Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лейбниц






Возрождение. Натур.философия.

Философия Возрождения - направление в европейской философии XV—XVI вв. Характеризуется неприятием официальной католическойрелигиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современныхестественных наук. Антропоцентризм - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Джордано Бруно - итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах».Мишель Монтень, Николай Кузанский, Франческо Петрарка, Колюччо Салютати, Георгий Гемист. Натурфилосо́ фия (от лат. natura — природа) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.

Возрождение. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутритечения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерияистины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Социальная утопия – это ложная теория, которая призывает к регрессу социальной структуры, к насильственной отмене великих социальных изобретений. «место, которого нет». Утописты предлагали отменить различные социальные организации и формы социального конфликта и контроля – правительство, государство, бюрократию, правоохранительные органы, армию, частную собственность, религию и церковь, семью, а также войну и рынок.

Мор «Утопия» роман, произведение социалистической мысли. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть - критика современных ему общественно-политических порядков. Во второй части во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов. Прежде всего, в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство, демократия, денги только для торговли заграницей.

КампанеллаГород Солнца. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненныхМетафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны, строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми.

Общее понятие философии французского Просвещения Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое; атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века». Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической

Методология - это учение о методах, принципы, подходы к познанию и преобразованию мира, совокупность приемов исследования в любой науке. Методология является специальной формой рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки.

В противовеса механистической методологии, механистических трактовавших пути и способы познания, Была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Галилей (15 февраля 1564 - 8 января 1642) - выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основатель классической механики, физик, астроном, математик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Сын музыканта Винченцо Галилея. Галилео Галилей был основоположником экспериментально-математического метода изучения природы. Он оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира. Его исследования кардинально повлияли на развитие научной мысли. Именно от него берет начало физика как наука. Важнейшим вкладом Галилео Галилея в науку была сознательная и последовательная замена пассивного наблюдения активным экспериментом. Результатами этих экспериментов стали сделанные ученым научные открытия. Первым серьезным изобретением Галилея были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов (1586); определил удельный вес воздуха. Изобрел термоскоп, являющийся прообразом термометра. Выдвинул идею применения маятника в часах. Проводил физические исследования посвящены также гидростатике, прочности материалов. В основе мировоззрения Галилея лежит признание им объективного существования мира, бесконечного и вечного, при этом Галилей предполагал божественную первопричину. В природе, по Галилеем, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда истинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, за Галилеем, - наблюдение, а основа науки - опыт. Галилей утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отстраненных рассуждений, а «... изучать великую книгу природы, что и является настоящим предметом философии».

Развивая в гносеологии идею безграничности «экстенсивного» познания природы, Галилей предполагал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. " интенсивного" познания. В изучении природы Галилей выделял два основных метода познания: суть первого заключалась в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленному эксперимента, с помощью которого исследователь словно ставит природе вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Галилей назвал резолютивным, он есть, собственно, методом анализа, расчленения природы, т.е. аналитическим. Другим важнейшим методом познания Галилей признавал композитивным, т.е. синтетический. Он с помощью ряда дедуктивных суждений проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Галилей считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгий количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Исаак Ньютон - выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики. Математические начала натуральной философии (1684-1686)

История создания этого труда, знаменитого в истории науки наряду с «Началами» Евклида, начинается в 1682, когда прохождение кометы Галлея вызвало подъем интереса к небесной механике. Эдмонд Галлей пытался уговорить Ньютона опубликовать его «общую теорию движения», о которой уже давно ходили слухи в ученом сообществе. Ньютон отказался. Он вообще неохотно отвлекался от своих исследований ради мешкотно дела издание научных трудов.

В августе 1684 Галлей приехал в Кембридж и рассказал Ньютону, что они с Реном и Гуком обсуждали, как из формулы закона тяготения вывести эллиптичность орбиты планет, но не знали, как подступиться к решению. Ньютон сообщил, что у него уже есть такое доказательство, и в ноябре направил Галлею готова рукопись. Тот сразу оценил значение результата и метода, немедленно вновь посетил Ньютона и на этот раз сумел уговорить его опубликовать свои открытия. 10 декабря 1684 в протоколах Королевского общества появился исторический запись:

Господин Галлей... недавно видел в Кембридже м-ра Ньютона, и тот показал ему интересен трактат «De motu» [О движении].

По желанию п. Галлея, Ньютон обещал послать упомянутый трактат в Общество.

Работа над книгой шла в 1684-1686 годах. По воспоминаниям Гемфри Ньютона, родственника ученого и его помощника в эти годы, сначала Ньютон писал «Начала» в перерывах между опытами по алхимии, которым уделял основное внимание, потом постепенно увлекся и с воодушевлением посвятил себя работе над главной книгой своей жизни. Публикацию предполагалось осуществить на средства Королевского общества, но в начале 1686 Общество выдало трактат по истории рыб, который не имел спроса, и тем самым истощило свой бюджет. Тогда Галлей объявил, что он берет расходы по изданию на себя. Общество с благодарностью приняло эту великодушное предложение и в качестве частичной компенсации бесплатно предоставила Галлею 50 экземпляров трактата по истории рыб.

Труд Ньютона - возможно, по аналогии с «Началами философии Декарта (1644) - получила название«Математические начала натуральной философии»(лат. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica), т.е., современным языком, «Математические основы физики».

28 апреля 1686 первый том «Математических начал» был представлен Королевскому обществу. Все три тома, после некоторого авторского исправления, вышедшие в 1687 году. Тираж (около 300 экземпляров) был распродан за 4 года - для того времени очень быстро. Два экземпляра этого редчайшего издания хранятся в России, один из них Королевское общество в годы войны (1943) подарило Академии наук СССР на празднование 300-летнего юбилея Ньютона. Как физическое, так и математический уровень труда Ньютона совершенно несопоставимые с работами его предшественников. В нем отсутствует аристотелева или декартова метафизика, с ее туманными рассуждениями и неясно сформулированными, часто надуманными «первопричинами» природных явлений. Ньютон, например, не провозглашает, что в природе действует закон тяготения, он строго доказывает этот факт, исходя из наблюдаемой картины движения планет и их спутников. Метод Ньютона - это создание модели явления, «не выдумывая гипотез», а потом уже, если данных достаточно, поиск его причин. Такой подход, начало которому было положено Галилеем, означал конец старой физики. Качественное описание природы уступил место количественном - значительную часть книги занимают расчеты, чертежи и таблицы.

В своей книге Ньютон понятно определил базовые понятия механики, причем ввел несколько новых, включая такие важнейшие физические величины, как масса, внешняя сила и количество движения. Сформулированы три закона механики. Приводится строгий вывод из закона притяжения всех трех законов Кеплера. Описаны и неизвестные Кеплеру гиперболические и параболические орбиты небесных тел.

Слабым местом теории тяготения Ньютона, по мнению многих ученых, было отсутствие объяснения природы этой силы. Ньютон изложил только математический аппарат, оставив открытыми вопросы о причине тяготения и его материального носителя. Для научной общественности, воспитанной на философии Декарта, это был необычный и дерзкий подход, и только триумфальный успех небесной механики в XVIII веке заставил физиков временно примириться с ньютоновской теорией. Физические основы тяготения прояснились только спустя более чем два века, с появлением Общей теории относительности.

Математический аппарат и общую структуру книги Ньютон построил максимально близкими к тогдашнему стандарта научной строгости - «Начал» Евклида. Математический анализ он сознательно почти нигде не использовал - применение новых, непривычных методов поставило бы под угрозу доверие к изложенных результатов. Эти соображения, однако, обесценили ньютоновских метод изложения для следующих поколений читателей. Книга Ньютона была первой работой с новой физики и одновременно одним из последних серьезных работ, использующих старые методы математического исследования. Все последователи Ньютона уже использовали созданные им мощные методы математического анализа. Крупнейшими непосредственными продолжателями дела Ньютона стали Д'Аламбер, Эйлер, Лаплас, Клеро и Лагранж.

При жизни автора книга выдержала три издания. Слава Ньютона становится всемирной.

Бекон

Создание новой науки и философии, считал Бэкон, возможно только после осознания причину ведущие к ошибкам. Главный недостаток он видит в применении традиционных форм мышления, основанные на логической науке Аристотеля, распространенном среди европейцев христианством. Такая логика создает своих идолов (распространенные ошибки). Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Идолов рода и пещеры он признает врожденными, такими, которые вытекают из естественных свойств души, тогда как идолы рынка и театра есть приобретенными в интеллектуальном развитии человека. Идолы рода кроются в самих ощущениях человека. Все чувственные восприятия, мысли относятся к свойствам человека, а не к действительности. Человек как кривое зеркало смешивает свою природу и природу вещей, не выделяя их четко. Преодоление недостатков человеческой природы заключается в последовательном соблюдении правил новой индуктивной логики, предложенная Ф. Бэкон. Главное из этих правил заключается в постоянной эмпирической проверке представлений человека: отвечают наши представления действительности или ни.Идолы пещеры - это личные недостатки конкретного человека, причина которых может быть различной: плохое воспитание, психическая неуравновешенность, собственные предпочтения, собственные предубеждения и т.д. Если идолы рода является обусловленными общим для всех людей природе - создавать суждение по аналогии с собственными способностями, то идолы пещеры обусловлены индивидуальной природой человека, присущие только соответствующим группам, индивидамИдолы площади - препятствия, которые возникают вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены, не выходя из сущности вещей, а на основе случайного впечатления от встречи с предметом.Идолы театра - препятствия, которые рождаются среди ученых по причине некритического усвоения ошибочного мнения. Идолы театра не свойственны человеку от рождения, они возникают вследствие подчинения ума ложным уявленням.Використання дедуктивного метода (дедуктивной формы построения мысли) часто приводит к случаям, когда незначительная ошибка в общем суждении, при создании определения свойств единичного, становится решающей в представлении человека. Поэтому мышления от общего к особенного и единичного, согласно заключению Ф. Бэкона, нельзя признать четким в научном познании. Знание различных препятствий, возникающих при исследовании природы, предотвращает возникновение некоторых ошибок. Однако это знание лишь негативное, а не положительное, такое, что направляет пизнання.Вивчаючы историю науки, Бэкон пришел к выводу, что существует два пути исследования: метод догматический (дедуктивный) и метод эмпирический (индуктивный) Именно эмпиризм позволяет освободить познание от суб ' объективизма догматики, делает познание положительным, независимым от воображения. Ученый, который руководствуется индукцией, подчиняет свою субъективность свойствам действительности, поэтому имеет знания, которые не зависят от личных предпочтений, авторитета и других идолов познания. Объективное знание природы провозглашается идеалом науки. Однако и чистый эмпиризм не позволяет пойти дальше фактов, явления к познанию сущности. Поэтому нужна интеллектуальная переработка эмпирического материала.

Декарт

Основоположником рационализма считают французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650 гг.). Систематическое изложение своего учения он дает в таких известных произведениях, как «Начала философии», «Метафизические размышления», «Рассуждения о методе». В отличие от индуктивной методологии Ф.Бэкона, Декарт начинает с самых общих положений метафизики, от них продвигается к более частным положениям физики, доходя затем до конкретных наук, доставляющих людям нужные им плоды. Методу эмпирической индукции он противопоставляет свой метод рационалистической дедукции. Вот его основные правила: исходить в своих рассуждениях только из ясных, не вызывающих никаких сомнений в их истинности положений; разделять каждую сложную проблему на составляющие ее части; переходить по порядку от познания предметов самых простых к познанию более сложных; не делать никаких пропусков в процессе логического хода мыслей. Таким образом, суть метода рационалистической дедукции Декарта состоит в том, чтобы расчленить, упростить, свести сложное к простому и затем, восходя ступень за ступенью, придти к познанию сложного. Декарта интересует вопрос, возможны ли интуитивно достоверные основоположения, которые устояли бы против любого сомнения. И Декарт обосновывает так называемое картезианское сомнение. Он решает сомневаться во всем. Декарт произносит свои знаменитые слова: «Я мыслю, следовательно, существую». Этот факт является абсолютно неопровержимой истиной, служащей исходной интуицией, благодаря которой возможно развернуть всю цепь ме-тафизических рассуждений. Возникает вопрос, почему тезис «Я мыслю, следовательно, существуют является очевидным? - Потому что он ясен, отвечает Декарт. По его мнению, все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Из тезиса - «Я мыслю, следовательно, существую» следует, что Я - вещь, которая мыслит, другими словами, Я - это субстанция, сущность которой состоит только в мышлении. Мыслящая субстанция открыта нам непосредственно и потому легко познаваема. Телесные же наши качества и качества внешнего мира доступны нам лишь чувственно и могут быть осмыслены лишь как более или менее вероятные. Сделать существование внешнего мира совершенно достоверным можно, только убедившись в существовании Бога, который для Декарта выступает гарантом истинного позна-ния. Таким образом, в картезианской метафизике Бог выступает как первичная и бесконечная духовная субстанция. Духовная субстанция является предметом изучения метафизики, а материальная - физики. Духовная субстанция не сводима к материальной и, наоборот. Декарт был убежден, что предмет, обладающий мышлением как свойством есть нематериальный предмет. Словом, материя не может мыслить. На этом дуализме субстанций основывались два важ-нейших учения - материалистическая физика и идеалистическая психология. Производной и конечной субстанцией, по Декарту, является душа, обладающая врожденными идеями; они изначально присущи ей, а не приобретены в опыте. К врожденным идеям Декарт относил прежде всего идею Бога, а люке математические и другие научные идеи.

Томас Гоббс — английский философ-материалист, автор теории общественного договора..

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Гоббс - один из основателей " договорной" теории происхождения государства.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Был представителем социальных физиков (направление в истории).

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.

Джон Локк — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. Основной дидактический принцип: в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются: ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Бенедикт Спиноза - голландский философ, по происхождению из португальских евреев, один из известнейших пантеистов. Развил учение о единой, неисчерпаемую, бесконечную субстанцию, с безграничным количеством атрибутов: людям известны только два атрибута протяженность и мышление; есть эта субстанция является причиной самой себя. В понимании Спинозы в субстанции сливаются в единое целое свобода и необходимость («свободная необходимость»). Бог (субстанция) свободен, ибо все, что Он делает, исходит из Его собственной необходимости. В природе же царит детерминизм, т.е. закономерная необходимость. Человек, будучи частью природы, представляет собой модус особого вида, поскольку обладает мышлением. В модусов же вообще свобода отсутствует и налицо абсолютная необходимость в смысле принуждения их извне. К тому же, человек-модус испытывает порой мучительную форму принуждения со стороны других лиц - как духовную, так и физическую.

Модус-человек не может согласиться с отсутствием свободы и стремится ее приобрести, помня, что повсюду царит общая необходимость. Эта задача решается Спинозой на путях поиска условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. Поэтому и размеры реальной свободы определяются степенью разумного познания общей внешней необходимости.

Весь мировой процесс, таким образом, осуществляется в силу абсолютной внешней необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человеческая воля в этом отношении ограничено. Спиноза усиленно подчеркивает абсолютность внешней детерминации человеческой жизни и строит этику как вариант механики действия сил, влияющих извне на субъекты нравственного поведения. Отсюда следует, что человек - это духовный автомат. Чувствуя себя свободным в своих мыслях, решениях и действиях, он в действительности глубоко заблуждается, поскольку над ним постоянно царит общая необходимость.

Лейбниц

Ядром философской концепции Лейбница является учение о " монады" - монадология. Монада рассматривается как простая неделимая духовная

субстанция бытия. Опираясь на известные из античной философии доказательства, Лейбниц отрицает возможность существования единой субстанции, о которой учил Спиноза. Лейбниц утверждает, что понятие единой субстанции отрицает возможность существования движения, изменчивости бытия. Поэтому он обращается к бесконечного множества субстанций - монад. Монада - самодостаточная единица бытия, способная к активности, самодвижения, деятельности. Монада - это простая

субстанция. Сложная субстанция всегда зависима от простых, а потому

сложное образование вообще нельзя признать субстанцией. Поэтому монады не изменяются под влиянием других монад, каждая из них является самодостаточной, а значит представляет собой самодостаточный мир, нерушимую гармонию, которая является сильнейшей в мире. Как самые совершенные гармоничные движения, монады и

между собой имеют единое отношение - " гармонию". В случае, когда в мире существует две одинаковых монады, следует признать, что они будут тождественными. Таким образом, монады различаются по своим качествам. Монады имеют три главные разновидности по степени своего развития. Низшая форма характеризуется " перцепцией" (духовно пассивной способностью восприятия). Высшие монады способны иметь чутье и четкие представления. Их Лейбниц называет " монадами-душами". Монады высшей степени способны к " апперцепция" (сознания) и их называют " монадами-духами". Монады не имеют пространственных (физических) свойств, поэтому они чувственно не данные. Дано

только разуму. Чувственно данные тела являются комбинациями монад, которые отличаются тем, из которых монад они состоят. Человек олицетворяет собой такую совокупность монад, в которой ведущую роль играют монады, которые способны осознавать. Объединение монад является неслучайным, оно определено " предусмотренного гармонией", которая проявляется в самоизменения монад согласованно с другими монадами. Причины изменения монад могут быть внешними и внутренними. Каждая из монад содержит в себе как прошлое, так и будущее.

Предусмотренного гармония позволяет стать имеющимися всем качествам, которые имеются в каждой из монад в невыявленные форме. Процесс познания, таким образом, Лейбниц рассматривает как развитие способности к созданию и осознание идей. Он отрицает существование врожденных идей, человек с рождения имеет только некоторые врожденные принципы (инстинкты). Чувственное познание им рассматривается как низшая ступень рационального познания. Известно выражение " Нет ничего в уме, не прошло раньше через чувства" Лейбниц дополняет положением - " кроме произведений самого разума". Разум открывает существенное, необходимое, а чутье - случайное, эмпирическое. Поэтому и истины бывают разными: эмпирические - истины факта; умственные - истины теории. К истинам разума Лейбниц относит основные положения математики и логики.

Математику и логику Лейбниц рассматривает как главные науки ума,

сообщают человеку о мире, не дан чувственно. Это науки о " все

возможные миры " (в отличие от философии, которая определяется им как наука о действительный мир).

Джордж Беркли - влиятельный ирландский философ, известный своими работами о субъективном идеализме, суммированный в его книге «Быть это чувствовать» (лат. «Esse est percipi»). Теория Беркли утверждает, что индивидуумы могут лишь непосредственно знать ощущения и идеи объектов, - а не абстракции, такие, как: «вещество».

Субъективный идеализм исходит из признания, что первичным и реально существующим есть только наши ощущения, наше «я», а все то, что окружает нас, является лишь продуктом, комплексом наших ощущений. Субъективно-идеалистические взгляды могут привести к солипсизма, т.е. признание существования только своего «я». Система субъективного идеализма наиболее полно была изложена в XVIII в. в философии английского епископа Дж. Беркли. В форме скептицизма и агноцистизму субъективный идеализм разрабатывали английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант. Известным представителем субъективного идеализма был И. Фихте. В Украине субъективный идеализм пропагандировали П. Юркевич и другие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал