Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы морфем по месту в слове и функции.
Морф – конкретный представитель морфемы в слове, т.е. формальная ее разновидность. Морфы одной морфемы могут представлять ее по разному, выделяются: алломорфы (тождественные по значению морфемы) и варианты (обладающие тождеством значения, звуковой близостью и взаимозаменяемостью – тоб ой – тоб ою). Типы морфем: 1 – корневые. Обязательной морфемой каждого слова является корень. Корни, способные функционировать без словообразовательных аффиксов, называются свободными. Переписать. Корни, функционирующие только в соединении со словообразовательными аффиксами, называются связанными. Скудный, исследовать 2 – аффиксальные или служебные, префиксы (приставки – морфемы находящиеся перед корнем или перед другими приставками), суффиксы (морфемы, находящиеся после корня или после других суффиксов), постфиксы (морфемы, находящиеся после окончания слова - ся), окончания (флексия – морфема, выражающая грамматические св-ва слова, род, число, падеж у сущ. Флексия м\б только у изменяемых слов и она изменяет функцию словоизменения). Интерфикс – соединительные гласные. Унификс – это уникальный аффикс, часть слова, которая не повторяется в других словах. клей-стер (ср. клей), жен-их (ср. жена). Префиксоид – Корневая морфема, выступающая в функции приставки. (пол…, полу…) Аффиксоид – формализованные корневые морфемы, выполняющие роль аффиксов, но не переставшие осознаваться корневыми. Полусон (префиксоид полу-). Литературовед (суффиксоид -вед). Суффиксоид – аффиксоид, занимающий позицию суффикса. Литературовед - вед По степени употребляемости аффиксы делятся на регулярные и нерегулярные. Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, Морфемы по способу их передачи делятся на две группы: 1) материально выраженные 2) нулевые. Префикс и корень всегда материально выражены.
Функции аффиксов:
1 – словообразующая, служит для образования новых слов. суп – суповой; добить – добиться. 2 - формообразующая, служат для образования формы какого-либо слова. бежать – бежал (при помощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола) 3 – синкретическая, Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые одновременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: писать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид).
ДЕРИВАЦИЯ - семантические отношения между производной и производящей основой. Основы м\б производными и производящими. Производная – основа, к-я находится в деривационных отношениях с производящей, образовалась в СРЯ. Она мотивированна значением родственных слов. Кроме корня, она как правило имеет словообразовательные аффиксы (утюг - утюжить). У каждой производной основы есть производящая основа. Производящая – основа, с к-й соотносится по форме и по значению и от которой образуется производная основа (старый – старина - старинный). Базой для образования производных основ м\б не только отдельный слова, но и словосочетания, устойчивые и переменные (лес и степь - лесостепь). Одно и тоже производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами (безынициативный > без инициативы, безынициативный > инициативный). Словообразование СРЯ представляет собой систему и факторами это подтверждающими являются: слов.обр. цепь, гнездо, тип и парадигма. Словообразовательная цепочка – составляют родственные слова находящиеся в отношении словообразовательной мотивации на разных ступенях образования. Соль – солить – посолить. Гнездо – слова имеющие внешние сходства объединяются в гнезда. Запеть – запевать – запевала. Тип – структурно-семантическая схема производных слов, построенная на определенной модели и имеющих одинаковое словообразовательное значение.
|