Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запись 7
Что такое определение? Это раскрытие словами содержания чего-либо. Формулировка, объясняющая что есть что или кто есть кто. Одним словом, объяснение. Определения могут быть весьма разнообразными. Самые простейшие — указание и название (имя). Скажем, чтобы определить меня, Петра Петровича Петрова, иной раз вполне достаточно показать на меня пальцем5 и сказать: " Вот он! " (указание). Или назвать меня по имени или фамилии. Более сложны определения генетические, которые указывают на происхождение определяемого объекта. (" Петр Петров — сын Петра Петрова"). Семантическое определение отражает смысловое значение слова или выражения, обозначающего все тот же объект (" Словами " Петр Петров" именуют одного из лучших в мире газетчиков"). Есть также определение через ближайший род и видовое различие. Оно было известно еще древним грекам за 400 лет до нашей эры. Применительно ко мне это определение может быть сформулировано, например, следующим образом: " Это самый лучший представитель рода Петровых". Ближайший род назван, а " самый лучший представитель" и есть видовое различие. Одно из распространенных определений — через противоположность. Ко мне неприменимо. К другим может применяться (" Лентяй есть несостоявшийся труженик", " Двоечник — начинающий отличник" и т.п.). Более полным определением является дефиниция — предложение, которое раскрывает сущность, важнейшие свойства и связи предмета. Скажем, так: " Петр Петров — вымышленный персонаж, придуманный автором учебного пособия для того, чтобы легче было объяснять школьникам технологию подготовки газетной информации, который, однако, не захотел оставаться вымышленным персонажем и, вступив в прямой конфликт с автором, сумел материализоваться и стал действовать совершенно самостоятельно, как взаправдашний школьник". Наконец, самым полным определением какого-либо предмета является его полное содержание. Применительно ко мне — это вся моя биография с момента рождения до настоящего времени, расписанная по годам, месяцам, неделям, дням, часам и минутам. 1 Петя имеет в виду не великого русского поэта, а его однофамильца, с которым учится в одном классе. 2 По мнению некоторых учителей, хорошо знающих этих приятелей, к данному перечню можно добавить: разгильдяи, безобразники, хиппи, бездельники, лентяи, черти полосатые. 3 Позже Петя мне объяснил, как появилась эта запись. Однажды ему сказали, что один редактор выкидывает в корзину заметку, если в ней нет обобщения. А что такое обобщение, Петя не знал. Тогда он привлек на помощь словари и попытался самостоятельно разобраться. Он поступил правильно. Каждый газетчик должен уметь обобщать. Ведь обобщения повышают познавательную ценность информации. Газетчик, обобщая факты, выявляет новые связи, которые не всегда улавливаются другими людьми. 4 Есть немало и других стандартных ошибок при умозаключениях. Как-то в школьной столовой Петя Петров рассуждал о пихтиарах. Он высказал своей однокласснице мысль, что если мы знаем что-то о пихтиарах, то и пихтиары что-то знают онас. А на ее возражения ответил математическими исчислениями: если а=Ь, то Ь=а. И добавил: а — это мы, Ь — пихтиары. На что тут же получил вопрос: " Там, где есть деревья, есть вода. Есть ли деревья там, где есть вода? " — " Безусловно! " — ответил Петя не задумываясь и тут же был посрамлен. Одноклассница протянула ему стакан воды: в нем не было деревьев! 5 Неприлично показывать пальцем на человека.
31. Анализ и синтез:
|