Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Добыча, захваченная у хавазинитов, и история ее раздела
Потом Посланник Аллаха ушел из ат-Таифа и направился в Духну. Вместе с находившимися при нем людьми остановился в аль-Джуаране. Там было множество пленных из племен Хавазин. Один из сподвижников в день ухода от сакифитов сказал ему: «О Посланник Аллаха! Заклинай ты их!» Пророк произнес: «О Боже! Наставь сакифитов на путь истинный и приведи их ко мне!» В аль-Джуаране к нему пришла делегация хавазинитов. У Пророка пленных хавазинитов было шесть тысяч детей и женщин, а верблюдов и овец было бесчисленное множество. Рассказал мне Амр ибн Шуайб со слов отца своего, со слов своего деда Абдаллаха ибн Амра, что послы хавазинитов пришли к Пророку, уже приняв ислам, и сказали: «О Посланник Аллаха! Мы — род и племя. На нас обрушилось несчастье, о котором тебе известно. Окажи нам такую же милость, какую оказал тебе Аллах! (т. е. вернуть людей и имущество без выкупа)». Один из хавазинитов из рода Бану Саад ибн Бакр по имени Зухайр, по прозвищу Абу Сурад встал и сказал: «О Посланник Аллаха! В загонах — твои тетки по матери и отцу, твои кормилицы, опекавшие тебя. Если бы мы вскормили аль-Харса ибн Абу Шамара или ан-Нуамана ибн аль-Мунзира и он увел бы то, что ты увел от нас, мы бы надеялись на его благосклонность и его хорошее отношение к нам. Но ведь ты самый лучший из подопечных». Пророк спросил: «Что вам дороже: ваши дети и жены или ваше имущество?» Ответили: «О Посланник Аллаха! Ты заставил нас выбирать между нашим имуществом и родными — верни нам наших женщин и детей, ибо они нам дороже». Пророк сказал им: «То, что принадлежит мне и Бану Абд аль-Мутталибу, я вам верну. Когда я буду совершать вместе с людьми полуденную молитву, встаньте и скажите: «Мы просим Посланника Аллаха и мусульман о милости: вернуть нам детей и женщин наших». Тогда я вам их отдам и буду просить также других, чтобы вернули вам их». Во время совершения полуденной молитвы совместно с людьми хавазиниты встали и сказали то, что велел им говорить Пророк. После этого Пророк объявил: «То, что принадлежит мне и роду Бану Абд аль-Мутталибу, я вам возвращаю». Мухаджиры заявили: «То, что принадлежит им, принадлежит Посланнику Аллаха». Ансары заявили: «То, что принадлежит им, принадлежит Посланнику Аллаха». Аль-Акраа ибн Хабис сказал: «Я и Бану Тамим не согласны». Уайна ибн Хасн заявил: «Я и Бану Физара не согласны». Аббас ибн Мирдас сказал: «Я и Бану Сулайм не согласны». Бану Сулайм возразил: «Нет. То, что принадлежит нам, принадлежит Посланнику Аллаха». Аббас ибн Мирдас сказал Бану Сулайме: «Вы своим возражением ослабили мое слово!» Пророк тогда заявил: «Кто из вас не отказывается от своей доли пленных, тому я дам за каждого человека шесть долей первой же добычи, которую я добуду». После этого они вернули сакифитам их детей и женщин. Рассказал мне Абу Ваджза Йазид ибн Убайд ас-Саади, что Посланник Аллаха отдал Алию ибн Абу Талибу девушку по имени Райта бинт Хилаль, Осману ибн Аффану подарил девушку по имени Зайнаб бинт Хаййан, Омару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, отдал девушку, которую Омар потом подарил сыну Абдаллаху ибн Омару. Рассказал мне Нафиа, вольноотпущенник Абдаллаха ибн Омара со слов Абаллаха ибн Омара, да будет доволен Аллах ими: «Я отправил ее своим дядьям со стороны матери из Бану Джумах, чтобы привели ее в порядок и подготовили ее для меня, пока я буду совершать обход вокруг Каабы, а затем приду к ним. Я хотел овладеть ею, когда вернусь к ней. Я вышел из мечети после совершения обхода и вижу, что сакифиты зашумели. Я спросил: «Что с вами?» Они ответили: «Посланник Аллаха вернул нам наших женщин и детей». Я сказал: «Ваша девушка у Бану Джумах: идите и возьмите ее». Они отправились туда и взяли ее. А Уайна ибн Хисн взял одну из старух хавазинитов. Когда взял ее в плен, сказал: «Вижу, что старуха. Но я думаю, что у нее много родственников в племени, и надеюсь получить за нее большой выкуп». Когда Пророк предложил вернуть пленных за шесть долей из будущей добычи, он отказался ее вернуть. Тогда Зухайр Абу Сурад ему сказал: «Отдай ее! Ведь, ей-богу, уста у нее холодные, грудь у нее плоская, она бесплодна, муж по ней не будет плакать, и молока она не дает». Когда Зухайр сказал ему это, он вернул ее за шесть долей. Пророк справился у послов хавазинитов о Малике ибн Ауфе, что с ним. Они сказали, что он находится в ат-Таифе вместе с сакифитами. Пророк сказал: «Сообщите Малику, что, если он придет ко мне, приняв ислам, тогда я верну ему семью, имущество и подарю сто верблюдов». Малику сообщили об этом. Он отправился из ат-Таифа к Пророку. Малик боялся, что сакифиты, узнав о том, что предложил ему Пророк, запрут его и не выпустят. Он велел подготовить ему верховую верблюдицу, и ее подготовили для него. Велел ему привести коня, и ему привели коня в ат-Таиф. Он выехал ночью. Сел на своего коня и на нем доскакал до своей верблюдицы, которая была спрятана в указанном им месте. Пересел на верблюдицу и на ней уже прискакал к Пророку. Догнал его в аль-Джуаране или в Мекке. Пророк вернул ему семью, имущество и подарил сто верблюдов. Малик принял ислам и был хорошим мусульманином. Посланник Аллаха назначил его старшим над принявшими ислам сородичами: это племена Сумала, Салама и Фахм; он вместе с ними воевал против сакифитов. Закончив дела по возврату пленных, взятых в долине Хунайн, своим родным, Посланник Аллаха сел на своего верблюда, чтобы уехать. За ним последовали люди, говоря: «О Посланник Аллаха! Раздай нам добычу — верблюдов и овец!» Пророк был вынужден укрыться от них под деревом, с него сорвали плащ. Он кричал: «Верните мне плащ, люди! Клянусь Аллахом, если бы было у вас столько скота, сколько деревьев в Тихаме, то я разделил бы его среди вас и вы не стали бы упрекать меня в скупости, трусости и обмане». Потом он подошел к верблюду, вырвал двумя пальцами клок шерсти и, подняв его, воскликнул: «Люди! Клянусь Аллахом, я не взял из вашей добычи даже этого клока, кроме хумус – пятой части. А хумус тоже возвращается к вам. Верните каждую нитку и иголку! А кто не вернет, то он покроется бесчестием и позором в День суда!» Подошел один из ансаров с мотком ниток из шерсти в руке и сказал: «О Посланник Аллаха! Я взял этот моток, чтобы зашить им седло моего верблюда». Пророк ему ответил: «Я уступлю свою долю из него тебе». Человек, воскликнув: «Если так, то он мне не нужен!», выбросил моток. Ибн Хишам передает: «Зайд ибн Аслам со слов своего отца рассказывал, что Акиль ибн Абу Талиб в день битвы при Хунайне пришел к своей жене Фатиме бинт Шайба ибн Рабиа с окровавленным мечом. Она спросила: «Я вижу, что ты воевал. А что же ты добыл у язычников?» Ответил: «Вот тебе игла, и ты будешь шить себе одежду этой иглой». И кинул ей иглу. Тут услышал, как глашатай Пророка кричит: «Кто взял вещи, все должен вернуть — даже нитку и иголку!» Акиль вернулся и сообщил: «Твоя игла пропала». Взял иглу эту и бросил в общую кучу добытых вещей». Ибн Исхак передал: «Посланник Аллаха с целью добиться дружбы наиболее уважаемых в своем народе людей и с их помощью завоевать расположение к себе раздал им подарки: Абу Суфьяну ибн Харбу он подарил сто верблюдов, его сыну Муавие — сто верблюдов, Хакиму ибн Хизаму — сто верблюдов, аль-Харсу ибн аль-Харсу ибн Калада из Бану Абд ад-Дар — сто верблюдов. Аль-Харсу ибн Хишаму дал сто верблюдов, Сухайлу ибн Амру — сто верблюдов, Хувайтибу ибн Абд аль-Узза — сто верблюдов, аль-Ала ибн Джарийа ас-Сакафи, союзнику Бану Зухра — сто верблюдов, Уайне ибн Хисну ибн Бадру — сто верблюдов, аль-Акраа ибн Хабис ат-Тамими — сто верблюдов, Малику ибн Ауфу ан-Насри — сто верблюдов, Сафвану ибн Умаййа — сто верблюдов. Эти получили по сто верблюдов. Менее ста верблюдов из курайшитов получили следующие люди: Махрама ибн Науфаль аз-Зухри, Умайр ибн Вахаб аль-Джамджи, Хишам ибн Амр из Бану Амир ибн Луай. Я не запомнил, сколько он им дал, но знаю, что меньше ста. Сайду ибн Йарбуу дал пятьдесят верблюдов, ас-Сахми дал пятьдесят верблюдов. Аббасу ибн Мирдасу Пророк дал несколько верблюдов. Рассердившись, он произнес стихи, упрекая в них Пророка за то, что дал ему верблюдов меньше, чем другим. Узнав об этом, Пророк сказал: «Идите и заткните ему рот!» И дали ему столько, пока он не удовлетворился: таким образом было исполнено приказание Пророка заткнуть ему рот. Рассказал мне один из знатоков преданий, сославшись на Ибн Шихаба аз-Зухри, со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы, со слов Ибн Аббаса, который говорил: «Пророк заключил сделку с курайшитами и другими. Он дал им во время пребывания в аль-Джуаране овец Хунайна». Ибн Исхак передал: «Рассказал мне Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Харс, что один из его сподвижников сказал: «О Посланник Аллаха! Ты дал Уайне ибн Хисну и аль-Акраа ибн Хабису двести верблюдов и оставил Джуайла ибн Сураку ад-Дамри. Пророк ответил: «Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммеда Джуайл ибн Сурака — хороший человек, как и Уайна ибн Хисн и аль-Акраа ибн Хабис. Но я добивался их расположения, чтобы они приняли ислам, в то время как я полагаюсь на мусульманство Джуайла ибн Сураки». Рассказал мне Абу Убайда ибн Мухаммад ибн Аммар ибн Йасир со слов Миксама Абу аль-Касима, вольноотпущенника Абдаллаха ибн аль-Харса, который говорил: я и Талид ибн Килаб аль-Лайси пришли к Абдаллаху ибн Амру ибн аль-Асу, когда он обходил Каабу, держа в руках свои сандалии. Мы спросили его: «Ты присутствовал, когда с Пророком разговаривал человек из племени Тамим в Хунайне?» Он ответил: «Да. Пришел человек из Бану Тамим по имени Зу аль-Хувайсира. Стоял возле него, когда Пророк раздавал подарки. Сказал: «О Мухаммад! Я смотрел, что ты делал сегодня». Пророк спросил: «И как ты находишь?» Ответил: «Я не видел, чтобы ты был справедлив». Пророк рассердился и воскликнул: «Горе тебе! Если нет справедливости у меня, то у кого же она может быть?» Омар ибн аль-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха! Может мне убить его?» Пророк удержал его: «Нет, оставь его! У него будут свои приверженцы, своя секта и они настолько углубятся в религию, что выйдут из нее подобно тому, как выходит стрела из подстреленного зверя: посмотришь на наконечник — нет ничего, потом на стрелу — нет ничего, потом наверх и нет ничего — все ушло в содержимое желудка и в кровь».
|