![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ № 21. Словосочетание. Классификация словосочетаний по семантическим отношениям, по формальному способу связи, по степени спаянности компонентов, по составу.
Предметом синтаксиса явл-я слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение. Словосочетание (широкое понимание) – это соединение 2х или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Средства связи зависимого слова с главным в словосочетании: 1 – флексия и предлог – падать на землю 2 – предлог – спуститься в метро 3 – флексия как средство согласования – опавшие листья 4 – грамматические средства связи отсутствуют – прийти вовремя 5 – флексия как средство управления – листья дерева Узкое понимание (В.В.Виноградов) – это сложное именование, оно несет ту же функцию что и слово. Словосочетаниями НЕ ЯВЛЯЮТСЯ: - отношения между подлежащим и сказуемым – предикативные отношения - ряд однородных членов – сочинительные отношения - предложно – падежные формы существительных. - фразеологизмы Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти ВЧ (причастные, дееприч-е обороты). Полупредикативные слсоч-ия ( объединения слов, только внешне напоминающий слсочет-е: Дверь открывается водителю.). Типы слсоч-ий по характеру синтаксических (семантических) отношений: 1. Атрибутивные: предмет характеризуется со стороны, со всего внешнего или внутреннего качества, свойства: загородный дом, платье из бархата. Модель: субстантивное основа + слово его характеризующее (какой?) 2. Объектные – это отношения между действием и тем предметом на который оно направлено: писать стихи, любить ближнего. (вопросы косвенных падежей) Модель: слово с направленностью отношения + восполняющее отношение слово. 3. Обстоятельственные – это признак действия и состояния, характеризуется со стороны условий его проявления или со стороны его качества: очень быстро, вставать на рассвете. (Как? Куда? Откуда? Где?) Семантические разновидности обстоятельственных отношений: 1 – целевые – ссориться с целью уйти 2 – качественные – яростно ссориться 3 – количественные – дважды ссориться 4 – временные – ссориться по вечерам 5 – локальные – ссориться в трамвае 6 – причинные – ссориться из-за пустяка Модель: несубстантивное слово + слово его хар-ее. 4. Комплетивные отношения – отношения восполнения, при которых 1н компонент слсоч-ия яляется информативно недостаточным и обязательно требует смыслового восполнения другим: слыть чудаком, оказаться трусом. ТИПЫ СЛСОЧ-ИЙ ПО ЧАСТИРЕЧНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: По частиречной принадлежности главного слова слсоч-ия делятся на: 1. Именные, образуются всеми именными ЧР. Наиболее продуктивными являются субстантивные (с имененм сущ-м в роли главного компонента), они выражают атрибутивные, объектные, обстоятельственные, субъектные и комплитивные отношения. Формир-ся на основе согласования и примыкания. 2. Глагольные, имеют в качетсве главного компонента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, они выражают объектные, обстоятельственные и комплитивные отношения. Образуются на основе управления и примыкания. Это продуктивный тип слсоч-ий. По способу выражения зависимого компонента: - глагольно именные: бегать за покупками, чинить перья - глагольно инфинитивные: предложил проводить, пришел познакомиться - глагольно наречные: идти вперед, случайно взглянуть. 3. Наречные, образуются обстоятельственным и предикаивным наречием. По зависимому компоненту выделяются: - наречно -субстантивные: низко над землей - наречно – наречные: удивительно ярко - наречно – инфинитивные: надо писать. По структуре слсочетания делятся на: - простые (двухкомпонентные ). Простое слсоч-е состоит из 2х знаменательных слов или знаменательного слова и семантически нечленимого сочетания: я ркий свет, ребенок с ямочками на щеках. - сложные (многокомпонентные ). Состоит из 3х и более компонентов – с несколькими соподчиненными или последовательно подчиненными зависимыми компонентами: дарить цветы любимым, покупать старые книги; с компонентанми, которые осложнены однородными словоформами: тяжелые, холодные тучи; учите воспитывать детей. Признаки сложного словосочетания и отношения между его компонентами: 1 - включает цельное словосочетание со значением избирательности; объектное – каждого из нас записали. 2 – включает сочинительный ряд; объектное – стригли деревья и кусты. 3 – включает цельное словосочетание со значением совместности; объектное - брата с сестрой наказали. 4 –включает цельное слсочет. С главным словом, называющим часть тела; атрибутивное – футболист с темной кожей. 5 – включает цельное колличественно-именное словосочетание; атрибутивное – прыгун в два метра. Типы словосочетания по степени семантической спаянности компонента: 1. Членимые (свободные), словосочетания в которых каждый компонент явл-ся структуроно и семантически доступным для функционирования в роли отдельного ЧП. Пример: уезжать учиться, заставить учиться. 2. Нечленимые (связанные). Цельное словосочетание выполняет функцию только 1го ЧП. В них в виду семантической недостаточности стержневого компонента, смысловую нагрузку несет зависимый компонент: начал анализировать. Типы слсоч-ий по формальным способам связи компонентов: 1. Согласование – это употребление зависимого слова главному в общих для них грамматических значениях. Сильное согласование всегда обусловлено информативное недостаточностью главного слова: морской берег, хороший знакомый. Полное согласование – (сильное) совпадают все грамматические категории возможные у главного и зависимого слова: (ступени) серого гранита. Неполное согласование –(слабое) не все формы завис-го слова уподобляются формам главного слова: (девочка) в соломенной шляпе.
|