Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа и население Древнего Китая. Источники. Периодизация истории.
Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тысячелетии до нашей эры в среднем течении реки Хуанхэ. Климат этого региона последовательно изменялся от высоких температур к низким при понижении общего уровня влажности. В 4-2 тысячелетии до н.э. в районе среднего течения Хуанхэ водились носороги и слоны, тапиры. В поймах рек рос бамбук. В то время дожди шли с небольшими перерывами круглогодично. Мягкие почвы создавали благоприятные условия для земледелия. Поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, что было опасно. Разливы рек были непредсказуемыми. С середины 1 тысячелетия до н.э. стали широко распространяться железные орудия труда. Это позволило китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создало условия для более равномерного размещения населения и освоения территории современного северного Китая. На данный момент нет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолит. Есть предположения, что это были протосинотибетцы, вытеснившие и частично ассимилировавшие более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (2 тысячелетие до н.э) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в 1 тысячелетии до н э складывается древнекитайский этнос. Периодизация Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э. Источники историографии Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. э. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X—VII вв. до н. э. — чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. Изучение этих памятников позволило установить подлинность и достоверность ряда глав «Шаншу», текст которых обнаруживает стилистическое сходство с надписями на сосудах. Особое место среди источнив по древней истории Китая занимает «Шидзин» - свод песен в большинстве своем фальклорного происхождения. Он содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины 1 тысячелетия до н.э. Большую ценность представляют труды философов Китая 5-3 вв. до н.э. В 1 веке до н.э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» Сыма Цяня – всеобщая история страны с древнейших времен до 1 века до н.э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий – жизнеописания. «Ист. записки» состоят из 5 частей. Первые три носят биографический характер, описания жизни крупнейших представителей наследственной аристократии, исторических личностей, описание их важнейших деяний. Сыма Цянь также включил в свой труд «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии. Историографический метод Сыма Цяня использовал также Бань Гу (1 век до н.э.). Однако сочинение Бань Гу посвящено истории одной династии- Хань, точнее Западной Хань (206-25гг. до н.э.). Бань Гу является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». К их числу принадлежит в частности «История поздней династии Хань», написанная в начале 5 века и освящающая события 1-3 веков н.э. Особенностью династийных историй является то, что их писали только после пресечения династии. В 1921 шведский ученый Андерсен обнаружил в среднем течении Хуанхе следы неолитической культуры, которая была названа им Яншао. Проведенные в 1928 году раскопки, позволили получить представление об уровне производительных сил, социальной организации и материальной культуре Древнего Китая 14-11 века до н.э. Следи наибольших достижений китайской археологии последних лет следует отметить раскопки раннешанского города в Эрлитроу; находки большого количества чжоуских бронзовых сосудов с надписями на них. Открытие близ Чанша богатых погребений 3 века до н.э., в которых полностью сохранился комплект одежды, утвари, украшений и произведений искусства, а также многочисленные надписи на деревянных табличках и шелке. Для изучения китайского общества эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники (гадательные надписи 14-11 веков до н.э.). К III в. до н. э.—III в. н. э. относятся весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи (преимущественно на деревянных планках), среди которых представлены различные категории официальных документов (подворные списки, ведомости, купчие и т. д.).
|