![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущие внешнеэкономические партнеры России. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Ведущие внешнеэкономические партнеры: На евразийском пространстве, по оценкам Минэкономразвития, можно ставить и решать более амбициозные задачи. Особенно это касается роли России в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ. Таможенный союз, формируемый в настоящее время Россией, Казахстаном и Белоруссией, в дальнейшем будет расширен за счет вступления в него других государств Содружества. Сегодня правительство рассмотрит подготовленный Минэкономразвития проект Основных направлений внешнеэкономической политики России на период до 2020 года, Одна из главных задач – обеспечение лидирующих позиций России на евразийском пространстве. Документ предусматривает переориентацию во внешней торговле с государств Евросоюза на Индию и Китай, так как рынки этих стран развиваются динамичнее, чем рынок Евросоюза. По словам чиновника, во внешнеэкономических отношениях между Россией и Европой будет доминировать получение современных технологий и принципов управления бизнесом. Двусторонние внешнеэкономические отношения со странами СНГ будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратегическими партнерами России на пространстве СНГ являются Белоруссия, Казахстан и Украина. Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.После нормализации отношенийс Грузией восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами. Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии. Акцент в торгово-экономических отношениях с Францией будет сделан на реализации крупных проектов в высокотехнологичных областях (авиация и космос, транспорт, АПК, нанотехнологии, автомобилестроение). Получит дальнейшее развитие сотрудничество между российскими и французскими регионами. Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике. Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отношений будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка. Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу. Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников. Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничеств Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: Продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения; Расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования; Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности. Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут: Расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторожденийполезных ископаемых на территориях обеих стран; Сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики; Углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии; · Создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета. Соединенные Штаты Америки следует рассматривать в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений, что определяется лидирующей ролью США в мировой экономике и торговле, масштабами их научно-технического, инвестиционного и финансового потенциала. Они доминируют во многих международных и региональных экономических и финансовых институтах. Экономические и политические события, происходящие в США, заметно воздействуют на общее состояние мировой экономики. Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций. Канада. Приоритетными направлениями российско-канадского сотрудничества будут развитие проектов в сфере энергетики, в отдельных отраслях промышленности и сферы услуг, налаживание взаимодействия в реализации уникального транзитного потенциала обеих стран путем организации арктических морских и трансполярных авиационных маршрутов, которые могут стать кратчайшим связующим транспортным звеном между экономиками Северной Америки и Евразии. Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой. Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям: · Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.; · Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов; · Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники; · Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции; · Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации; · Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.
Основная цель внешнеэкономической политики в регионе – выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники. Основные направления взаимодействия: · Участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создание трубопроводной сети (Турция, Израиль, Иран, Алжир); · Создание на территории стран региона сборочных производств российской машиностроительной продукции и содействие развитию промышленной кооперации; · Сотрудничество в области атомной энергетики, обеспечение условий для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС (Турция, Египет, Алжир, Марокко, страны Персидского залива); · Создание транспортного коридора «Север-Юг», развитие железнодорожно-паромного маршрута по Каспийскому морю; · Участие в строительстве сети железных дорог (Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ, Алжир, Ливия). Африка, являясь быстроразвивающимся регионом, представляет стратегический интерес для российской экономики, в том числе как источник природных ресурсов, рынок для реализации инвестиционных проектов и рынок сбыта продукции машинно-технического экспорта. Спецификой Африки является также наличие большого числа беднейших стран, нуждающихся в оказании помощи развитию, в том числе в рамках глобальных инициатив («Группа восьми» и др.). Приоритетами внешнеэкономической стратегии в этом регионе являются: · Разведка недр, добыча, транспортировка нефти, обустройство и эксплуатация месторождений, приобретение газовых, нефтяных, урановых и бокситовых активов (Ангола, Нигерия, Судан, ЮАР, Намибия и др.); · Строительство энергетических объектов – гидроэлектростанций на реке Конго (Ангола, Замбия, Намибия, Экваториальная Гвинея) и АЭС (ЮАР, Нигерия); · Создание плавучих АЭС, обеспечение участия ЮАР в международном проекте создания центра обогащения ядерного топлива в России; · Строительство железных дорог (Нигерия, Гвинея, Ангола); · Создание российских торговых домов для продвижения и техобслуживания российской машинно-технической продукции (Нигерия, ЮАР). Как для регионов Ближнего и Среднего Востока, так и для Африки актуальна задача участия российских компаний в приватизации промышленных активов, в том числе созданных с технической помощью бывшего СССР (Иран, Турция, Марокко, Нигерия, Гвинея, Ангола).
99. Современные тенденции процесса модернизации нормативно-правовой базы государственной внешнеэкономической политики. Ряд актов был переиздан: - таможенный кодекс (2003) - закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003) - закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003) - ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003). Все эти реформы были связаны с решением войти в ВТО. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 1995 и 2003 Закон от 2003 года по-новому определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов РФ. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности названы: - защита прав и законных интересов участников ВЭД, а также прав и законных интересов российских производителей - равенства и недискриминации участников ВЭД - единство таможенной территории РФ - взаимность в отношении другого государства, групп - обеспечение выполнения обязательств по международным договорам - выбор мер госрегулирования ВЭД - основной пункт – гласность в разработке, принятии и применении мер госрегулирования ВЭД - обоснованность и объективность применения госрегулирования ВЭД - исключение неоправданного вмешательства государства в ВЭД и нанесение ущерба участникам ВЭД - обеспечение обороны страны и госбезопасности с точки зрения экономики - обеспечение обжалования - единство системы госрегулирования ВЭД - единство применения методов госрегулирования ВЭД на всей территории Закон четко разграничил полномочия между РФ и субъектами РФ (подробно см. №5) Кроме того ст. 12 гл. 4 четко установила методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (подробно см. № 3) Основные мероприятия закона: - кредитование участников ВЭД - функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов - организация выставок и ярмарок российских товаров, услуг и интеллектуальной собственности на мировые рынки. - проведение кампаний (в том числе и рекламных) по продвижению российских товаров и услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Новый закон в качестве специального вида внешнеторговой деятельности называет приграничную торговлю. Приграничная торговля осуществляется на основе международного договора РФ с сопредельным иностранным государством. Таможенный кодекс 1993 и 2003 подготовка новой редакции Т.к. Р.Ф. была продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли России, необходимостью обобщить накопленный опыт работы таможенной службы, преодолеть отставание законодательного регулирования таможенного дела в нашей стране от ушедшей вперед международной практики таможенного регулирования, направленной на упрощение и ускорение таможенного оформления в целях содействия нормальному ходу международной торговли, и обеспечить разумный баланс интересов государства и добросовестных предпринимателей-участников внешнеторговой деятельности. После принятия Т.К.в 1993 г. развитие правового регулирования таможенного дела происходило в основном путем издания нормативных правовых актов ГТК России, критическая масса которых превысила разумные пределы. Именно эти акты, а не законы определяли правила таможенного регулирования. Поэтому была поставлена цель заменить «массив» таких актов нормами прямого действия в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Однако отмечавшиеся громоздкость и запутанность отдельных положений, частые изменения в технологии таможенного регулирования в указанном «массиве» актов не единственный недостаток таможенного законодательства. В Кодексе 1993 года существовала определенная несбалансированность прав и обязанностей таможенных органов, с одной стороны, и законопослушных экспортеров и импортеров, с другой. В Кодексе не была отражена современная доктрина управления рисками в таможенном деле, которая заключается в том, что таможенные органы должны создавать условия для беспрепятственного перемещения товаров в международной торговле, одновременно обеспечивая безопасность такого перемещения через таможенную границу (с точки зрения предотвращения контрабанды и пропуска запрещенных товаров, типа наркотиков) и которая нашла закрепление в таможенном законодательстве многих стран. Но вместе с тем, таможенной службой после 1993 гг. был накоплен и значительный положительный опыт таможенного регулирования, который следовало отразить в Кодексе. Кроме того, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) выявили в известной мере нестыковку ряда положений российского таможенного законодательства с соглашениями ВТО, принципы и нормы которых представляют обобщение мировой практики регулирования международной торговли. Была выявлена и нестыковка и с таким международным договором, принятым в рамках Всемирной таможенной организации (Россия – ее член с 1992 г.), как Киотская конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция). Россия не присоединилась пока к этой Конвенции, но положения ее базируются на общепринятых в мире принципах и нормах таможенного регулирования и не могут быть проигнорированы. На исправление указанных недостатков и была нацелена работа по новой редакции Кодекса. Нововведения: - О таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности. - О нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности. - О соотношении назначения таможенной пошлины и налогов. - О принципах установления ставок таможенных пошлин. - О таможенном оформлении товаров и транспортных средств. - О правилах определения страны происхождения товара. - О складах временного хранения и таможенных складах. - О некоторых видах таможенных режимов. Таможенный кодекс Таможенного союза — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза. «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 и 2003 Валютный закон 2003 г. в большей степени, нежели старый закон 1992 г., предусматривает защиту прав субъектов валютных операций, определяя границы их обязанностей перед контролирующими органами. Резиденты и нерезиденты обязаны: - представлять органам и агентам документы и информацию - вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям Валютный контроль - форма государственного юридического (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей. Валютный закон 2003 г. исключает и оставшуюся норму гражданско-правовой ответственности (взыскание в доход государства всего полученного по недействительной сделке). Из нового Валютного закона разрешительный порядок осуществления валютных операций исключен. Действующий Валютный закон в редакции, вступившей в силу 18.06.2004, предусматривает еще в течение года выдачу разрешений для открытия юридическим лицам - резидентам счетов в банках за пределами РФ. Большее количество норм нового Закона связано с документами.. Валютный закон 2003 г. в отличие от Закона 1992 г. в системе валютного контроля предусматривает большую степень защиты интересов хозяйствующих субъектов. Вместе с тем июньскими (2004 г.) актами ЦБР установлено значительное количество документов по валютным операциям, представляемых в уполномоченный банк, после чего все валютные операции можно считать контролируемыми через систему учета. Как и ранее, новый Закон не регулирует порядок проверок резидентов и нерезидентов, отдав этот вопрос на откуп самим контролерам. Новый Валютный закон (как и старый), предоставляя валютным контролерам право проверки полноты и достоверности учета по валютным операциям, не дает толкования указанному термину. ФЗ «О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ» 2003 Цель закона: защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим, демпинговым или субсидируемым импортом в Россию. При чем, закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д. Введению какой либо меры при импорте товара должно предшествовать расследование, в ходе которого исследуется товар, его цена, объемы импорта и степень его влияния на соответствующую отрасль экономики. Принятие решения (решение о введении, о применении, о пересмотре или об отмене такой меры либо о ее неприменении) по результатам расследования осуществляется Правительством РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации доклада, который представлен органом, проводящим расследования, и содержит предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.
|