Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть третья






Выход за пределы обусловленного

Преображение смерти, бардо и нового рождения

Почему так важно начинать с практик стадии зарождения

После подробного обсуждения предварительных практик лама Дже Цонкапа объясняет основные, начиная с медитации, йоги этапа зарождения, или кьерима, первого из двух разделов ануттарайогатантры. Сами практики Шести йог Наропы относятся ко второй стадии — этапу завершения, или дзогриму.

На этапе кьерима мы учимся отождествлять себя с совершенно пробуждённым существом — буддой, или божеством-йидамом (см. главу 10). Интенсивно созерцая, мы развиваем живое и отчётливое представление о себе как об йидаме, а также обретаем его «божественное достоинство». Чтобы этого достичь, необходимо сперва практиковать очищение обычных представлений о смерти, промежуточном состоянии — бардо, а также новом рождении. Такое очищение является сутью этапа зарождения и достигается через созерцание трёх видов чистого восприятия, известных как три тела, или кайи, — дхармакайя (тело истины), самбхогакайя (тело наслаждения) и нирманакайя (явленное тело). Опыт смерти должен превратиться в дхармакайю, опыт промежуточного состояния — в самбхогакайю, а опыт нового рождения — в нирманакайю.

Кьеримовские практики очищения смерти, бардо и нового рождения выполняются на уровне простого воображения, а не реального переживания этих состояний. Думая: «Пришла пора переживания смерти. Четыре первоэлемента растворяются…», мы просто представляем себе этот процесс. А вот занимаясь йогой стадии дзогрима, мы силой концентрации действительно переживаем процессы умирания с растворением махабхут и прекращением деятельности рассудочного мышления всех видов.

Возникает естественный вопрос: если стадия зарождения практикуется только на уровне воображения, то зачем она вообще нам нужна? Лама Цонкапа даёт чёткий и исчерпывающий ответ, показывая, почему необходимо осуществить стадию зарождения, прежде чем переходить к практикам дзогрима. Некоторые тибетские ламы утверждают, что кьеримовская практика созерцания йидама не только не нужна, но может даже стать препятствием для дзогрима. В своём комментарии Цонкапа объясняет это ошибочное мнение укоренившимся в Тибете заблуждением, согласно которому кьерим нужен, чтобы снискать исключительно мирские сверхспособности, а потому необязателен для обретения высшего духовного состояния.

Лама Цонкапа пишет, что все традиции, восходящие к Марпе, придерживаются единого мнения о необходимости кьерима в качестве первого шага обучения. Для подтверждения своего тезиса он цитирует отрывок из текста Миларепы: «Сперва вы должны пройти йогу кьерима, чтобы отсечь грубые видения смерти, бардо и нового рождения». Многие великие учители прошлого соглашаются с тем, что кьерим должен быть завершён наравне с дзогримом. Выражая собственное мнение, лама Цонкапа заявляет, что надлежащей основой для успеха в дзогриме является йога кьерима, а в качестве подготовительной практики для этапа завершения йогины должны обрести способность устойчивого созерцания себя в теле йидама.

Кроме того, в целом практика йоги зарождения должна иметь три качества, или вкуса: все живые существа проявляются в виде божеств, всё происходящее неотделимо от мудрости недвойственности, а все ощущения имеют природу великого блаженства. Реализация йоги кьерима — это высокое духовное достижение, имеющее два уровня: грубый и тонкий. На грубом уровне вы способны построить отчётливый мысленный образ вселенской мандалы со всевозможными божествами, небесным дворцом и обстановкой вокруг него. На уровне тонкой реализации вы обретаете неколебимое состояние самадхи и можете отчётливо созерцать всю мандалу в миниатюре на протяжении нескольких часов.

И всё же, даже не достигнув ещё тонкого уровня кьерима, мы можем приступить к практикам этапа завершения вроде Шести йог Наропы. И не смейте думать, что такой скачок вам не по силам. «Как-то боязно. Нет, уж лучше я буду размышлять о ценности рождения человеком до конца своих дней». Гоните от себя такие упаднические мысли. Лама Цонкапа — да разве только он один! — овладел искусством практиковать стадии зарождения и завершения параллельно. В биографии Цонкапы говорится, что он чередовал занятия кьеримом и дзогримом в течение дня. Такой правильный подход очень способствует быстрому обретению духовных достижений. Это объясняется тем, что кьерим и дзогрим поддерживают и дополняют друг друга. Бывает так, что йога одного из этапов, скажем кьерима, идёт тяжело, а дзогрим вдруг по какой-то причине становится близким и понятным, просто-таки задушу берёт. Когда вы практикуете обе стадии одновременно, вы поистине пробуете блаженство на вкус.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал