Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совершенный человек как цель народного воспитания.
Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу». Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его). 20. Понятие «этнос» и его сущность. Этнос —особый исторический тип социальной группы коллективного существования людей. Он составляет индивидуальность, неповторимость народа, отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественно-историческим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства, где находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы. Этнос — одно из центральных понятие в науке о культуре. Однако в современной культурологической науке не существует единого определения, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Введение в научный оборот термина «этнос» обусловлено, прежде всего, многозначностью слова «народ», употребляющаяся в значении различных социальных образований (население государства, поселенческая группа, толпа и т. д.). Применение термина «этнос», позволяя избежать многозначности слова «народ», дает нам возможность узнать выражения того значения слова, которое оно имеет, когда речь идет о, например, народах мира, о племенах, народностях, нациях. Если мы употребляем словосочетание «российский народ», то, естественно, имеем в виду общность людей, которые считают себя россиянами и по многим признакам отличаются от других подобных исторически развивающихся общностей.
Вопросы семейного воспитания в поэтическом наследии Абая. Мыслитель-гуманист, просветитель, поэт и учитель казахской молодежи Абай Кунанбаев в своем творчестве, являющемся своеобразной энциклопедией казахской жизни, с невероятной смелостью и критической остротой охватывает все стороны духовной жизни и душевных переживаний казахов второй половины 19, начала 20 века. Сегодня, когда важно дать не только хорошее образование школьнику, но и воспитать достойного гражданина страны, как никогда актуален принцип великого казахского просветителя Абая Кунанбаева «Адам бол!». Духовно-нравственная основа самопознания в поэтическом наследии Абая реализуется в понятиях добра, справедливости, разума, трудолюбия и других положительных качествах личности. Высказывание Абая «...сознание человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке» наводит на мысль, что он был твердо убежден в том, что образование и воспитание являются определяющими факторами в формировании сознания и самопознания и именно они предопределяли их рост и развитие. Хотя Абай Кунанбаев, как и Чокан Валиханов, не оставил специальных педагогических трудов, но в его художественном творчестве и просветительской деятельности отражены основополагающие общечеловеческие идеалы, ценности и установки духовно-нравственного воспитания молодежи. Главными средствами такого воспитания Абай считает труд и просвещение народа через сближение его с общечеловеческой культурой. 22. М.Жумабаев – автор первого учебного пособия «Педагогика». ЖУМАБАЕВ МАГЖАН ( 1893-1938) Замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог-просветитель. В 1922 г. в Оренбурге им разработана первая теоретическая работа по педагогике на казахском языке – «Педагогика», положившая начало формированию национальной педагогической науки и являющейся единственным и уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней. Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса, Жумабаев, как педагог-практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания его в национальной школе. Развитием идей, положенных в основу «Педагогики», явилась вышедшая в 1923 г. «Родная речь в начальной школе». Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: * Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование. * Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций». * Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя. * Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку. «Основой национальной школы является родной язык. Каждая нация создает для себя свойственную ей школу. Поэтому национальный язык в казахской школе должен быть родным».
|