Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль переменных






 

В приведенном нами простом эксперименте исследователь убедился, что группы аналогичны по численности, возрастному составу и соотношению мужчин и женщин. Это пример использования контроля. Если бы группы отличались одна от другой, различия могли бы повлиять на результаты эксперимента. Скажем, студенты в больших группах могли дать более низкую оценку преподавателю, чем в небольших группах: у них менее тесный контакт с преподавателями. Если бы группа, узнавшая о мнении прошлогодних студентов, и группа, не получившая такой информации, были разными по численности, мы не смогли бы определить, что повлияло на различия в мнениях - информация о мнении прошлогодних студентов или численность группы. Отбирая группы, идентичные по численности и другим возможным переменным (например, по возрасту студентов), мы считаем эти вероятные причины различий постоянными, т.е. контролируем их и убеждаемся, что мнения прошлогодних студентов - единственная независимая переменная (вероятная причина различий) в данном эксперименте.

При экспериментальном изучении тех или иных социальных проблем исследователь имеет дело с множеством независимых переменных, причем их связи между собой и с зависимой переменной бывают неясными. В процессе исследования необходимо уменьшить число переменных, изолировать их друг от друга и таким образом определить влияние каждой из них. Это осуществляется путем специального контроля. При проведении экспериментального. исследования это не представляет особой трудности: независимая переменная вводится только в экспериментальную, но не в контрольную группу. Различия между результатами, полученными - в той и другой группах, дают информацию о независимой переменной.

Применение такого контроля несколько сложнее в ходе
других видов исследований, например при выборочном обследовании. Изучая отношение студентов к обману, Марк выявил две взаимосвязи:

1) между доходом родителей и точкой зрения студентов;

2) между уровнем образования родителей и мнением студентов.

Если бы он классифицировал полученные им ответы в соответствии с вероисповеданием студентов, вероятно, он обнаружил бы, что, по мнению протестантов, незаконное получение пособий предосудительнее, чем уклонение от уплаты установленных налогов, в то время как католики выразили бы противоположную точку зрения.

Но можно ли действительно считать религиозные убеждения причинным фактором? Есть ли в протестантизме и католицизме нечто такое, что влияет на отношение студентов к этой проблеме? Может быть, различие вызвано тем, что в США уровень образования и доходы обычно выше у протестантов, чем у католиков? Социологи стремятся дать ответ на подобные вопросы, применяя специальные методы контроля переменных.

 

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал