на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Фробениус предполагал, что горгона является символом соединения противоположностей: льва и орла, птицы и змеи, мобильности и неподвижности, красивого и ужасного, порабощая тех, кто осмеливается взглянуть на нее. Замечу то, что горгоны драконоподобны в своём облике: крылья, клыки в пасти, когти на руках, на теле — практически непробиваемая чешуя, — всё это указывает, что горгоны проявлялись и в славянских сказаниях, как старая Змеиха славянских мифов. Олимпийцы ненавидели Медузу за то, что она была слишком горда и красива и могла создавать им большую конкуренцию, так же ее родители, Форкис (олицетворение моря у древних людей) и Кето, праматерь морских чудовищ, начиная с акул и заканчивая змеедевой Ехидной, являлись ненавистными врагами Олимпийцев. Конечно же, что дочери Форкиса и Кето станут, не менее призираемы, чем их родители. К тому же Медузу сопровождала ее красота и беспечность, которая и взбесила Афину и заставила ее превратить в подобное создание.

По моему мнению, Афина непросто так сделала глаза Медузы убийственным оружием. Если придерживаться той теории что и я, она была указана мною ранее, Афина отказав Медузе в помощи подвергла себя опасности. Если бы медуза смогла говорить с людьми и сказала бы им правду, люди бы не верили Афину и стали бы ее презирать. Поэтому, Афина сделав умный ход, превратила взгляд Медузы в убийственное оружие, которое превращает в камень все живое. Следовательно, у людей появляется страх перед Медузой и уж точно, никто не будет пытаться провести с ней диалог. Медуза изолирована от людей и лишена доверия с их стороны. Афина, понятное дело попытается избавиться от Медузы, которая может представлять ей угрозу. Конечно же, находится герой-Персей, который готов победить Медузу, порабощение Ада. Может я предалась и неправильному мнению, но я не назову Медузу жестокой тварью, которая убивает все живое. Я испытываю к ней жалость. Она красивая и беспечная горгона, подверженная зависти со стороны Олимпа и любовью со стороны Пасейдона, вынуждена расплачиваться за свою красоту. Красивых созданий всегда называли злобными тварями, которые готовы убить ради удовольствия. На примере медузы это видно. Красота преобладает с жестокостью, любовь со смертью, а смех со страданием.

Медуза произвела от Посейдона на свет Хрисаора и Пегаса, вышедших из головы медузы, когда Персей отрубил ее. После Персей положил отрубленную голову Медузы в сумку, которую подарила ему Афина, чтобы сила Горгоны не действовала. Когда Персей пошел в Эфиопию, ему пришлось трижды вынимать голову Медузы. Первый раз он высунул голову в пустыне и понес ее перед собой. Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. После Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил ему и отказал в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. В третий раз Персей вынул голову из сумки при встрече с Андромедой. Он кладет голову Медузы лицом вниз к папоротникам и водорослям, и взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы.

Глава 3.

Джованни Лоренцо Бернини. «Голова Медузы». Из собрания Капитолийских музеев (Рим, Италия)

Главное здание

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) - величайший гений XVII века. Скульптор, архитектор.

Скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова Медузы» (1630). Джовании выбрал основой своей скульптуры Медузу Горгону. Первоначально Горгона изображалась уродливым чудовищем, с вьющимися вокруг головы змеями, похожими на волосы, выпученными глазами, высунутым языком и торчащими изо рта клыками. Устрашающая внешность Медузы Горгоны внушала страх, и вызывать мгновенное окаменение и смерть, к чему приводил даже беглый взгляд на нее. Позже, в искусстве эпохи Возрождения, образ Медузы меняется, она превращается в прекрасное и необыкновенное создание, отважившееся соперничать с Афиной и ставшее ее жертвой.

Джованни Лоренцо Бернини изваял в полном смысле слова бюст-портрет самой прекрасной и смертной Горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения. «Игра ясна: плоть превращается в камень, волосы - в змей, счастье - в ужас, и эта трансформация окончательная, не оставляющая надежды. В поэме Джованни Батиста Марино Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в тот момент, когда с болью и тревогой она осознает свое превращение в мрамор и жестокая усмешка искажает ее черты». «В представлении Бернини Медуза - это рафинированная барочная метафора скульптуры, ее высоких достоинств, скульптуры, которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех, кто способен приходить в восторг от необычайной искусности его резца».

Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н.э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины – эгидой, на котором была изображена голова Горгоны. Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

 

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII—VII век до н.э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны – Стено и Эвриала – чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525 — 456 годы до н.э.) добавляет к ней еще несколько деталей. В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы – крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ

Медузы все время олицетворяли ужас, но в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар сделал некоторые поправки. Он говорил, что флейта была создана Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту Медузы, которая на протяжении многих столетий вдохновляла поэтов-романтиков и заставляла их изображать Медузу в своем искусстве. От Пиндара исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Овидий сделал красивую историю из мифов о Горгоне. «Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон – Грей – было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы – Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал