Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования и их обсуждение

C помощью методики Н.В. Сивриковой [9] среди участников исследования были выявлены люди, находящиеся в состоянии острого кризиса (всего 80 человек: 48 женщин и 32 мужчин). Далее результаты диагностики людей, переживающих кризис, подвергались процедуре иерархического кластерного анализа методом Варда. В качестве показателя, характеризующего степень схожести участников исследования, выступал квадрат евклидова расстояния.

Кластерный анализ данных позволил разделить людей, переживающих кризис 30 лет, на три группы (таблица 1).

Таблица 1 Типы переживания нормативного кризиса 30 лет
Тип переживания кризиса Количество Доля от общего числа участников исследования (80 человек)
  Оптимальный   33, 75%
  Тревожно-депрессивный   18, 75%
  Аксиологический   47, 50%

 

Для описания полученных групп (типов переживания кризиса), проводилось сравнение средних тенденций, отражающих симптоматику кризиса, удовлетворенность жизнью, ценностно-смысловые ориентации и временную трансспективу людей, вошедших в каждую из них. Математическая обработка данных проводилась с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса.

Первый тип переживания кризиса был назван нами «оптимальный», т.к. у вошедших в него людей наблюдаются особенности, позволяющие говорить о благоприятном прогнозе проживания кризиса. Согласно полученным данным (рисунок 1), представители первого типа отличаются средним по сравнению с другими выделенными типами уровнем всех исследуемых показателей удовлетворенности жизнью (р≤ 0, 001).

Условные обозначения: ОУ – Общая удовлетворенность, НУД – Неудовлетворенность деятельностью,   АК – Астенический компонент, ТР – Общая тревога  
Рис.1. Удовлетворенность жизнью при разных типах переживания кризиса 30 лет

Аналогичная тенденция отмечается и в отношении значимости терминальных ценностей (рисунок 2): для представителей оптимального типа переживания кризиса практически все терминальные ценности обладают средним уровнем значимости (р≤ 0, 001). Вместе с тем, от других участников исследования их отличает высокая значимость категории «саморазвитие» (р≤ 0, 001). Последнее позволяет прогнозировать благополучное протекание нормативного кризиса, поскольку стремление к развитию, к получению образования является одним из факторов возникновения осмысленности и удовлетворенности жизнью [13].

Условные обозначения: СП - собственный престиж, ВМП - высокое материальное положение, К - креативность, АСК - активные социальные контакты,   РС - развитие себя, Д - достижения, ДУ - духовное удовлетворение, ССИ - сохранение собственной индивидуальности
Рис.2. Ценностные ориентации при разных типах переживания кризиса 30 лет

Как показано на рисунке 3, уровень смысложизненных ориентаций у представителей первого типа выше, чем у представителей второго и третьего типа переживания кризиса (р≤ 0, 001). В структуре смысложизненных ориентаций представителей оптимального типа доминируют ориентации на цели и локус контроля «Я».

Результаты семантического дифференциала (рисунок 4) указывают на то, что при оптимальном типе переживания кризиса люди склонны положительно оценивать собственное прошлое, настоящее и будущее (р≤ 0, 001). При этом максимально значимым для них является прошлое, которое они особенно ценят и принимают.

Можно сделать вывод, что ориентация на цели, положительная оценка своего прошлого, настоящего и будущего, уверенность в собственных силах и стремление к саморазвитию являются тем ресурсом, который позволяет прогнозировать благоприятный вариант прохождения кризиса у людей с «оптимальным» типом его переживания.

Второй тип переживания кризиса был назван «тревожно-депрессивный». Следует отметить, что в данную (самую малочисленную) группу вошли только женщины. Они отличаются от других участников исследования самой низкой степенью удовлетворенности жизнью (р≤ 0, 001). Эти женщины чувствуют усталость и испытывают тревогу. Они истощены, подавлены и потому пассивны. Люди, вошедшие в данную группу, составляют группу риска и особо нуждаются в психологической поддержке.

Условные обозначения: Ц – цели П – процесс Р - результат   ЛКЯ – локус контроля Я ЛКЖ – локус контроля Жизнь
Рис.3. Особенности смысложизненных ориентации при разных типах переживания кризиса 30 лет

 

У представителей тревожно-депрессивного типа отмечается тенденция к потере ценностных ориентиров в виде низкой значимости терминальных ценностей по сравнению с другими группами (р≤ 0, 001). В иерархии ценностей этих людей доминируют следующие категории: «духовное удовлетворение» и «высокое материальное положение». Низкой значимостью для них обладает категория «достижения». Эти люди с одной стороны стремятся делать то, что им интересно и что приносит внутреннее удовлетворение; а с другой – уверены, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, но при этом не стремятся к достижению собственных целей или просто не ставят их перед собой.

Последнее отчасти подтверждается самым низким уровнем смысложизненных ориентаций у представителей тревожно-депрессивного типа среди всех выявленных групп (р≤ 0, 01). Эти люди отличаются неудовлетворенностью прожитой частью жизни, низкой осмысленностью своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем и, следовательно, дискретным восприятием своей жизни в целом (рисунок 3). Личностные смыслы индивида в подобном случае лишены направленности и временной перспективы. Кроме того, представители данной группы демонстрируют неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, свобода выбора для них иллюзорна, и делает бессмысленной попытки что-либо загадывать на будущее. Основными защитными механизмами, по мнению А.В. Серого и А.В. Юпитова [8], в таком состоянии являются проекция, отрицание и отказ от своих намерений, выражающийся в снижении настроения, что подтверждается полученными нами данными.

Временная трансспектива представителей «тревожно-депрессивного» типа, отличается направленностью в прошлое и относительно более низкой оценкой будущего (рисунок 4). Вероятно, депрессивные настроения в этой группе во многом связанны именно с ощущением отсутствия перспектив и неспособностью планировать собственное будущее.

Рис.4. Степень принятия прошлого, настоящего и будущего при разных типах переживания кризиса 30 лет

 

Таким образом, можно заключить, что тревожно-депрессивный тип переживания кризиса 30 лет характеризуется повышенной тревожностью и неудовлетворенностью собственной жизнью, низким уровнем осмысленности жизни, дискретным восприятием своей жизни в целом.

Третий тип переживания кризиса был назван «Аксиологический», т.к. ценностные ориентации людей вошедших в эту группу (рисунок 2) отличаются самым высоким уровнем значимости практически всех исследуемых терминальных ценностей (р≤ 0, 001). В иерархии ценностей людей, составивших третью группу, доминируют: «духовное удовлетворение», «высокое материальное положение», «активные социальные контакты» и «достижения». Наименее ценными для них являются категории «креативность» и «собственный престиж».

Люди, составившие эту группу, отличаются от двух описанных выше групп тем, что их переживания в большей степени направленны на себя (р≤ 0, 001), чем на окружающих. Даже переживая кризис, они остаются дружелюбными, неконфликтными. Они также характеризуются высоким уровнем неудовлетворенности деятельностью (р≤ 0, 001). Вероятно, для этих людей именно разочарование в своей профессиональной деятельности является центральным содержанием кризиса. Интересно, что в этой группе доминируют представители мужского пола (68%). Таким образом, полученные данные согласуются с результатами исследований гендерных различий протекания нормативных кризисов у взрослых людей [11, 12].

В данной группе людей уровень осмысленности жизни ниже, чем у представителей оптимального типа, но выше, чем у представителей депрессивного типа (р≤ 0, 001). Они склонны недооценивать свое прошлое, настоящее и будущее (рисунок 4). При этом именно прошлое принимается ими менее, а настоящее более всего. Таким образом, несмотря на то, что прошлая часть жизни слабо осмыслена этими людьми, сам процесс жизни воспринимается ими как эмоционально насыщенный, интересный. Локусы контроля – «Я» и «Жизнь», при этом носят устойчивые средние показатели (рисунок 3). Однако, как справедливо замечают А.В. Серый и А.В. Юпитов, неосмысленность прошлого опыта сужает спектр интеграции индивида с объективной реальностью. Это выражается в «приземленности», стремлении делать «как надо», неспособности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также в ориентации на практичность и рациональный подход к решению проблем [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что аксиологический тип переживания кризиса 30 лет характеризуется высоким уровнем значимости терминальных ценностей на фоне низкого уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью и непринятия собственного прошлого опыта.

Выделенные типы позволяют наметить пути психологической работы с учетом индивидуальных особенностей переживания кризиса 30 лет. Так, люди с оптимальным типом переживания кризиса могут самостоятельно преодолеть нормативный кризис без помощи психолога. Люди с тревожно-депрессивным типом переживания кризиса нуждаются в психологической поддержке. Психологическая работа в данном случае, прежде всего, должна быть направлена на формирование жизнестойкости и конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Также полезными будут упражнения, направленные на рефлексию собственного жизненного пути и построение временной перспективы. Психологическая работа с людьми, переживающими кризис по аксиологическому типу, должна быть направлена на рефлексию собственного прошлого опыта с целью его осмысления и переоценки. Содержание работы следует строить вокруг профессиональных возможностей и планов человека. При этом в качестве ресурсов может выступать высокая значимость терминальных ценностей и ощущение наполненности и эмоциональной насыщенности жизни, характерные для этой группы людей.

Выводы

1. Существуют индивидуальные варианты проживания кризиса 30 лет, которые условно могут быть обозначены как оптимальный, тревожно-депрессивный и аксиологический типы.

2. К первому (оптимальному) типу относятся люди, которые стремятся к саморазвитию, принимают свое прошлое, настоящее и будущее, уверены в собственных силах. Тревожно-депрессивный тип переживания кризиса характеризуется повышенной тревожностью и неудовлетворенностью собственной жизнью, низким уровнем осмысленности жизни, направленностью в прошлое и отсутствием временной перспективы. К третьему (аксиологическому) типу относятся люди, у которых в момент кризиса отмечается высокий уровень значимости терминальных ценностей на фоне низкого уровня удовлетворенности деятельностью и непринятия собственного прошлого опыта.

3. Типология переживания кризиса 30 лет позволяет наметить стратегии психологического консультирования с учетом индивидуальных особенностей людей. Так, люди с оптимальным типом переживания кризиса могут самостоятельно пережить нормативный кризис без помощи психолога. Люди с тревожно-депрессивным типом переживания кризиса нуждаются в психологической поддержке и работе, направленной на построение временной перспективы. Психологическая работа с людьми, переживающими кризис по аксиологическому типу, должна быть направлена на рефлексию собственного прошлого опыта с целью его осмысления и переоценки.

 

Литература:

1. Дмитриева Ю.Н. Особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 1.– С. 39-42

2. Калинина Н.В., Дмитриева Ю.Н. Гендерные особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса 30 лет // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.– 2009.– Т. 11.– № 4-4.– С. 926-931.

3. Кишукова А.П. Социальное и биологическое в самоорганизации человека // Научные проблемы гуманитарных исследований.– 2010.– № 6.– С. 201-205.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. – М.: Смысл, 2000.– 18 с.

5. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.– 57 с.

6. Перепелкин Л.С. Человек как биосоциальное существо // Вопросы социальной теории.– 2011. – Т. 5.– С. 337-344.

7. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью (новый взгляд на тяжелые болезни).– СПб.: Питер-Пресс, 1995.– 95с.

8. Серый, А.В. Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр.– Кемерово. 2003.– С 55-72.

9. Сиврикова Н.В. Опросник симптомов нормативного кризиса // Материалы II Международной научно-практической конференции «Грани современной науки» (дата разная - 3 сентября 2012 г.).– Краснодар, 2012.– 98 c.

10. Солдатова Е.Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.– 2008.– № 31 (131).– С. 39-47.

11. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография.– Челябинск: ЮУрГУ, 2007.– 267с.

12. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.– 384с.

13. Шляпникова И.А. Уровень образования и включенность в сферу обучения как факторы развития личности в период средней взрослости // Сборник материалов I Всероссийской конференции «Современные проблемы психологии развития и образования человека».– СПб.: АЙСИНГ, 2009.– С.425-433

14. Яшина Л.Г., Чукуров А.Ю. Еще раз о диалоге наук и биосоциальной природе человека // Вестник психофизиологии.– 2013.– № 1.– С. 5.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сквозная задача
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал