Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение общинно-родового строя. Понятие и признаки рода и племени.
Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть. Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально-полезных результатов. Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta – власть). Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества
. Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: 1. Общее собрание рода; 2. Совет старейшин (старейшина); 3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Черты власти родовой организации следующие:
1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода); 2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения; 3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества); 4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников; 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин " мононормы". " Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин " мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции. Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации. Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица. Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением. Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения. В отличие от праобщины родовая община была уже сформировавшимся, «готовым», по выражению Энгельса, человеческим обществом. В нем достигли наивысшего развития начала первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и спайка сородичей, причем, как об этом можно судить по этнографическим аналогиям, отношения родства осознавались как экономические отношения, а экономические отношения – как отношения родства. Тем самым признание родовых связей получило общественное значение, стало как бы основным конституирующим признаком пришедшего на смену праобщине нового производственного коллектива – родовой общины. Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. В основе управления родом уже лежала власть (общественная власть), которую возглавлял старейшина в роду, вождь – в племени, совет старейшин и совет союзов родов (т.к. есть племена однородные и неоднородные). Признаки первобытного рода: 1. Наличие общей территории проживания; 2. Наличие общего самосознания в виде названия рода, в виде мифов о его происхождении и в виде общих религиозных культов; 3. Господство брачного обычая – экзогамия (запрещение брачного общения внутри рода и предписание этого общения за его пределами). Имеет два варианта: Матрилинейная экзогамия и патрилинейная экзогамия; 4. Наследование родового имущества и родового имени происходит либо по отцовской, либо по материнской линии; 5. Для рода характерно наличие хозяйственной автономии, т.е. независимость от других родов. Это называется автаркия. Постепенно родовая община трансформировалась в более сложную социально-политическую организацию, которую принято называть племя. Племя - тип этнической общности и социальной организации первобытного общества. Признаки племени: 1. Наличие общеохраняемой территории; 2. Наличие органов племенного самоуправления, которых нет в родовой группе: народное собрание, выборный военный вождь, совет старейшин; 3. В отличие от рода, в племени доминирует эндогамия в брачных отношениях; 4. Племя имеет общий религиозный культ и самоназвание, отличающееся от родовых культов и названий, т.е. название племени и рода не может совпадать; 5. Наличие системы устных правовых отношений, которых обязаны придерживаться все члены племени.
Племя является продуктом эволюции родовой общины. Считается, племя возникло в эпоху неолита, а родовой строй сложился в эпоху палеолита. Это концепция С.П. Толстого, эту концепцию поддержал и другой советский ученый – Ефименко.
«Племя представляет собой совокупность двух и более родовых групп, связанных кровно-родственными, т.е. брачно-семейными отношениями».
Эти степени родства считаются как по отцовской линии, так и по материнской. Близкими считались первые 4 степени родства.
|