Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
Правовой формой, опосредующей указанные мероприятия, является реорганизация, которая представляет собой прекращение деятельности коммерческой организации с переходом прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК реорганизация может осуществляться в форме слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одной организации к другой, разделения одной организации на несколько новых, выделения из состава организации одной или нескольких новых организаций и преобразования, т. е. приобретения новой организационно-правовой формы. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она проводится по решению учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на принятие такого решения учредительными документами. Во втором случае решение о реорганизации принимается уполномоченным государственным органом, в т.ч. судом. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии монополистической деятельности антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке. В зависимости от формы реорганизации в ходе ее проведения составляется разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование). Указанные документы должны содержать сведения по всем обязательствам реорганизуемой коммерческой организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, и утверждаться учредителями (участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о реорганизации коммерческой организации. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности Ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т, е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК). Ликвидация, так же как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся: - истечение срока, на который создана коммерческая организация; -достижение цели, ради которой создана коммерческая организация; - признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. В последнем случае решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации принимается на основании вступившего в законную силу решения суда. Учредители (участники) либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными документами, обязаны обеспечить ее ликвидацию по указанным основаниям в срок, согласованный с регистрирующим органом. Если решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подп. 42.2 Положения о регистрации. Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление, как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидация коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования. Решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме вышеназванного, по следующим основаниям: 1) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством; 2) сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд; 3) наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправление коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков; 4) наличие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива; 5) уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
|